Оклеветанный царь-реформатор
420 лет назад начался новый виток развития российской государственности. В 1598 году, после смерти сына Грозного, Фёдора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, царём всея Руси стал позже забытый и оклеветанный, но поистине великий – Годунов!
Как показала история, все последующие правители Смутного времени – Лжедмитрий, Шуйский, Михаил Романов – придут к власти в результате переворотов. Годунов же не просто взойдёт на трон законно, он станет единственным царём во всей истории России, «утверждённым всей землёй».
На его коронации, словно в прологе великой драмы, собираются все действующие лица грядущих событий. Позже именно они, присягавшие на верность Годунову, будут за его спиной клеветать, плести интриги, подстрекать к неповиновению, призывать самозванцев, поддерживать иноземцев. И наконец, в финале откроют врагам ворота Кремля. Ненависть к Годунову на краткий миг объединит их. Но потом каждый из них начнёт теми же методами старательно избавляться от временных «союзников», дабы самому влезть на опустевший царский трон…
17 февраля 1598 года, по истечении 40 дней после смерти Фёдора, под руководством патриарха Иова собрался Земский собор. Совет избрал на трон Бориса Годунова. Когда Бориса известили об избрании, он отказался принять трон. Патриарх с духовенством, боярами и гражданами московскими отправились в Новодевичий монастырь просить царицу благословить брата на престол. Просили и самого Годунова принять царство. Но Борис опять отказался.
18 февраля патриарх Иов созвал в Успенском соборе новое заседание выборного Собора. На нём решают считать изменником каждого московита, который признаёт своим государем любого другого человека, кроме Бориса, его сына Фёдора и их потомков. 20 февраля, в первый день Великого поста, члены Собора и люди московские идут процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Александру (её уже называют не мирским именем Ирина, а монашеским Александра) убедить брата принять трон и стать царём. Но и этой мольбе и Александра, и Борис вновь не внемлют. На следующий день очередная, ещё более многочисленная процессия движется к Новодевичьему монастырю. На этот раз Александра соглашается просить брата взойти на престол и тот повинуется царице… Отныне царская власть Бориса основывается не только на решении Собора, но и на волеизъявлении народа. Именно Годунов становится единственным царём Руси, избранным «голосом всей земли».
Об этом подробно рассказывается в грамоте об избрании и восшествии на трон царя Бориса. Искреннее стремление простого народа видеть царём именно Годунова абсолютно естественно. Историк Василий Ключевский отмечал, что для большинства, и большинства огромного, царствование Феодора было временем счастливым, временем отдохновения после бед царствования предшествовавшего, а всем было известно, что правил государством при Феодоре Годунов.
И потому не за страх, не из-под палки и не за копеечку, а искренне и исступлённо, стоя на коленях у Новодевичьего монастыря, с воплем и слезами умолял простой люд Бориса умилосердиться, принять престол. Эту картину не раз потом будут красочно изображать живописцы. С одним маленьким исключением: вместо Годунова будут рисовать… Михаила Романова. Именно эту грамоту об избрании Годунова позже один в один перепишут, сочиняя фальшивую сказку о всенародном «призвании первого царя из дома Романовых». И если желание людей избрать своим царём Годунова – правителя, который много лет удачно уже правил, – понятно и не вызывает сомнений, то описание всенародного плача и уговаривания никому не ведомого отрока Михаила Романова есть прямая фальсификация. Но этот вымысел будет веками кормить писателей, художников, сказителей…
В праздник Нового года, 1 сентября, Борис венчается на царство. По случаю коронации новый царь жалует многим знатным людям высшие боярские и думные чины. Годунов рассчитывает на лояльность боярства. Он и не подозревает, при всей его государственной прозорливости, сколь ненадёжны и подлы алчущие его внимания и ласки бояре.
К счастью, он никогда и не узнает, как Фёдор Мстиславский, подающий ему шапку Мономаха, первым переметнётся к самозванцу, позднее откроет Кремль полякам, а ещё несколько лет спустя будет главенствовать на коронации Михаила Романова.
Может ли Годунов вообразить, что его свояк, князь Дмитрий Шуйский, держащий скипетр, замыслит в будущем сам этим скипетром овладеть?
