Найти в Дзене
РБК PRO Инвестиции

«Превратил ложь в $20 млрд»: взлет и падение «главного конкурента Tesla»

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»

Nikola из перспективного стартапа превратилась в аутсайдера, в который мало кто верит. А его основатель Тревор Милтон вовсе рискует потерять все свое состояние. Рассказываем, что именно у компании пошло не так и есть ли у нее теперь хоть какое-то будущее

Фото: Massimo Pinca / Reuters
Фото: Massimo Pinca / Reuters

Прокуратура Манхэттена обвинила создателя стартапа Nikola Тревора Милтона в мошенничестве с ценными бумагами и электронными устройствами. Власти пришли к выводу, что Милтон вводил инвесторов в заблуждение своими заявлениями в интервью и постами в соцсетях, а инвесторы ему верили и покупали акции Nikola.

Милтона обвинили во лжи «почти во всех аспектах бизнеса», уличили в ложных заявлениях через соцсети, интервью на ТВ, в печати и подкастах. А Комиссия по ценным бумагам (SEC) обратилась в окружной суд Нью-Йорка с требованием навечно запретить Милтону работать в публичных компаниях, изъять все незаконные доходы и вдобавок выплатить штраф.

Большое жюри заявило, что Милтон обязан потерять все имущество, «связанное с совершением указанных правонарушений». Речь о примерно $1 млрд — почти столько Тревор заработал после IPO Nikola.

Буквально год назад Nikola была одной из самых горячих акций на рынке после успешного IPO: бумаги компании взлетели на сотни процентов. А Тревора Милтона всерьез сравнивали с Илоном Маском. Но уже осенью 2020 года проект по производству электрических грузовиков, который называли «конкурентом Tesla» и в который верили аналитики Уолл-стрит и инвесторы, практически развалился.

Акции Nikola упали со своих пиков на 80%.

Предпринимательские провалы Тревора Милтона

Nikola Motor была запущена предпринимателем Тревором Милтоном в 2014 году. Он предсказуемо назвал компанию в честь изобретателя Николы Теслы. До основания Nikola у Милтона уже было несколько попыток начать бизнес. В 2009 году он запустил один из первых онлайн-маркетплейсов под названием Upillar. Спрос на сервис был высоким, но у предпринимателя, по его собственным словам, не хватило средств на развитие бизнеса. Площадка в итоге закрылась.

Позже он открыл компанию dHybrid — она предоставляла сервис по переоборудованию двигателей для использования дизельного топлива и газа. Прошлое проекта в пересказе Милтона и по данным американских СМИ выглядит очень по-разному.

В интервью автору американского Forbes Милтон сообщил, что изначально у бизнеса все было хорошо: компания получила контракты на более $100 млн. Но потом появились проблемы — один из крупных инвесторов проекта захватил права на интеллектуальную собственность. Милтону пришлось подать на него в суд и закрыть бизнес.

-2

Фото: Nikola Motor

На основе отчетов суда штата Аризона газета Financial Times писала, что в 2010 году компания dHybrid заключила контракт на $16 млн с автотранспортной компанией Swift Transportation на установку гибридных топливных систем на 800 грузовиков. У компании были контракты и с другими заказчиками.

Бывшие сотрудники dHybrid, опрошенные изданием, жаловались, что им постоянно приходилось чинить ломающиеся системы, а сама технология была недостаточно доработана. Еще они признавались, что, несмотря на то что бизнес еще не был достаточно стабильным, Милтон транжирил деньги — он «покупал квадроциклы за $10 тыс., как будто это была жевательная резинка». Он был не похож на предпринимателей, которые в период создания своего бизнеса экономят каждую копейку, говорятбывшие сотрудники.

По данным Financial Times, в 2012 году Милтон пытался продать бизнес компании Sustainable Power Group, которая спустя месяц отказалась от сделки. А еще подала в суд из-за того, что dHybrid на самом деле не обладала теми технологиями, о которых заявляла, и предоставила неверные сведения о процессе сертификации в Агентстве по охране окружающей среды США. В иске также утверждалось, что компания направила часть авансового платежа в размере $2 млн на личные нужды «должностных лиц или директоров».

После этого неудачного опыта, по словам Милтона, он, увидев, что в нише альтернативных топливных систем для транспорта есть перспективы, перезапустил бизнес, назвав его dHybrid Systems. Financial Times пишет, что отец Милтона в октябре 2012 года основал компанию dHybrid Systems, работавшую с той же интеллектуальной собственностью, что и dHybrid, после начала судебных разбирательств.

