Не будучи поклонником воинственных Тайцев и их боевого пути вынужден определённо вступиться за сражение 17 января 1941-го года при острове Чанг (или как это пишут острове-«острове Чанг», так как «Ко» по-тайски и есть «остров»). (См. Рис. 1, 2)
Сразу определимся с численностью – всего на якорной стоянке было три тайских посудины: карликовый броненосец береговой обороны HTMS «Thonburi» водоизмещением 2265 тонн и два миноносца вида «Trad» - «Chonburi» и «Songhkla» водоизмещением по 475 тонн. (См. Рис. 3) В некоторых источниках упоминаются ещё две посудины – ещё один карликовый броненосец береговой обороны HTMS «Sri Ayudhya» в сопровождении миноносца «Trad». Всё это в сборе даёт 5955 тонн полного водоизмещения. Но собственно в наличии у Тайцев оказалось 3215 тонн.
Французы с «лёгким крейсером» «Lamotte-Picquet» в 9350 тонн, двумя посыльными судами «Amiral Charner» и «Dumont d’Urville» по 1969 тонн, «старичками» «Marne» в 601 тонну и «Tahure» в 644 тонны имели в итоге 14533 тонны боевого водоизмещения. (См. Рис. 4)
Таким образом, на стороне французов имелся почти трёхкратный перевес, а с учётом приписок «у страха глаза велики» то и более чем четырёхкратный.
Кроме того, на стороне французов была внезапность нападения.
Понятно, что тайцы, не имея ещё радаров ПВО, пропустили прилёт французского самолёта-разведчика «Loire 130». Понятно, что они пропустили самолёт более продвинутой и крупной страны, но зенитный огонь они окрыли своевременно и повторить с налёта Таранто французам не удалось.
Тайцы были готовы воздушному нападению французов, но определённо не предполагали морского, и тем более сего запада.
Дальше лучше всего стоит отслеживать ход событий и удивляться по докладу контр-адмирал Терро (Terraux).
05-30 – французы выходят к острову Чанг с юго-запада (SE, 45°).
05-45 – корабли французов, разделившись на три группы, выходят на огневые позиции. Погода хорошая, на море штиль. Крейсер «Lamotte-Picquet» сделал безуспешную попытку запуска собственной летающей лодки «Potez 452».
06-05 – французский самолёт-летающая лодка «Loire 130», взлетевший из Реама, направился к местам якорной стоянки у Ко Чанга и при полной Луне установил местонахождение двух карликовых броненосцев и доложил об этом адмиралу Терро (Terraux) и капитану Беранже (Beranger).
06-14 – французский самолёт-летающая лодка «Loire 130» пытается сбросить бомбу, но поднятые по боевой тревоге сиамцы открывают зенитный огонь, что вынудило самолёт от нападения отказаться. Тайцам удаётся подбить 1 самолёт, остальные 8 покинули место боя и больше участия не принимали.
06-20 – крейсер «Lamotte-Picquet» по всполохам зенитных выстрелов даёт торпедный залп с разстояния в 9000 метров (48,75 кабельтовых).
06-30 – 550-мм торпеда, взрывается, по мнению капитана Беранже (Beranger), при попадании в HTMS «Sri Ayudhya». Это означает, что торпеда «M23DT (M1919D/V)» со скоростью в 30 узлов доставила 308 килограммов тротила (TNT). Для любого корабля тайцев это смертный приговор или как при «атаке Лунина» попадание в скалы.
06-30 – французы открывают огонь. «Lamotte-Picquet» даёт трёхторпедный залп и стреляет по броненосцам, скорее всего по HTMS «Thonburi», бронебойными снарядами в 56,5 кг. и разрывными в 59 кг. Возможно, что стрельба и погоня идёт за миноносцем «Трат» (№ 11). Три посыльных судна «Dumont d’Urville», «Marne» и «Tahure» стреляют из 138-мм и 100-мм орудий 40,5-килограмовыи и 15-килограммовыми разрывными снарядами по миноносцам «Songhkla» и «Chonburi», которые безуспешно отвечают 75-мм 7-килограммовыми снарядами с разстояния в 8.000 метров. (См. Рис. 5)
06-38 – крейсер «Lamotte-Picquet», пройдя с юга остров Бай Данг, обнаруживает HTMS «Sri Ayudhya» или HTMS «Thonburi» на удалении 10.000 м. по курсу север (N, 0°) и открывает по нему огонь, меняя курс с севера-северо-востока (NNO, 22,5°) на северо-восток (NO, 45°)
06-45 – Восход Солнца. Миноносец «Трат» (№ 11), вероятно сопровождающий карликовый броненосец HTMS «Sri Ayudhya», поражен огнем 155-мм орудий с "Lamotte-Picquet " и то ли скрывается за островом, то-ли выбрасывается на ель в устье реки Чантабун.
06-45 - крейсер «Lamotte-Picquet» из 155-мм орудий стреляет по HTMS «Thonburi», который отвечает из носовых 200-мм орудий.
06-48 – крейсер «Lamotte-Picquet» стреляет на разстояние 11.000 метров (12.500 ярдов) по HTMS «Thonburi», который по докладу контр-адмирал Терро (Terraux) объят пламенем. И действительно, при попадании снарядов четвёртого залпа был убит капитан Промвиирапан, управление огнём главных орудий было выведена из строя, рулевое управление заклинено и корабль начал описывать круги. Вступивший в командование штурман корабля лишь после четырех полных кругов смог восстановить управляемость, используя ручные приводы перекладки руля, и положил корабль на курс восток (E, 90°). Тем временем HTMS «Thonburi» получил еще несколько попаданий 155-мм снарядов, вызвавших пожар и затопления. (См. Рис. 6)
06-53 – под сосредоточенным огнём трёх посыльных судов миноносец «Chonburi» №32 (475 т.) затонул.
