Найти тему

ВМС США: деньги потрачены, кораблей нет, а моряки ничего не умеют

Оглавление

С начала 20 века Военно-морские силы считались одним из главных элементов глобального доминирования Америки.

Great White Fleet, т.е. Великий белый флот - так называлась крупная корабельная группировка ВМС США, включавшая две эскадры по восемь броненосцев в каждой (плюс корабли и суда сопровождения), которая в период с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года совершила длительное кругосветное плавание.

Маршрут кругосветного плавания Великого белого флота ВМС США (TastyCakes / https://commons.wikimedia.org / CC BY 3.0)
Маршрут кругосветного плавания Великого белого флота ВМС США (TastyCakes / https://commons.wikimedia.org / CC BY 3.0)

Великий дальний поход был санкционирован по личному указанию тогдашнего президента США Теодора Рузвельта и был призван продемонстрировать всему миру возросшую военно-морскую мощь Америки, имеющей теперь, как тогда было принято говорить, "флот открытого моря". Сегодня мы такой флот называем океанским.

С тех пор, даже несмотря на все палки, которые вставляли в "колеса" адмиралам их коллеги из Военно-воздушных сил, тоже претендовавших на роль "наиглавнейшего" элемента глобальной военной мощи Америки, все же именно Военно-морские силы олицетворяли собой ту "длинную руку" Вашингтона, с помощью которой он мог дотянуться до самой удаленной точки планеты.

И действительно: если летчикам для совершения перелетов на дальние расстояния, а, тем более, осуществления длительного базирования в удаленных районах Земли, требуется соответствующая инфраструктура (минимум - взлетно-посадочные полосы и склады, максимум - полноценные авиабазы), то моряки со своим плавучим тылом могут годами "жить на воде", даже не сходя на берег.

К тому же у флота уже давно есть своя авиация, которая способна решать широкий круг задач и является носителем ядерного оружия.

Artwork: "The Great White Fleet"- Artist: John Charles Roach (www.archives.gov)
Artwork: "The Great White Fleet"- Artist: John Charles Roach (www.archives.gov)

Однако в последние годы ВМС США по целому ряду причин стали в буквальном смысле сохнуть и сморщиваться, как шагреневая кожа: пополнение корабельного состава флота новыми боевыми единицами не позволяет даже поддерживать численность флота на постоянном уровне.

Нет, конечно, до "полного аллес капут", который им уже многие годы предрекают алармисты, еще далеко, но ситуация уже вызывает серьезное беспокойство у военно-политического руководства Америки.

Причина всех проблем, как не удивительно, вполне банальна - деньги. А точнее - их нехватка: постоянно растущая стоимость постройки, ремонта и техобслуживания кораблей и судов, а равно и увеличивающиеся сроки постройки и ремонта, приводят к тому, что ВМС вынуждены экономить.

Причем зачастую экономия выглядит весьма интересно - адмиралы просто списывают в утиль корабли, которые пополнили боевой состав флота не более десятка лет назад.

На прошедших недавно специальных слушаниях в Конгрессе США член Комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса Элейн Лурия, сама прослужившая на флоте два десятка лет, даже недоуменно спросила начальника военно-морских операций (командующего) ВМС США адмирала Майкла Гилдэя:

как же можно построить "Флот из 355 вымпелов" (это свежая "военно-морская фишка" Пентагона), если каждый год Министерство ВМС списывает в утиль или отправляет в Резерв больше кораблей, чем получает от промышленности.

"Молчание было ей ответом" - такие слова классика приходят на ум, поскольку адмирал оказался совершенно не способен решить эту простейшую задачку с математическим уклоном.

А ведь ответ был неоригинален - просто "никак".

Впрочем, не дав ответа на весьма простой вопрос, адмирал Гилдэй снова попросил очередной порции "зеленых бумажек", пообещав за это смело и решительно противостоять главным противникам Америки на море.

Если кто не знает, то на роль последних сегодня назначены Китай и Россия - именно в такой последовательности и приоритетности.

Впрочем, если кто-то думает, что такая ситуация - в новинку для ВМС США, то он глубоко заблуждается: эти проблемы не решаются годами.

В качестве подтверждения предлагаю ознакомиться со статьей, которую я подготовил на основе официальных отчетов и аналитических докладов самих американских военспецов еще три года назад - в 2018 году. По причине большого объема, она будет опубликована в нескольких частях.

«Золотой утюг», т.е. головной эсминец УРО типа «Зумволт», влетел флотскому бюджету в дополнительные 1,5 млрд долл. Бат, штат Мэн. 28 октября 2013 г. (Фото ВМС США)
«Золотой утюг», т.е. головной эсминец УРО типа «Зумволт», влетел флотскому бюджету в дополнительные 1,5 млрд долл. Бат, штат Мэн. 28 октября 2013 г. (Фото ВМС США)

Деньги потрачены, кораблей нет, а моряки ничего не умеют

Именно так и никак иначе, ознакомившись до того с содержанием двух недавно (на 2018 г.) ставших доступными документов Счетной палаты США и Военно-морских сил США, можно кратко, но, как говорится, емко охарактеризовать то, что произошло за последние годы с Военно-морскими силами США в целом и с их амбициозной кораблестроительной программой в частности.

