В предыдущих частях материала я начал рассказывать о тех проблемах, с которым в последние годы столкнулись ВМС США. Одной из главных стала нехватка денег и постоянный перерасход выделяемого флоту бюджета.
Впрочем, перерасход бюджета – это еще не самое страшное для американского флота.
Куда более печальным, судя по упоминавшемуся ранее докладу Счетной палаты США, является то, что в ходе реализации программ в области кораблестроения подрядчики допускают срыв сроков поставки головных и серийных боевых надводных кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов и судов обеспечения (причем зачастую налицо весьма существенный по времени срыв).
А также передают заказчику, т.е. Военно-морским силам США, боевые единицы, которые, как вскоре выясняется, не соответствуют в той или иной части своих тактико-технических элементов и боевых возможностей выданному ранее флотом тактико-техническому заданию и согласованному затем «профилю» корабля.
«Мы выяснили, что срыв сроков – обычное дело для реализуемых Военно-морскими силами кораблестроительных программ, – указывается в отчете «Военное кораблестроение: прошлые результаты дают ценные уроки для будущих инвестиций», подготовленном специалистами Счетной палаты США. – Во всех восьми случаях, которые мы рассмотрели, головные корабли были переданы флоту с задержкой, причем более половины этих кораблей были переданы с задержкой более чем на 2 года».
Ситуация со сдачей заказчику, ВМС США, головных кораблей тех типов, которые подвергались анализу специалистами Счетной палаты США в ходе подготовки упомянутого отчета, выглядит следующим образом.
В расчет в отчете брались две даты - исходная и конечная:
- исходная дата – это планируемая дата передачи корабля заказчику, которая была указана в бюджетном запросе Министерства ВМС США, поданном в год, предшествующий началу финансирования работ по его постройке,
- конечная дата – это актуальная дата передачи корабля заказчику, либо же, если его передача только предстояла, то в расчет принималась ожидаемая дата передачи головного корабля флоту, указанная в бюджетном запросе Министерства ВМС США на 2018 фин. год.
Рекордсменом здесь стал головной эсминец УРО типа «Зумволт» (DDG-1000), одноименный эсминец УРО «Зумволт» (USS Zumwalt; DDG-1000). Корабль этот назван в честь известного американского адмирала Элмо Расселла «Бада» Зумволта младшего (Elmo Russell «Bud» Zumwalt Jr.; 29.11.1920 – 02.01.2000), ставшего в истории ВМС США самым молодым их начальником военно-морских операций (командующим).
Эсминец УРО "Зумволт" строился на расположенной в городе Бат, штат Мэн, судостроительной верфи «Бат Айрон Уоркс» (Bath Iron Works – BIW) – одной из старейших судоверфей в Америке (основана в 1884 году генералом Томасом Хайдом), которая с 1995 года входит в состав корпорации «Дженерал Дайнэмикс» (General Dynamics Corporation).
Контракт на его постройку стоимостью 1,4 млрд долл. был выдан компании 14 февраля 2008 года, а в июле того же года руководство корпорации «Дженерал Дайнэмикс» утвердило рабочий график, согласно которому «полномасштабная» постройка эсминца должна была начаться в октябре 2008 года, передача корабля заказчику планировалась на апрель 2013 года, а состояния начальной оперативной готовности, т.е. стать полноценным боевым кораблем он должен был достичь в марте 2015 года.
Однако, как говорится, не срослось.
На деле «полномасштабная» постройка головного эсминца УРО нового поколения началась 11 февраля 2009 года, церемония его закладки состоялась 17 ноября 2011 года, а спуск на воду – 29 октября 2013 года.
Ходовые испытания корабля были начаты только 7 декабря 2015 года, а официальная церемония ввода его в боевой состав американского флота прошла в Балтиморе аж 15 октября 2016 года.
В конечном итоге, согласно подсчетам авторов рассматриваемого нами доклада, задержка по срокам со сдачей головного ЭМ УРО типа «Зумволт» составила 72 месяца.
Адмирал Зумволт, отдавший флоту 32 года жизни, будь жив сейчас, устроил бы за такой колоссальный срыв сроков настолько капитальный разнос и своим сослуживцам, и корабелам, что следующие корабли они, видимо, сдавали бы с не менее большим опережением плана.
