Седовласый старец в белых одеждах вкладывает сверкающие драгоценные камни в углубления на карте в ларце, и перекрещивающиеся лучи от их блеска указывают место, где будет спрятан клад. Один из любимых моментов. Что может быть лучше поисков клада и хорошего детектива?
Да, это он, качественный добротный любимый фильм 1980 года - "Ларец Марии Медичи", снятый по одноимённой книге 1972 года Еремея Иудовича Парнова.
"Ларец Марии Медичи" я увидела впервые в кинотеатре. Таинственный ларец, тайна, уводящая вглубь веков, загадочные альбигойцы, стойко оберегающие свои реликвии - на большом экране это смотрелось восхитительно. Знаете, что притягивает в таких фильмах? Именно смесь хорошего детектива чистой воды, исторической подоплёки и тайны.
А ещё любимый момент, когда капитан Люсин разговаривает с парнем-продавцом из комиссионки Виктором Михайловым. Их беседа проходит на прогулочном катере по каналам Ленинграда мимо исторических прекрасных видов... Ах, до мурашек!
Этому фильму и актёрам верю безоговорочно. Верю, что актриса Клара Лучко, родившаяся в крестьянской семье, - француженка Мадлен Локар. Верю, что Вера Фабиановна - пожилая аристократка (актриса Евдокия Урусова на самом деле имела княжескую фамилию). Верю эксперту Юрию Березовскому, бескорыстно увлечённому своей работой. Верю, что Владимир Люсин - честный думающий следователь, переживающий за то, что не смог вовремя помочь запутавшемуся Михайлову, верю милиционерам, работающим на совесть. Верю тому, что рабочие будни следственных отделов были именно такими.
Этот фильм снят по прекрасной книге, в которой люди способны погибнуть за доверенную тайну, а беспринципные холодные убийцы пытаются завладеть ею. Прекрасно, когда фильм не портит, а дополняет визуальными образами прочитанную книгу.
Подготавливая этот материал, узнала, что автор книги Еремей Иудович Парнов (писатель, кинодраматург, кандидат химических наук, автор книг, написанных в жанре научной фантастики) написал не один роман про следователя Люсина, а целую трилогию. "Ларец Марии Медичи", "Третий глаз Шивы", и "Александрийская гемма". И сразу захотелось внести в свой список пока непрочитанных книг ещё и эти две (стоило заняться каналом на Дзене, чтобы это узнать: )).
Молодой Страдивари мучительно пытается создать свою уникальную скрипку, упорно и одиноко идёт к цели и остаётся на века великим прославленным мастером.
Этот фильм 1987 года - "Визит к Минотавру", снятый по книге 1972 года братьев Вайнеров. Прекрасный фильм с шикарными актёрами. Ну а писатели - признанные мастера.
Помните? Кража знаменитой скрипки "Санта-Мария" у талантливого скрипача Полякова и расследование, которое постепенно узелок за узелком распутывает, обнажает давнее противостояние талантливых музыкантов. Ещё раз о том, как зависть убивает гениальность в человеке. О том, что мало быть гением, о том, что талант - это упорный труд, и его нужно постоянно развивать. И в итоге, одиночество гения Иконникова, разочарование в ученике.
Параллельно идёт повествование о великих создателях скрипок Николо Амати и Антонио Страдивари 17-18 веков. Об одиночестве мастера, который не может передать свою увлечённость собственным детям.
В киноленте был использован хороший ход, когда Сергей Шакуров играет следователя Станислава Тихонова и Страдивари. Для актёра это прекрасная возможность попробовать свои силы в передаче разных образов, сыграть сразу двух персонажей, полостью перевоплотиться.
Какие же всё-таки были увлечённые мастера, всю жизнь посвятившее одному делу! Амати так описывает создание скрипки, что поневоле проникаешься уважением к мастерам. Скрипка - это возлюбленная, ребёнок. Глубокие выстраданные монологи старого учителя...
В книге много страниц занимает историческая часть. Это практически отдельное произведение про талант под именем Страдивари, который оттачивался десятками лет. Жизнь таланта трудна. Кто быстро и легко добивается славы, успеха, тот и быстрее выгорает, и память о нём не выдерживает проверку временем.
Минотавр - проклятье человека, то, что не даёт жить в мире с собой и окружающими, то, что разъедает, как ржавчина.
Очень люблю советские детективы. Есть в них какая-то чистота, отсутствие чернухи. Правильные думающие милиционеры такие, какими они должны быть. Психология, ностальгия, интересный незатёртый сюжет, ненавязчивое прикосновение к истории.
Вспомнилась толстенная книга про жизнь Страдивари, которую читала лет 25 назад. К сожалению, не вспомню автора. Может кто-то подскажет?
P.S. Эти две книги имеют отличия от фильмов, снятых по ним, а это повод прочесть или перечитать вновь хорошие романы, переосмыслить.
Спасибо за прочтение! Если несложно, оцените, пожалуйста. Мне важно знать, как развиваться дальше.