Найти в Дзене
Юг

О корнях виргинского табака

Имя Джона Рольфа – английского колониста, жившего в Вирджинии в начале 17-ого века, вдруг, стало известно всему миру благодаря популяризации истории индейской принцессы Покахонтас, в которой Рольф играет одну из главных ролей. Какую именно, сказать сложно, поскольку в отличие от диснеевской интерпретации, реальная история отношений Покахонтас, её отца – вождя племени индейцев поуатанов, с первыми колонистами штата Вирджиния, а в особенности с капитаном Джоном Смитом и Джоном Рольфов, полна противоречий, белых пятен и всевозможных домыслов. Начиная с первой встречи Джона Смита – в то время, лидера группы колонистов из Джеймстауна, с индейцами поуатанами. Как гласит легенда, Покахонтас спасла Смита от приветственного удара кистенём по голове, которым отец индейской принцессы намеревался оделить бледнолицего колониста. По другой версии эпизод с казнью Джона Смита – ни что иное, как распространенный у индейцев ритуал символической смерти. Вождь как бы собирается убить пришельца, но за него вступается другой статусный представитель племени и вождь дарует пришельцу новую жизнь. Вероятно, отчасти правдивы обе версии. Индейцы, по началу дружелюбно расположенные к колонистам, решили провести этот ритуал. Однако Джон Смит, не владевший языком поуатанов и ещё меньше осведомлённый об их традициях, воспринял действо на полном серьёзе и должно быть обгадился не по-детски. С другой стороны, может ничего подобно вообще не происходило. По свидетельствам современников, капитан Джон Смит имел склонность приукрашивать свои похождения, придавать им чересчур романтический и героический характер. Кстати, о романтике. Любовные отношения между Смитом и Покахонтас носят двусмысленный оттенок, поскольку на момент их встречи принцессе было то ли 11, то ли 12 лет, а к тому моменту, когда девушка достигла более приличного для отношений с мужчиной возраста, Джона Смита уже не было среди колонистов Джеймстауна. Кроме того, есть версия о том, что спустя пару лет после встречи со Смитом, Покахонтас выдали замуж за одного из соплеменников, с которым она жила счастливо, но не долго. Кстати, Покахонтас - это не имя и уж точно не фамилия, а прозвище, означавшее что-то вроде "непоседа". Нда... А звали принцессу Матоака.

В возрасте 17 лет, в 1612 году Покахонтас попадает в плен и живёт в Джеймстауне в качестве заложницы. Тут мы опять видим ряд взаимоисключающих сведений. По одним данным Покахонтас принимали, как настоящую принцессу, по другим – держали в каталажке, где она подвергалась регулярному насилию. Поведение самой Покахонтас также описывается по-разному: то ли она с энтузиазмом учила английский язык и основы христианской веры, то ли срывала с себя европейскую одежду, бесновалась и замышляла побег.

В том же 1612 году в Джеймстауне появляется Джон Рольф. Появляется он не просто так, а возвращается из небольшого путешествия в испанские колонии, в частности на остров Тринидад и на побережье Венесуэлы. Из этого вояжа предприимчивый и смелый Рольф привозит семена табака. Отметим, что по законам того времени трафик семенного материала из испанских колоний карался смертной казнью. Логичный вопрос: с чего бы это Джон Рольф решил рискнуть головой и тащить через испанские кордоны семена табака? Что же это в Вирджинии своего табака не было? Был. Только никуда не годился. В то время североамериканский табак считался слишком горьким и резким, потому не подходил для экспорта в Европу. На протяжении первой половины 17-ого века лучшим табаком в Новом Свете, шедшем на экспорт, считался табак из венесуэльского штата Баринас. Надо полагать, семена именно этого сорта табака и заполучил Рольф, поскольку свою плантацию назвал Варина (Varina), а табак продавал под коммерческим названием Ориноко, тем самым недвусмысленно намекая покупателям на первоклассное качество своего товара. Землю под плантацию Рольф получил, но оставалась ещё одна проблема – индейцы поуатаны.

-2

К 1612 году изначально дружелюбное отношение аборигенов к колонистам сменилось на откровенно враждебное. Теперь обитателям Джеймстауна, окрестным фермерам и плантаторам грозили отнюдь не символические взмахи индейских дубинок и копий. И вот Джон Рольф принимает ещё одно смелое решение – берёт замуж Покахонтас. Девушка принимает христианство, получает имя Ребекка, а в скором времени и фамилию Рольф. Союз с дочерью вождя возымел действие, индейцы поунялись и настала пора почти 6-ти летнего мира. В это время Джон Рольф времени не терял. Активно засаживал свою плантацию и получал новые сорта табака. В деле этом он преуспел настолько, что плантация Варина, в штате Вирджиния существовала и действовала вплоть до 1977 года! Существует она и по сей день, но в качестве памятника исторического наследия.

-3

Чем же кончилась история Рольфа и Покахонтас? Как ни странно, смертью обоих. Покахонтас костлявая настигла в 1617 году, в Лондоне, куда она отправилась вместе с Рольфом. В начале 17-ого века ситуация была такой, что из Англии в Северную Америку эмигрировали либо отчаянные авантюристы, потерявшие последние связи с родиной, либо ссыльные преступники, которым давался выбор – смертная казнь или ссылка в Американские колонии. Во многом, негативный имидж колоний связывался с присутствием «дикарей». Поездка Рольфа имела своей целью показать на примере Покахонтас, что «не так страшен чёрт». В течение года Покахонтас успешно это показывала, а потом умерла от неизвестных причин.

-4

Для самого Джона Рольфа чёрт оказался как раз так страшен. Он погиб на своей плантации во время масштабной, спланированной атаки поуатанов на Джеймстаун и окрестные поселения. События эти получили название «Индейская резня 1622». Кроме убийства колонистов, индейцы придавали огню многие фермы, дома и плантации. Но плантацию Варина огонь обошёл, иначе история табака получила бы неизвестный поворот.

Мы же делаем смелый вывод о том, что самый известный в мире табак сорта Вирджиния имеет генетическое происхождения от венесуэльского табака.