А Фёдор Романов, на коронации далеко не на первых ролях, но старательно прислуживающий новому царю? В совсем недалёком будущем он со своей женой попытается отравить Годунова, будет служить самозванцу первому и второму, Шуйскому, полякам. А потом будет править Русью вместе с сыном…
Не подозревает, конечно, и девятилетний сын Годунова, Фёдор, улыбающийся, разбрасывающий народу монеты, что его убийством всего через семь лет бояре выслужатся перед Лжедмитрием…
Триумф Годунова бесспорен и, кажется, необратим. Кто осмелится поднять руку на царя, выбранного Собором, званного на трон всем народом и сегодня помазанного богом? Элита, народ – все сегодня на стороне Годунова. Но народ переменчив, а элита подла…
Странно, что некоторые историки обвиняют Годунова в «мелочности», в том, что он стремился «задаривать, заискивать себе расположение народное расточением милостей, небывалых при прежних государях, например в этих пиршествах и подарках ратным людям». Да, Годунов искал поддержки у масс, а кто из правителей за всю мировую историю её не искал? Лишь те, кто народной любви предпочитал народный страх… Но и они искали поддержки у «ратных людей».
Годунов не делает ничего «мелочного», чего потом не сделает Лжедмитрий или Михаил Романов. А вот то великое, что он совершит, они уже, увы, повторить не смогут.
Годунов хочет дать защиту всем своим «избирателям». В своей речи Годунов, принимая благословение от патриарха, громко говорит ему:
«Отче великий патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека!» – и, тряся ворот рубашки своей, продолжал: «И эту последнюю рубашку разделю со всеми!»
Но не нужен был последующим правителям образ Годунова – царя-защитника, народного царя. Веками с ненавистью официальные историки Романовых будут бросать Годунову главный упрёк именно в том, что при венчании на царство он сказал: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека!» Не нравилось это ни царям, ни их летописцам…
На момент восхождения на царство Борис по сути уже тринадцать лет правил Россией, ему предстоит править ею ещё семь лет. Но, увы, это оказываются тяжёлые годы. Государство переживает сложный кризис. В годы своего правления при Фёдоре Годунов уже начал проводить самые остро необходимые реформы. Теперь же, став самодержцем, Годунов решительно берёт на себя всю ответственность за принятие тяжелейших экономических и политических решений.
В целом то, что сделал Годунов ещё до своего восхождения на престол, обеспечило существенное улучшение экономической ситуации в стране. И принесло Борису заслуженный трон. Но после коронации, казалось, удача, сопутствовавшая Борису-правителю, отворачивается от Бориса-царя…
Россию постигает беда, какой, как пишут современники, не помнили ни деды, ни прадеды. Трёхлетние неурожаи и великий голод. Деньги потеряли цену, а хлеб подорожал. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. К голоду присоединилась холера. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Но даже царских запасов не хватило на всех голодных. Ели кошек, собак, мышей. Началось людоедство.
Вместе с тем очевидец событий голландец Исаак Масса сообщает, что
«запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его».
Конфисковать у Церкви и знати хлеб Борис не решился, хотя и запретил продавать хлеб дороже определённого предела и преследовал тех, кто взвинчивал цены, но успеха добиться не смог. Он также приказывает бедным раздавать и деньги, чтобы они могли купить у знати и в монастырях хлеб, которого в стране более чем достаточно. На этом наживались спекулянты: бояре и церковники.
Многие монастыри отказывались отдавать хлеб, предпочитая выжидать повышения цен и наживаться. Крупные бояре, монастыри и даже сам патриарх Иов придерживали хлеб, желая продать его дороже и максимально нажиться на голоде. А Годунова, пытающегося регулировать цены, богатые бояре и богатые церковники ненавидели всё больше и больше.
Голод и резкое усиление крепостного гнёта привели к развитию повстанческого движения. И народный бунт было уже не погасить… Борис лишился своей единственной верной поддержки – народной любви. А боярской-то у него никогда и не было.
Голод уменьшился осенью 1604 года благодаря первому хорошему урожаю. Но поздно. Россию подстерегала новая беда. Уже в октябре 1604-го человек, называющий себя царевичем Дмитрием, с большим войском, состоящим из поляков и казаков, вступил в пределы Московского государства.
И вот в этот напряжённый момент жизнь Бориса оборвалась внезапно и таинственно: 13 апреля Годунов встал здоровым и весёлым, а после обеда сразу умер... Рок или яд?