С другой стороны,эсминец УРО типа «Зумволт» – это боевой корабль действительно нового поколения.
В нем реализована просто масса уникальных конструкторских решений и применены новые, специально разработанные под данный корабль вооружение и оборудование различного назначения.
Так что хорошо еще, что задержали сдачу корабля «всего-то» на 72 месяца, т.е. 6 лет, поскольку при таком уровне новизны корабелы вполне могли сдвинуть сроки вправо и поболее.
За примерами далеко ходить не надо – корабли новых типов, получившие новые, только что созданные образцы вооружения и оборудования, и в нашей стране строятся с неменьшими задержками.
Вторым «корабельным долгостроем» Америки стал головной десантный транспорт-док типа «Сан-Антонио» (USS San Antonio; LPD-17).
Задержка со сроками его строительства составила, согласно подсчетам авторов рассматриваемого нами документа, немногим менее – 54 месяца.
То есть американский флот получил свой первый десантный корабль нового поколения на четыре с половиной года позже, чем планировал изначально при запуске программы в действие.
«Бронзу» же в соревновании на «самый-самый корабельный долгострой» выиграл уже отметившийся в предыдущих номинациях головной универсальный десантный корабль типа «Америка» (USS America; LHA-6).
Задержка со сроками его постройки и передачи заказчику составила, по данным Счетной палаты США, какие-то «несчастные» 35 месяцев, т.е. без одного месяца – три года.
Остальные головные корабли сдавались Военно-морским силам США со следующей задержкой:
- многоцелевая атомная подводная лодка «Техас» – вторая МЦАПЛ типа «Вирджиния» и первая, строившаяся на верфи компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (МЦАПЛ), сорвала первоначально утвержденные сроки на 29 месяцев, хотя головная субмарина данного типа, МЦАПЛ «Вирджиния», строившаяся на верфи компании «Дженерал Дайнэмикс Электрик Боут», почему-то сдавалась заказчику с вдвое меньшей итоговой задержкой – всего 14 месяцев;
- головной атомный многоцелевой авианосец типа «Форд» (USS Gerald R. Ford; CVN-78), названный в честь американского президента, несмотря на свою высокую новизну был в итоге сдан заказчиком все же не с таким большим опозданием – «всего» на 25 месяцев.
Последние места в антирейтинге заняли литоральные боевые корабли (ЛБК) – головной корабль типа «Фридом», имеющий традиционную однокорпусную конструкцию, сдан заказчику с опозданием относительно первоначально заявленных сроков на 18 месяцев, а ЛБК-тримаран типа «Индепенденс» был сдан с задержкой на 6 месяцев.
Впрочем, как указано в подготовленном Счетной палатой США докладе «Военное кораблестроение: прошлые результаты дают ценные уроки для будущих инвестиций», серийные литоральные боевые корабли сдавались тоже с весьма серьезной задержкой относительно первоначально заявленных сроков.
Средняя задержка по срокам при постройке и сдаче флоту кораблей типа «Фридом» составила 16 месяцев, тогда как корабли типа «Индепенденс» в среднем сдавались американским морякам с опозданием на 14 месяцев (в расчет брались корабли, заказанные фотом по контракту LCS 5-28).
С еще большими задержками – от 15 до 20 месяцев – сдавались, согласно данным авторов отчета, четыре серийных десантных транспорта-дока типа «Сан-Антонио» (с. 9).
Однако для боеготовности флота более существенное негативное влияние имеет даже не задержка со сдачей кораблей, а то, что сданные корабли – как головные, так и серийные – сдаются с массой недоделок.
Да еще и с точки зрения своих боевых и эксплуатационных возможностей и характеристик не оправдывают в полном объеме тех надежд, которые на них возлагает командование Военно-морских сил США.
