Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»
В моде технологии — инвесторы скупают акции Virgin Galactic и Tesla. Никто и не смотрит в сторону производителей потребтоваров, темпы роста которых редко превышают 10%. Так ли «скучны» Coca-Cola и Nestle, разбирается управляющий партнер Xelius Group
В последние годы на финансовый рынок пришло много новых инвесторов. Современные торговые платформы и простота покупки акций через смартфоны сделали свое дело. По состоянию на февраль 2021 года в России брокерские счета имели уже 10 млн человек.
Открыть брокерский счет просто, а вот разобраться, какие ценные бумаги включить в свой портфель, — уже сложнее. На помощь приходят брокеры, которые с большим удовольствием, рекомендуют клиентам самые волатильные акции. Вроде бы все остаются в выигрыше. Инвестор хочет поскорее заработать, а для этого, как ему кажется, нужны акции, которые могут «стрелять» на 100–200% за несколько месяцев. К таким относятся, в частности, акции: Virgin Galactic, Tesla, AMC, Game Stop. Брокер тоже доволен. Чем более волатилен инструмент, тем больше сделок совершает клиент. А значит, комиссия растет.
Но, как показывает практика, на самом деле в долгосрочной перспективе проигрывают и брокер, и инвестор. Погнавшись за быстрым доходом в «горячих» акциях, неопытный инвестор очень быстро теряет свои вложения. После чего разочаровывается в инвестициях и закрывает брокерский счет. Брокер же теряет клиента, который мог бы приносить ему комиссию много лет. Все это происходит из-за того, что каждый хочет быстро обогатиться. Для того чтобы стать действительно финансово независимым, требуется время и усидчивость. Поэтому я не стану рассказывать о том, как стать богатым за два месяца, а сосредоточусь на том, как с высокой вероятностью выйти на пенсию молодым и не волноваться за свои инвестиции.
Что за «скучные» акции
Аналитики и инвестиционное сообщество стараются особо не замечать компании из потребительского сектора. А ведь их продукция, в отличие от Virgin Galactic, которая продает состоятельным людям билеты в космос, окружает нас каждый день. К «скучным» компаниям потребительского сегмента можно отнести: Coca-Cola, PepsiCo, Procter & Gamble, Nestle, Colgate-Palmolive, Johnson & Johnson и т.д. Я бы добавил сюда и компании из смежных секторов, такие как McDonalds, Starbucks и т.д.
Многие из этих компаний созданы более 100 лет назад и прошли две мировые войны, а также огромное количество экономических кризисов. Тем не менее продолжают процветать и давать своим акционерам баснословную доходность как за счет увеличения курсовой стоимости своих акций, так и за счет регулярных и растущих дивидендных платежей. В периоды резких спадов на фондовых площадках их акции падают гораздо меньше, чем акции модных технологических компаний. Поэтому их акционеры спокойно спят ночью.
Почему так происходит? Потому что эти компании создают продукцию, без которой большинство из нас не мыслит свой быт. В этом и кроется причина их устойчивости к кризисам. Например, Coca-Cola и PepsiCo выпускают весь перечень напитков, которые мы потребляем каждый день: газировку, питьевую воду, соки, энергетики, кофе. Procter & Gamble, Unilever и Colgate-Palmolive производят широкий спектр товаров для дома и гигиены. Скорее всего, у каждого, кто читает эти строки, на полках в квартире стоят их антиперспиранты, шампуни, зубные пасты и чистящие средства. Кто из нас хотя бы раз не ходил в McDonald’s?
Почему же акции производителей потребительских товаров неинтересны большинству инвесторов
Чаще всего начинающие инвесторы не обращают внимания на акции компаний из потребительского сектора потому, что их волатильность относительно невысокая (это связано с тем, что доходы таких компаний растут очень плавно, их темпы роста редко превышают 10% в год), а дивиденды редко выше 3% годовых. С первого взгляда кажется, что лучше вложиться в Tesla, так как там можно заработать гораздо больше за счет очень быстрого роста котировок, а ждать роста от PepsiСo придется годами. Да и чтобы получать солидный доход от дивидендов потребуется проинвестировать сразу много денег. А у начинающих инвесторов их нет.
Мы изучили рынок недвижимости Москвы и обнаружили, что чистая доходность инвестора (после выплаты налогов и амортизации имущества) от сдачи квартиры в аренду по состоянию на июль 2021 года составляет 3,5%. И это доходность в рублях. Заметьте, что спрос на недвижимость даже при такой ставке доходности остается высоким. Мало, кто скажет, что покупка квартиры в крупном городе для сдачи в аренду — это плохая идея на длительном горизонте инвестирования.
При этом покупка акций Kimberly-Clark — одного из мировых лидеров по производству товаров для обеспечения гигиены в заведениях ресторанно-развлекательного бизнеса — с дивидендной доходностью равной 3,5% в долларах кажутся большинству клиентов брокерских компаний не слишком интересной затеей. А ведь Kimberly-Clark 48 лет подряд платит своим акционерам дивиденды и каждый год увеличивает их размер. Средний темп прироста размера выплат за последние десять лет составил 5%, что вдвое превышает размер долларовой инфляции.
