Найти тему

1.4. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)

«...Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». А.А.Ухтомский [3].

ШРЛТ -  это один из методов диагностики психических состояний личности.

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности [1].

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки реактивной (ситуативной) или постоянной, то есть чертой личности.

Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. [2]

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только личностную либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние - является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером.

На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным [1].

Методика ШРЛТ

Шкала реактивной тревожности (РТ):

Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, выберите наиболее подходящую для Вас цифру:

«1» – нет, это совсем не так;

«2» – пожалуй так;

«3» – верно;

«4» – совершенно верно [2].

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет [1].

1. Вы спокойны

2. Вам ничего не угрожает

3. Вы находитесь в напряжении

4. Вы испытываете сожаление

5. Вы чувствуете себя свободно

6. Вы расстроены

7. Вас волнуют возможные неудачи

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

9. Вы встревожены

10. Вы испытываете чувство внутреннего неудовлетворения

11. Вы уверены в себе

12. Вы нервничаете

13. Вы не находите себе места

14. Вы взвинчены

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения

16. Вы довольны

17. Вы озабочены

18. Вы слишком возбуждены и Вам не по себе

19. Вам радостно

20. Вам приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для Вас цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО:

«1» – почти никогда;

«2» – иногда;

«3» – часто;

«4» – почти всегда [2].

Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет [1].

1. Вы испытываете удовольствие

2. Вы быстро устаёте

3. Вы легко можете заплакать

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие

5. Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решение

6. Вы чувствуете себя добрым человеком

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны

8. Ожидание трудностей очень тревожит Вас

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков

10. Вы бываете вполне счастливы

11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу

12. Вам не хватает уверенности в себе

13. Вы чувствуете себя в безопасности

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У Вас бывает хандра, тоска

16. Вы бываете довольны

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть

19. Вы уравновешенный человек

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах

Обработка и интерпретация результатов

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Σ 1 - Σ 2 + 50, где

Σ 1 - сумма записанных цифр на бланке по пунктам шкалы:

3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 - сумма остальных записанных цифр по пунктам:

1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где

Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы:

2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20;

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам:

1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 - низкая тревожность;

31 - 45 - умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Реактивная (ситуативная) тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа [1].

Источники:

1. Некрасовский Колледж: https://nekrasovspb.ru/doc/18spilberg.pdf

2. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

3. А. А. Ухтомский. Физиология двигательного аппарата... / Вып. 1 Л., 1927.

P.S.

В обработке результатов теста РТ: "+50" - это по версии Источника информации №2. В Источнике №1 РТ расcчитывается "+35". Судя по правдоподобности результатов РТ, больше подходит версия Источника №2.

Обратите внимание! Только квалифицированный психолог сможет профессионально интерпретировать полученный результат и помочь, в случае необходимости.