«Мы выяснили, что ВМС обычно принимают корабли со значительным объемом не устраненных дефектов, включая те недостатки, которые представляют собой наиболее серьезную угрозу для эксплуатации и обеспечения безопасности корабля, – подчеркивается в докладе Счетной палаты США. – Такая деятельность Военно-морских сил вступает в конфликт с заявленной ими же политикой, согласно которой надводные корабли и подводные лодки должны находиться в состоянии полной оперативной готовности (готовности к бою и походу), подразумевая, что все вопросы по исполнению обязательств по контракту должны быть разрешены до момента их передачи, исключая отдельные требования, которые могут быть выполнены только после передачи корабля (например, работы по оснастке)».
В то же время специалисты Счетной палаты США отмечают, что в 2009 году командование ВМС, столкнувшись с резким ростом объемов недоделок на сдаваемых судоверфями кораблях и судах, предприняло решительные действия по нивелированию этой проблемы.
В результате флоту удалось наладить более активный контроль за ходом строительных работ на верфях.
Впрочем, хоть частично решить задачу адмиралам и удалось, но, как указано в указанном докладе, ВМС США продолжают принимать корабли с неустраненными серьезными дефектами.
«Так, в отношении восьми рассмотренных нами кораблей мы установили, что в 2017 году 90% серьезных недостатков, выявленных в ходе приемо-сдаточных испытаний, на момент их передачи устранены не были», – подчеркивается в документе.
А в качестве наиболее характерного примера специалисты Счетной палаты США приводят головной ЛБК, принадлежащий, судя по представленному фото, к типу «Индепенденс», на котором серьезную проблему с работой корабельного радара, приводившей к самопроизвольному применению средств РЭБ (постановке заградительных помех средствам воздушного нападения противника), удалось устранить только лишь четыре месяца спустя после того, как корабль был передан заказчику.
Примеры с кораблями других типов можно увидеть в представленной здесь графике из доклада Счетной палаты США «Военное кораблестроение: прошлые результаты дают ценные уроки для будущих инвестиций».
«Из шести типов кораблей, которые в течение минувших 10 лет прошли интенсивные эксплуатационные испытания, только половина – SSN-774 (МЦАПЛ типа «Вирджиния». – В.Щ.), T-AKE (универсальные транспорты снабжения и боеприпасов типа «Льюи и Кларк») и LHA 6 (УДК типа «Америка». – В.Щ.) – завершили испытания с первой попытки, что означает: корабли были признаны боеспособными и пригодными к эксплуатации».
А вот оба типа литоральных боевых кораблей и десантный транспорт-док типа «Сан-Антонио» означенные испытания с первого раза вовсе не прошли, завалив их.
Под термином «боеспособный» (operational effectiveness) в ВМС США понимается то, способен ли данный конкретный корабль решать возлагаемые на него боевые задачи или нет.
В свою очередь под термином «пригодный к эксплуатации» или «пригодный к боевому использованию» в американском флоте понимается возможность обеспечивать полноценную, беспроблемную эксплуатацию и снабжение кораблей данного типа.
Причем, что интересно, в документе указывается, что многоцелевая атомная подлодка типа «Вирджиния» хоть и прошла в целом указанные испытания, но все же не в полном объеме.
В ходе испытаний были выявлены отдельные проблемы с надежностью, связанные с работой отдельных образцов оружия и корабельного оборудования, которые выходили из строя чаще, чем ожидалось.
В чем же причины всего выше описанного «кораблестроительного ужаса», творящегося в Соединенных Штатах?
Основная причина, согласно выводам, сделанным специалистами Счетной палаты США, заключается в том, что заказчик, т.е. ВМС США, с самого начала недостаточно полно и четко осуществляет проработку программы создания и серийной постройки кораблей и судов.
Проще говоря, хромают менеджмент и финансовая грамотность.
«Для того чтобы кораблестроительные программы были успешными, они должны быть основаны на здравых бизнес-кейсах (фактически, речь идет о соответствующем экономическом обосновании для кораблестроительных программ. – В.Щ.), – указывается в подготовленном специалистами Счетной палаты США докладе «Военное кораблестроение: прошлые результаты дают ценные уроки для будущих инвестиций». – Однако, в случае с кораблестроительными программами ВМС, имеет место дисбаланс между теми ресурсами, которые запланированы для реализации данных программ, и теми возможностями, которые ВМС ожидают в итоге получить. Данный дисбаланс возникает в результате попытки профинансировать постройку головного корабля в условиях, когда с одной стороны велико давление конкурентов с целью получить финансирование на реализацию программы, а с другой – многие аспекты программы остаются неизвестными».