В 2014 году 80% dHybrid Systems за $15,9 млн купила сталелитейная компания Worthington Industries. Марк Рассел, главный операционный директор и президент Worthington Industries, руководивший этой сделкой, впоследствии сменит Милтона на посту руководителя другой компании — Nikola, которую в том же году основал деятельный предприниматель.

В рамках Nikola Motor Милтон планировал создать «первый грузовик с нулевым уровнем выбросов». По его идее, грузовики Nikola должны были работать на технологии водородных топливных элементов, что делало бы такой транспорт более экологичным, чем электрокары.

Водородные топливные элементы работают на основе электроэнергии, вырабатываемой в результате реакции между водородом и кислородом.

В отличие от электрического транспорта, технология водородных топливных элементов требует меньшего времени для перезарядки и обладает большим запасом хода.

Компания также планировала создать свою сеть зарядных станций для обслуживания грузовиков Nikola по всей Северной Америке.

Недолгий успех и падение Nikola

Не выпустив ни одного грузовика и ничего не заработав, в середине 2020 года Nikola стала публичной компанией. В марте она провела слияние с «компанией-пустышкой» (SPAC) VectoIQ Acquisition Corp. — акции были оценены на уровне $10 за штуку. А 4 июня бумаги компании с тикером NKLA начали торговаться на NASDAQ по $37,55 за акцию, сделав Милтона миллиардером. Девятого июня стоимость бумаг на максимуме поднималась на 150,3%, до $93,99. Это сделало ее сравнимой по капитализации с компанией Ford.

-3

Фото: Nikola Motor

Nikola презентовала три модели грузовиков: Nikola One, Nikola Two, Nikola Tre, военный внедорожник Reckless и пикап Badger.

Дальнейшие летние месяцы после выхода на биржу были для компании успешными. В июне Милтон рассказывал, что у Nikola были заказы на 14 тыс. грузовиков, которые обеспечат ей до 2028 года выручку в размере $10 млрд. Глава компании заявлял, что она принимает 1,5 тыс. заказов в день.

Среди клиентов стартапа назывались крупные компании: пивоваренный гигант Anheuser Busch и транснациональная корпорация CNH Industrial. В нее верили гиганты инвестиционного мира — банки JP Morgan, RBC Capitals, Cowen.

Милтон заявлял, что его компания готова соперничать на рынке с крупнейшими автопроизводителями. Своей целью он называл победу над компанией Tesla благодаря более дешевой технологии производства водородной энергии, низкому уровню ее потребления грузовиками и небольшому весу самих машин.

В сентябре стало известно о стратегическом партнерстве Nikola и General Motors. Сообщалось, что концерн станет владельцем 11% стартапа и вместе они будут производить пикап Nikola Badger. На этой новости стоимость акций Nikola подскочила сразу на 34%.

Но уже через несколько дней произошло событие, ставшее поворотным для проекта Nikola. Инвестиционная исследовательская фирма Hindenburg Research, специализирующаяся на коротких позициях, выпустиларазоблачительный доклад о Nikola, в котором заявила, что компания обманывала своих партнеров и инвесторов. В докладе говорилось, что стартап не обладает технологией водородных топливных элементов, а ее глава Тревор Милтон «превратил ложь в публичную компанию стоимостью $20 млрд». В Hindenburg Research заявили, что презентационный ролик с одним из грузовиков Nikola был фейком — на видео он двигался лишь потому, что его специально столкнули с холма.

После этого акции компании сильно обвалились, а власти начали проверять бизнес Nikola. Посыпались судебные иски инвесторов против стартапа, соглашения и партнерства стали пересматриваться. Сначала Тревор Милтон называл доклад «заказным» и всячески защищался, но позже был вынужден уйти в отставку. Его место на посту председателя совета директоров компании занял бывший вице-председатель General Motors Стефан Гирски. Генеральным директором и президентом Nikola сталМарк Рассел. Милтон даже удалил свой аккаунт в Twitter. На июнь 2021 года у Милтона осталось 81 801 437 акций компании.

Испорченная репутация Тревора Милтона: сексуальные домогательства и самоубийство друга

После того как разразился скандал с разоблачительным докладом Hindenburg Research, две женщины обвинили Тревора Милтона в сексуальных домогательствах и насилии, произошедших много лет назад. Обе на тот момент были несовершеннолетними — им было по 15 лет.

Одна из женщин — его двоюродная сестра, а вторая — бывший ассистент в офисе охранного предприятия, которым он руководил.

