«Вы меломан? По-моему, это отвратительно — быть меломаном»
Г. Гессе «Демиан»
Наверно еще в 2011–2012 году, во время протестов на Болотной площади в Москве, я обратил внимание, на не явно выраженное, обращенное скорее к чему-то подсознательному, чем к рациональному, культурно-смысловое обрамление этой попытки цветной революции в России.
Потом я увидел нечто похожее на украинском майдане, а в 2017 году в США, когда Америка бурлила перед выборами, на которых президентом был избран Трамп. Закавыка оказалась в том, что работавшее по одной и той же схеме культурное оружие, в одном случае сработало (разумеется, его вклад в успешность майдана, как мне кажется не был решающим, но достаточно весомым), а в других — нет.
Если конкретизировать, говорю я сейчас о таком явлении, которое я для себя назвал «Гимнами цветных революций».
Так или иначе в некоем культурном пространстве, каждая цветная революция сопровождается какой-либо песней, которая либо способна воодушевить ее участников на справедливую, как им кажется, борьбу. Конечно, наличие таких песен не является решающим фактором в успешности попыток того или иного госпереворота, однако, как мне кажется, может выступать важным фактором некой духоподъемности, легитимации своих действий на самом высоком, метафизическом уровне.
Негласным гимном украинского майдана 2013–2014 гг. была песня ныне не существующей белорусской группы Ляпис Трубецкой «Воины света» за авторством солиста коллектива Сергея Михалка. Кстати, сам автор так и называет ее — гимн майдана.
Ляпис Трубецкой — группа, долгое время известная широкой публике веселыми незамысловатыми напевами, однако не лишенными красочной образности и белорусского колорита, в середине нулевых радикально сменила имидж и от легковесных композиций перешла к остро-социальной тематике и более тяжелой музыке.
Если смотреть видеозаписи происходящего на Украине в период Евромайдана, то на «Воинов света» натыкаешься довольно часто: ее напевают девушки, разливающие зажигательную смесь по бутылкам, ее скандирует толпа молодежи, разогреваясь перед началом погромов в Одессе 2 мая 2014 года, под ее сопровождением выходит множество нарезок кадров уличной протестной активности в Киеве.
Из видеозаписей отлично видно, как нравится песня участникам Майдана, похоже, что им приятно идентифицировать себя с этими самыми «воинами света — воинами добра», борющимися со злобным «драконом-каменное сердце».
К песне есть официальный видеоклип, сделанный очень качественно не только с технической точки зрения, но и со смысловой.
Клип преимущественно выполнен в монохромной гамме, что придает ему эстетическую стилевую целостность. Действие клипа происходит в идеальном, метафизическом пространстве, в котором обитают скорее духи, архетипы, тонкие высшие сущности.
К ряду «воинов света», помимо Джордано Бруно, Иисуса Христа и Жанны Д'Арк, причислены близкие и понятные герои современности: Юрий Гагарин и Виктор Цой. Этих знаковых героев сопровождает как бы небесное воинство, состоящее из частично обнаженных, но тем не менее создающих впечатление целомудренно чистых, небожителей. Эстетически они без сомнения восходят к образам фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь.
Среди этих небожителей есть и усредненные «бойцы майдана». Они представлены исключительно девушками, нарочито гламурными, максимально, насколько это возможно, эротизированными, без перегибов в порнографию. Частичная обнаженность девушек, придает им эффект большей беззащитности. Того же эффекта добивался режиссер Станислав Ростоцкий в фильме «А зори здесь тихие», сняв сцену в бане, где героини предстают перед зрителем обнаженными. Как говорил режиссер, необходимо было показать, во что потом будут стрелять фашисты, какую красоту и женственность они будут уничтожать.
Небожители и гламурные майданщики представляют из себя как бы единое «воинство света».
Угрожает «воинам света» воинство тьмы, обозначенное крайне однозначно — это гигантский беркут, заслоняющий солнце («Беркут» — украинский спецназ, на первых порах противостоявший майданщикам), а также его приспешники, выглядящие как традиционный омоновец-«космонавт», однако немого стилизованный для создания более агрессивного, отдающего средневековьем, вида. Некоторые из «беркутов» облачены в шлемы наподобие того, что носил культовый злодей фильмов «Звездные войны» Дарт Вейдер. Среди них есть персонажи напоминающие нацистских карателей и стереотипных палачей.
Завершается видеоряд клипа гигантским ядерным взрывом, который наверно, следует понимать в духе известного высказывания Рональда Рейгана, сказавшего «Лучше пусть весь мир сгорит в ядерном огне, чем мои дети будут воспитаны коммунистами».
Если смотреть на музыкально-текстовый материал «Воинов света», то в нем тоже всё на высоте и апеллирует к глубинным высоким образам. Сама по себе песня довольно прилипчива — что-что, а хитовые врезающиеся в память композиции Михалок делать умеет. Ее текст достаточно прост для запоминания, в первую очередь из-за яркой образности, понятной и близкой майданщикам.
В песне есть элемент сплочения: лица, которым она адресуется называются братьями и сестрами, а также друзьями. При этом сам майдан опять же гламуризируется и романтизируется: «Бей барабан — пам! пам! Баррикады, друзья, шум, гам». Понятно, что целевой аудиторией песни является молодежь: «Радуйся молоту в крепкой руке. Водопад молодость — в быстрой реке», — как говорится: «живи быстро, умри молодым», не упусти свой шанс — транслирует песня — сделай что-то сейчас, пока ты молод и «шум-гам с друзьями» тебе в кайф.
«Все, что мы делаем, это творческое созидание, это творческий эпос, это, прежде всего, революция сознания», — говорит Михалок в одном из интервью о своем музыкальном творчестве. То есть он отлично понимает чем он занимается, а также делает это целенаправленно.
Песня «Воины света» наряду со снятым видеоклипом, получились очень качественным продуктом, культурным явлением, сыгравшим мощную идеологическую роль в событиях украинского майдана 2013–2014 гг. Ее отличительными особенностями были: эпичность повествования, образность, апелляция к высокому и героическому, гламуризация и романтизация радикальных уличных протестов, создание образа врага, создание образа героя-майданщика, четкое разграничение добра и зла в том понимании, как его видят участники цветных революций.
Было ли нечто подобное у российских майданщиков в 2012 году? Под какую песню выводили народ на Болотную? Расскажу во второй части.