«Боевые корабли обошлись на миллиарды долларов дороже и находились в постройке на годы больше, чем планировалось, да еще и зачастую не оправдывали ожиданий по их качеству и не соответствовали ожидаемым тактико-техническим характеристикам», – резюмируется в докладе Счетной палаты.

Конечно, утверждать, что «американскому флоту – капут» (как многие из наших сограждан уже всецело по какой-то им одним ведомой причине убеждены), ни в коем случае нельзя. Но то, что налицо серьезные проблемы, имеющие место в пока еще самых крупных и самых мощных военно-морских силах на планете, можно со всей определенностью.

Причем особо подчеркнем, что выводы эти сделаны не нами и не какими-то врагами или недоброжелателями Америки, которую Дональд Трамп пытается сделать «снова великой», а сформулированы самыми что ни на есть авторитетными американскими специалистами по итогам проделанной ими очень кропотливой и въедливой работы, а также всесторонней и вдумчивой оценки собранных ими многочисленных и разнородных данных.

На чем же основан такой пессимизм аудиторов Счетной палаты США и командования ВМС США? Давайте попробуем разобраться.

Экипаж только что официально принятого в боевой состав ВМС США универсального десантного корабля «Америка» (LHA-6) вскоре займет свои места согласно боевому расписанию. Паскагула, штат Миссисипи. 10 апреля 2014 г. Стоимость постройки «Америки» превысила смету почти на 1 млрд долл. (Фото ВМС США)
Экипаж только что официально принятого в боевой состав ВМС США универсального десантного корабля «Америка» (LHA-6) вскоре займет свои места согласно боевому расписанию. Паскагула, штат Миссисипи. 10 апреля 2014 г. Стоимость постройки «Америки» превысила смету почти на 1 млрд долл. (Фото ВМС США)

Бюджет на вырост

В новом военном бюджете, подписанном президентом США Дональдом Трампом, программе военного кораблестроения уделено важное внимание. Американские адмиралы получили от своего Конгресса и от любимого Верховного главнокомандующего даже больше, чем просили.

Военно-морское министерство запрашивало на 2019 финансовый год (ф.г.) на строительство и модернизацию боевых надводных кораблей, подводных лодок, а также вспомогательных судов и судов обеспечения в общей сложности 21,87 млрд долл., а получило в итоге нежданно негаданно аж 24,05 млрд долл.

«Тринадцать новых боевых кораблей основных классов и вспомогательных судов, включая четвертый авианосец типа «Форд» и три дополнительных литоральных боевых корабля», – с гордостью, граничащей с помпезностью, говорил хозяин Овального кабинета на церемонии подписания бюджета, проходившей 13 августа 2018 года на расположенной в штате Нью-Йорк крупной военной базе Форт Друм, где расквартирована хорошо многим известная по своим «заморским операциям» 10-я горная (легкая пехотная) дивизия Сухопутных войск США.

Выделены также немалые средства на модернизацию и ремонт боевых кораблей, вспомогательных судов и судов обеспечения американского флота, на закупку имеющихся и создание новых военно-морских вооружений и различного оборудования, а также на содержание личного состава, численность которого возрастет до 335,4 тыс. человек (увеличение по сравнению с 2018 ф.г. на 7,5 тыс. человек), плюс еще 59,1 тыс. человек разрешено содержать в Резерве ВМС (увеличение на 100 чел.).

Впрочем, как говорится в поговорке, не в коня корм. Ведь, как явствует из опубликованного летом 2018 года очередного отчета Счетной палаты США, подготовленного для профильных комитетов Конгресса США, несмотря на просто огромные (а по нашим меркам так просто фантастические) финансовые средства, выделенные адмиралам и полностью оприходованные ими, положение флота не только не стало лучше, но даже и ухудшилось.

Речь идет о двух докладах, которые недавно стали доступны широкому кругу специалистов.

Первый документ, который получил название «Военное кораблестроение: прошлые результаты дают ценные уроки для будущих инвестиций» и был подготовлен под непосредственным контролем главного аудитора Счетной палаты США в период с июня 2017 года по июнь 2018 года по результатам 10 лет работы американской судостроительной отрасли в интересах Военно-морских сил США для последующего представления и рассмотрения финального документа всеми заинтересованными комитетами американского Конгресса (Navy Shipbuilding: Past Performance Provides Valuable Lessons for Future Investments. United States Government Accountability Office. June 2018. A Report to Congressional Committees. GAO-18-238SP).