Исполнительный директор производителя софта Entrata и знакомый Милтона Дэвид Бейтман в сентябре разместил в Twitter скриншоты, из которых становится понятно, что Милтон заставлял женщин спать с другими мужчинами в обмен на деньги.

В апреле 2020 года, еще до размещения Nikola, друг Милтона Джонни Робб пригрозил, что разместит аналогичные данные на своей странице в Instagram, если ему не заплатят $500 тыс. Милтон заявил на него в полицию, и, когда они встретились якобы для передачи денег, Робба арестовали и обвинили в вымогательстве. Вскоре после освобождения Джонни Робб, страдавший психическим расстройством, покончил жизнь самоубийством.

Соглашение с GM в итоге было реализовано не так, как планировалось: в заключенный меморандум вошла только совместная работа над интеграцией топливных элементов Hydrotec в автомобили. На этом акции Nikola снова сильно рухнули — на 24%. В конце декабря прошлого года они торговались на уровне $17, что вдвое ниже цены размещения.

Nikola восстанавливается после провала

В 2021-м акции Nikola упали ниже $10 — столько они стоили при слиянии со SPAC-компанией перед выходом на биржу. На торгах 20 апреля бумаги достигли своего исторического минимума с момента размещения — на закрытии их стоимость составила $9,65.

-4

Фото: Nikola Motor

Но уже после этого акции Nikola начали рост: на позитивную динамику в бумагах компании повлияли хорошие новости — в апреле стало известно, что Nikola будет сотрудничать с сетью заправок и остановок для дальнобойщиков TravelCenters of America, для которой построит две водородные заправочные станции.

Nikola судится с Tesla

В мае 2018 года Nikola подала иск против Tesla на $2 млрд, заявив, что компания Илона Маска использовала их дизайн — закругленное лобовое стекло. В ответ Tesla заявила, что большая часть продукта Nikola украдена у другого конкурента, фирмы Rimac, а сама компания использовала теневые методы ведения бизнеса — Nikola попыталась переманить нескольких инженеров Tesla. Разбирательство продолжается до сих пор.

Член совета директоров компании Джеффри Уббен в интервью CNBC сообщил, что первые электрогрузовики для европейского рынка Nikola Tre должны сойти с конвейера уже в четвертом квартале 2021 года. А завод по производству грузовиков в США, расположенный в Аризоне, откроется в 2022 году.

После того как компанию возглавили управленцы с многолетним опытом работы в автомобильной и промышленной отраслях, в Nikola наметился позитивный прогресс. В мае компания отчиталась о меньшем, чем ожидалось, убытке. План компании по выручке в 2021 году — $30 млн. Nikola сообщила о намерениях предоставить компании Total Transportation Services 100 грузовиков к 2023 году — 30 на электрических аккумуляторах и 70 на водородных топливных элементах. К этому же времени компания планирует построить до десяти собственных заправочных станций. Также среди планов Nikola — продать транспортной компании порта Южной Калифорнии 100 грузовиков.

В июне стало известно, что Nikola инвестирует $50 млн в завод по производству чистого водорода Wabash Valley Resources, в котором компания будет владеть 20-процентной долей.

Медленно, но последовательно Nikola выходит из кризиса 2020 года, и одна из главных проблем, с которой компании предстоит бороться, — это недоверие со стороны инвесторов из-за прошлых скандалов. Важный момент — последние обвинения со стороны властей США направлены именно против Милтона, а не Nikola.

Компанию ждет конкуренция с крупными автопроизводителями, которые уже начали осваивать технологию водородных топливных элементов. Электрические грузовики на водородных топливных элементах разрабатывают Hyundai, Toyota и General Motors. А чисто электрические — Volkswagen, Tesla, Daimler, BYD и Volvo. При этом у автогигантов есть серьезные преимущества — огромные ресурсы, производственные и инженерные мощности, а также опыт. Поэтому Nikola предстоит непростая борьба с сильными конкурентами на зарождающемся рынке.

На Уолл-стрит пока не спешат хоронить Nikola: лишь один из десяти опрошенных Marketwatch аналитиков советует продавать акции стартапа. Шестеро присвоили рейтинг «держать», еще трое — «покупать». Среди последних — аналитик BTIG Грегори Льюис. Хотя он ожидает некоторых задержек с запуском производства электрокаров на батареях, по его мнению, оно все же начнется во второй половине 2022 года. А машины на водородных топливных элементах появятся на рынке к 2024 году, считает Льюис. Его целевая цена по Nikola — $18.