Сколько можно заработать на «скучных» акциях
Мало, кто знает про силу сложного процента и реинвестирования дивидендов. Например, если бы мои родители в год моего рождения (1986) купили акции Johnson&Johnson на $1 тыс., а дивиденды бы каждый год реинвестировали в эту же бумагу, то сейчас на моем счету было бы $112,8 тыс. То есть счет увеличился бы более чем в 100 раз (для расчетов здесь и далее я использовал популярный сервис Portfoliovisualizer.com).
Мы бы даже легко обогнали индекс S&P 500. И здесь не требуется каждый день выискивать лучшие моменты для покупки и продажи. Похожую статистику мы можем найти у таких компаний, как Coca-Cola, Pepsi, Kimberly-Clark и т.д.
Также не забывайте про дивиденды. Производители потребительских товаров десятилетиями не только стабильно выплачивают дивиденды, но и каждый год увеличивают их вне зависимости от того, есть ли в этом году рецессия в экономике или нет. Почти все они входят в список так называемых «дивидендных аристократов» или «дивидендных королей».
Если бы мои родители купили акции Johnson & Johnson в 1986 году на $1 тыс., то за 2020 год я только дивидендами получил бы более $2,5 тыс. А что если бы они вложили $10 тыс.? Тогда сейчас я бы мог дивидендами выводить более $25 тыс. в год себе на счет и жить с них, не работая. То есть в пересчете на рубли в месяц мой доход составлял бы 154 тыс. руб. Думаю, мало кто в России может похвастаться таким пассивным доходом. И я не говорю о том, что родители могли бы еще хотя бы до моего 18-летия вносить по $1 тыс. в год на брокерский счет и вкладывать в эти акции. Тогда бы мой доход составил около $32 тыс. в год, или 197 тыс. руб. в месяц. Думаю, вы поняли идею.
Собираем надежный и доходный портфель
Чтобы получить столь впечатляющие результаты, нужно набраться терпения и никуда не спешить. Сила сложных процентов, о которой в свое время великий физик Альберт Эйнштейн говорил как о «самой могущественной в мире» сделает свое дело. Для ускорения процесса и снижения риска надо лишь набрать в свой портфель 5–10 компаний из потребительского и смежных секторов.
Возьмем для примера портфель, который будет состоять из акций десяти компаний:
- Johnson & Johnson
- McDonald’s
- Starbucks
- Procter & Gamble
- Colgate-Palmolive
- Kimberly-Clark
- Unilever
- Mondelez International
Разложим их равномерно — по 10% акций каждой в портфеле. Для расчета я взял исторические данные котировок этих компаний. Возьмем за дату отчета 31 декабря 2001 года. Год, когда все эти компании существовали на рынке одновременно (некоторые сливались с другими, поэтому невозможно подсчитать более ранние данные по каждой отдельной компании). Также добавим ряд разумных условий: будем считать, что я положил на брокерский счет $10 тыс. и раз в год пополняю его на $1 тыс., а дивиденды реинвестирую. Это одна из лучших стратегий для того, чтобы стать финансово независимым в будущем.
Какие данные мы получим? Во-первых, бэктест показывает, что мы обогнали всемогущий индекс S&P 500, хотя в нашем портфеле нет ни одной технологической компании. Ежегодный прирост портфеля (CAGR) составил 11,14% (см. график ниже). Во-вторых, максимальная просадка портфеля составляла 31,45%, в отличие от индекса S&P 500, который падал на 51%. И наконец, мы совокупно c 2002 года проинвестировали $29 тыс. в наш портфель. На 2021 год же он составил $145 тыс. ($116 тыс. прироста) и приносил бы по $3,4 тыс. в год (или более 10% дивидендной доходности на вложенный капитал). При этом дивидендный денежный поток бы рос каждый год все это время.
К чему в итоге мы приходим
Как вы уже поняли из математических расчетов, компании из сферы потребительских товаров не такие уж «скучные». На длительном горизонте они дают серьезный прирост как в стоимости вашего портфеля, так и дивидендном денежном потоке. Ко всему прочему они уменьшают волатильность (а значит и риски) портфеля. Это хорошо видно в периоды резких падений фондовых индексов.
Да, следить за колебаниями их акций не настолько волнительно, как за колебаниями акций Virgin Galactic или Tesla. Никто не запрещает вам инвестировать в компании, разрабатывающие новейшие технологии. Просто помните, что риски в них колоссальные и лучше всего вкладывать в них только небольшую часть денег.
И да, скорее всего в последнее время вы зарабатываете на технологических компаниях больше, чем на «скучных», но кто знает, как долго они еще будут в моде. А зубную пасту и мыло вам придется покупать вне зависимости от кризиса на финансовых рынках.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»