Командующий надводными силами Тихоокеанского флота ВМС США вице-адмирал Ричард Браун (Фото ВМС США)
Командующий надводными силами Тихоокеанского флота ВМС США вице-адмирал Ричард Браун (Фото ВМС США)

Копии данного исследования, как указано в документе, были также направлены широкому кругу руководителей высшего ранга, включая министра обороны и министра Военно-морских сил США, равно как и «иным заинтересованным сторонам».

Следует отметить, что главным побудительным мотивом для подготовки данного документа, как явствует из его предисловия, стало решение военно-политического руководства Соединенных Штатов дать «зеленый свет» новой, весьма амбициозной и самой масштабной кораблестроительной программы, реализуемой в период после окончания холодной войны.

Проще говоря, конгрессмены захотели знать – как были потрачены выделенные на американский флот деньги до этого, и что надо сделать, чтобы избежать повторения прежних ошибок.

«В течение следующих десяти лет Военно-морские силы намерены затратить сотни миллиардов долларов на свои кораблестроительные программы с тем чтобы обеспечить реализацию своих планов по созданию флота в 355 вымпелов – крупнейшее увеличение численности корабельного состава за последние 30 лет», – указывается в докладе Счетной палаты США.

Как видим, на кону находятся очень немалые средства и различные ресурсы, которые должны быть направлены на решение поставленной перед Пентагоном военно-политическим руководством Соединенных Штатов и конкретно президентом Дональдом Трампом, задачи – построить в обозримом будущем флот в составе 355 вымпелов (боевых надводных кораблей, подводных лодок, вспомогательных кораблей и судов и пр.).

Ведь для того, чтобы успешно и в срок решить эту задачу, американским адмиралам и кораблестроителям придется совершить настоящий подвиг – в течение следующих 30 лет на 61% увеличить объемы работ в области кораблестроения, т.е. работ в интересах ВМС США, по сравнению с предыдущим 30-летним периодом.

Второй документ, который мы затронем в данном материале, подготовлен уже в недрах самих Военно-морских сил США по результатам длившейся три месяца проверки качества подготовки и уровня профессиональных знаний и навыков молодых офицеров надводных сил американского флота в области общей морской практики и несения ходовой вахты.

Проверка проводилась старшими офицерами надводных сил Тихоокеанского флота ВМС США и в конечном итоге показала, что серьезные нарекания по качеству знаний и навыков по управлению кораблем имеются в отношении почти 85% молодых офицеров флота, допущенных к исполнению обязанностей вахтенного офицера, тогда как многие из участников проверки и вовсе оказались не способны решительно реагировать и принимать верные решения для спасения своего корабля в ситуации, когда тому в считанные мгновения грозило столкновение.

Из 164 молодых офицеров, вовлеченных в проверку, только к 27 у комиссии не было никаких вопросов. Еще 108 офицеров прошли проверку с «некоторыми замечаниями», а 29 ее и вовсе провалили, вызвав «серьезную обеспокоенность» по поводу своих знаний и навыков.

Эсминец УРО «Фицджеральд» (DDG-62) после столкновения с шедшим под филиппинским флагом контейнеровозом «Кристалл» вернулся в Йокосуку (Япония), недалеко от которой он и попал в передрягу. 17 июня 2017 г. (Фото ВМС США)
Эсминец УРО «Фицджеральд» (DDG-62) после столкновения с шедшим под филиппинским флагом контейнеровозом «Кристалл» вернулся в Йокосуку (Япония), недалеко от которой он и попал в передрягу. 17 июня 2017 г. (Фото ВМС США)

По данным американского еженедельника Defense News, ознакомившегося с внутренним документом американских ВМС, командующий надводными силами Тихоокеанского флота ВМС США вице-адмирал Ричард Браун, назначенный на эту должность в январе 2018 года взамен вице-адмирала Томаса Роудена, охарактеризовал результаты рассматриваемой нами проверки не иначе как «отрезвляющие» (sobering).

Примечательно, что в мае 2018 года на сайте Военно-морского института США (USNI) появилась информация о том, что министр ВМС США Ричард Вон Спенсер принял решение о том, что вице-адмирал Томас Роуден будет уволен с действительной военной службы в звании на ступень ниже, то есть контр-адмиралом.

Официального подтверждения того, что так и произошло, автору найти не удалось (окончательное решение должен принимать министр обороны США Джеймс Мэттис), но это вполне может иметь место, принимая во внимание тяжесть тех двух трагедий с боевыми кораблями, которые потрясли надводные силы Тихоокеанского флота ВМС США.

Вице-адмирал Томас Роуден. Настроение у адмирала на официальном фото – отличное, он ведь тогда еще занимал должность командующего надводными силами американского Тихоокеанского флота (Фото ВМС США)
Вице-адмирал Томас Роуден. Настроение у адмирала на официальном фото – отличное, он ведь тогда еще занимал должность командующего надводными силами американского Тихоокеанского флота (Фото ВМС США)

Продолжение материала:

Часть 2 - ВМС США: сами с усами

Часть 3 - ВМС США: срыв сроков и несоответствие характеристик