Исаак Масса в своих мемуарах описывал эту загадочную смерть так :
13 апреля по старому стилю Борис был весьма весел, или представлялся таким, весьма много ел за обедом и был радостнее, чем привыкли видеть его приближенные. Отобедав, он отправился в высокий терем, откуда мог видеть всю Москву с ее окрестностями, и полагают, что там он принял яд, ибо как только он сошел в залу, то послал за патриархом и епископами, чтобы они принесли ему монашеский клобук (monicxcappe) и тотчас постригли его, ибо он умирал, и как только эти лица сотворили молитву, постригли его и надели на него клобук, он испустил дух и скончался около трех часов пополудни.
«...»
мы подозревали, что царь умер, однако, никто не осмеливался сказать; на другой день узнали об этом повсюду, когда все служилые люди и придворные в трауре отправились в Кремль; доктора, бывшие наверху, тотчас увидели, что это случилось от яду и сказали об этом царице и никому более.
На престол взошёл его сын Фёдор. Судьба отвела его правлению всего три месяца. А Лжедмитрий был всё ближе к Москве. Знать думала о собственной шкуре. А как лучше угодить претенденту на трон, как не головой его соперника?
Девятого июня 1605 года бояре совершили государственный переворот. Фёдор Годунов и его мать были убиты. Тело Бориса Годунова было выброшено из саркофага Архангельского собора и зарыто на погосте бедного Варсонофьевского монастыря близ Лубянки, где хоронили нищих и бродяг. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.
При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь (сегодня – Троице-Сергиева Лавра) и захоронены у северо-западного угла Успенского собора. Позже здесь же похоронили и дочь Бориса Ксению (в иночестве Ольгу). В 1782 году над гробницами была сооружена усыпальница.
Бояре Шуйские, Мстиславский и другие поехали в Тулу с хлебом и солью встречать самозванца. А сидящий в ссылке Фёдор – Филарет Романов, радостно ухмыляясь, говорил стражникам: «Увидите, кем я буду впредь!»
Да, «испечённый» в Польше, но «замешанный» в Москве самозванец подходит к Москве, но и ему ещё придёт время кровью платить по счетам своих кукловодов…
Эпоха Годунова завершилась. Россия упустила блестящий шанс без смут и потрясений задолго до многих других европейский государств стать просвещённой монархией, динамично развивающейся современной державой. Столетие спустя, когда из-за смуты Россия экономически и политически сильно отстанет от своих соседей, Пётр Великий продолжит дело Годунова. Он будет жёстко, сурово ломать старую Русь, чтобы модернизировать её. Так же, как Годунов, он начнёт посылать российских недорослей в Европу за знаниями. Он сам будет стремиться к сближению с Европой. И так же, как он, вызовет ненависть бояр и знати, шлейф сплетен и обвинений в жестокости, впрочем, подчас весьма справедливых. Но Россией будут править наследники Петра, и потому образ первого российского императора, пусть не глянцевый, всегда будет высоко почитаем.
Другое дело Борис. У него нет потомков-царей, которые могли бы стоять на страже его памяти. У него только враги, которые могут обелить свои собственные преступления против законной царской династии лишь возведением на Годунова сонма страшных, порой диких обвинений.
Клевета на Годунова стала официальной идеологией дома Романовых на века. Но всё равно прорывалась истина.
Да, историю пишут победители. Если бы на смену Рюриковичам пришла династия Годуновых, то в официальных учебниках истории царской России, наверное, Годунов воспевался бы как российский Карл Великий, основатель великой империи, мудрый и прозорливый правитель, почитаемый народом и благословлённый богом.
И это было бы гораздо ближе к истине… Но история не знает сослагательного наклонения.
Зато время расставляет всё на свои места. Только, увы, очень не скоро.
P.S. В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов были перемешаны, черепа не сохранились. Что стало добычей варваров – не известно, за исключением единственного: грабители забрали черепа царской четы.
🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴🤴
А вы как считаете, смерть царя Бориса была естественной или насильственной? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!
Мария ВАЛОВАЯ, Москва
Фото: http://wikipedia.org, http://vision7.ru
Материал дан с незначительными сокращениями.
© "Союзное государство", № 8-9, 2019
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
ИСТОРИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
А вы знаете, что стало с гражданином Мининым и Князем Пожарским?
Мало кто знает, какой именно орёл, изображён на гербе России
Литвины тоже были русскими
Как русский Шерлок Холмс сделал полицейских "мусорами"
Из-за чего покончила с собой совладелица Елисеевского магазина
Княгиня Шаховская - женщина, достойная триллера
Семь интересных, но малоизвестных историй из жизни Хирурга и Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
Как купцы Рябушинские опустили "Железный занавес" между Россией и Европой