«В рамках данного процесса Военно-морские силы часто начинают кораблестроительные программы со слабыми экономическими бизнес-кейсами, которые обещают, что ВМС получат то, что ожидают, в рамках запланированных бюджета и сроков. Однако по мере того, как строительные работы набирают обороты и начальные бизнес-кейсы начинают рушится, кораблестроительные программы Военно-морских сил требуют приложения все больших усилий для того, чтобы обуздать растущие стоимость и увеличивающиеся сроки. Причем делается это зачастую за счет изменения первоначально запланированных уровня качества и характеристик. К тому времени, как эти проблемы выходят на поверхность, в постройке уже находятся множество кораблей, что в итоге приводит к нарушению процесса строительства данной серии. В более долгосрочной перспективе такой подход снижает покупательскую способность Военно-морских сил и возможность достичь поставленных флотом целей», – подчеркивается в документе.
В практическом плане, принимая во внимание все выше изложенные результаты исследования, выполненного американскими специалистами, все это приводит к тому, что «корабли обычно обходятся в существенно большую сумму и требуют большего времени для их постройки».
«Только в отношении головных кораблей Военно-морские силы в течение последних 10 лет по находившимся в постройке типам кораблей допустили финансовый перерасход в совокупности 8 млрд долларов и испытали многолетние задержки с поставками, – указывается в докладе. – При этом многие из этих кораблей были переданы флоту, отличаясь меньшим уровнем качества и худшими характеристиками, чем это ожидалось изначально».
В результате это снизило покупательную способность ВМС США и привело к существенным провалам в реализации плана долгосрочной кораблестроительной программы, который был принят в 2007 году:
если изначально планировалось в период 2007-2018 годов поставить американскому флоту 330 кораблей за 182 млрд долл. (в приведенных к 2018 фин. году ценах), то в действительности вышло так, что адмиралы получили к 2018 году только 280 кораблей, которые к тому же обошлись им в 206 млрд долл.
Впрочем, решить эту серьезную проблему, по мнению аудиторов Счетной палаты США, можно досточно легко и оперативно. Было бы, как говорится, желание.
«Военно-морские силы планируют крупнейшее увеличение численности корабельного состава за последние 30 лет, что создает для ВМС возможность улучшить свой подход к тому, как они приобретают корабли, и сделать его более ответственным, избежав тем самым в итоге ошибок прошлого», – говорится в рассматриваемом нами докладе Счетной палаты США. Причем, как подчеркивается в заключительной части данного документа, «разорвать замкнутый круг роста цен, срыва сроков и несоответствия по характеристикам и возможностям при осуществлении кораблестроительных программ ответственные за принятие решений лица в Министерстве обороны, в Военно-морских силах и в Конгрессе могут за счет использования реалистичных и выполнимых экономических обоснований (моделей)».
Однако на это специалисты Счетной палаты США постоянно указывали в своих специальных докладах, которых они на протяжении последних 10 лет подготовили аж 26.
Количество же рекомендаций в этих докладах, представленных в Конгресс, достигло 67.
Судя по всему, американским адмиралам все это впрок не пошло. Пойдет ли впрок новый, рассматриваемый нами отчет, – пока не понятно.
Впрочем, сами американские адмиралы, безусловно, уверены в успехе.
В частности, контр-адмирал Уильям Галинис (Rear Adm. William J. Galinis), занимающий должность начальника отдела по контролю за программами постройки надводных кораблей Командования военно-морских систем ВМС США (Naval Sea Systems Command; часто также – Командование кораблестроения и вооружения), заявил в июле 2018 года во время делового завтрака в рамках конференции и выставки Военно-морской лиги США, что текущий объем финансирования кораблестроительной программы ВМС и усилия по продлению сроков службы находящихся сегодня в боевом составе флота кораблей позволяют с уверенностью говорить о том, что амбициозная цель создать флот в 355 вымпелов – вполне реализуема.
Но так представители командования ВМС США, как явствует из рассмотренного мною доклада, говорили и в прошлом. Так что, как говорится, поживем – увидим, что будет на этот раз.