06-55 – под сосредоточенным огнём трёх посыльных судов миноносец «Songhkla» №33 (475 т.) затонул.
за полчаса до восхода солнца, хотя луна еще не села, так что видимость была достаточная.
07-00 – три посыльных судна присоединяются к обстрелу броненосцев.
07-15 – на HTMS «Sri Ayudhya» и HTMS «Thonburi» замечены пожары.
07-20 – пожары на HTMS «Sri Ayudhya» усилились при приближении из-за острова Баи Данг посыльного судна «Amiral Charner», присоединившегося к обстрелу броненосца.
07-30 – HTMS «Thonburi» стреляет по крейсеру «Lamotte-Picquet» и вероятно добивается попадания, так как у французов по итогам боя потери убитыми составили 11 моряков именно на крейсере «Lamotte-Picquet».
07-40 – посыльные суда «Amiral Charner», «Dumont d’Urville», «Marne» и «Tahure» разворачиваются из-за опасений малых глубин.
07-48 – крейсер «Lamotte-Picquet» стреляет по HTMS «Thonburi».
07-48 – крейсер «Lamotte-Picquet» из-за опасений малых глубин разворачивается.
07-48 – HTMS «Thonburi» весь в огне и имеет сильный крен на правый борт, по-видимому, напоровшись на риф при попытке выброситься на берег.
07-50 – «Lamotte-Picquet» делает с разстояния в 15.000 метров (60 каб.) очередной торпедный залп 550-мм торпедами, но без успеха. Неприятель скрылся за островом.
08-01 – крейсер «Lamotte-Picquet» в последний раз стреляет по HTMS «Thonburi», объятому пламенем.
08-48 – французские корабли подверглись атаке ВВС Таиланда с воздуха.
08-50 – «Lamotte-Picquet» прекратил огонь и французские корабли взяли курс на запад.
08-50 – сиамский самолёт ВВС Таиланда «Vought V-93S«Corsair» из 44-й эскадрильи из Чантабури сбрасывает бомбы на поврежденный HTMS «Thonburi».
08-58 – сиамские самолёты ВВС Таиланда «Vought V-93S«Corsair» из 44-й эскадрильи из Чантабури бомбят крейсер «Lamotte-Picquet». Самолёт капрала Чамрая Мунгпасеарта сбрасывает 50-килограммовые бомбы в 50 метрах от крейсера «Lamotte-Picquet», его ведомый – в 200 метрах.
09-00 – сиамский самолёт ВВС Таиланда «Vought V-93S«Corsair» из 44-й эскадрильи из Чантабури сбрасывает бомбы на посыльное судно «Amiral Charner» в 500 метрах.
09-40 – французские корабли подверглись последней атаке с воздуха с высоты 3.000 метров.
09-50 – HTMS «Thonburi» достиг местности Лаем-Нгоб на побережье Таиланда, где сел на грунт на глубине 6 м. в устье реки Чантабун.
11-00 – HTMS «Thonburi» первый раз покинут моряками.
13-40 – буксируемый минным транспортом-кораблём снабжения “Chang” HTMS «Thonburi» окончательно покинут тайскими моряками.
16-40 – HTMS «Thonburi» опрокинулся и затонул.
Таким образом, потопление карликового броненосца береговой обороны относится не сколько к отважности моряков крейсера «Lamotte-Picquet», сколько к самоуверенности тайских моряков.
Единственно достойным и неопровержимым событием Боя у острова Чанг является потопление посыльными судами «Dumont d’Urville», «Marne» и «Tahure» двух тайских миноносцев «Chonburi» №32 (475 т.) и «Songhkla» №33 (475 т.).
Действия крейсера «Lamotte-Picquet» неуверенные и самоуверенные одновременно. Капитан Беранже (Beranger) не уверен в определении противника и стреляет необдуманно из всех возможных видов оружия – 155-мм орудий и 550-мм торпед, не добиваясь внятных попаданий в определённого противника.
К везению французов стоит отнести не только внезапность нападения и следование по «солнцу Коронеля», которое не давало тайцам прицелиться из своих 8-дюймовых орудий, но и невозможность тайских карликовых броненосцев вести полноценный бортовой огонь и вопреки наветам и заветам высокопоставленного контр-адмирала Терро (Terraux) капудан Беранже (Beranger) держал свой крейсер не на Западе, а на Востоке.
Капудан Беранже (Beranger) естественно понимал, что счастливая при Цусиме «Перекладина над Т» будет для него смертельной и поэтому он держал свой крейсер бортом к тайцам, что обезпечивало ему отменный бортовой пушечный и торпедный залп, чего лишены были тайцы.
В итоге капудан Беранже (Beranger) вывалил в тайцев 454(!) 155-мм снаряда, то есть 57 снарядов на ствол. К примеру, крейсер «Красный Кавказ» столько снарядов разстрелял за всю ВОВ.
Посыльные суда вывалили в тайские миноноски 509(!) 138-мм снарядов, то есть по 63 на ствол. Да ещё добавили 54 100-мм снаряда по 14 на ствол.
К сравнению с указанными потерями французов в 11 человек на крейсере «Lamotte-Picquet», тайцы потеряли 20 человек на броненосце HTMS «Thonburi», 14 человек на миноносце «Songhkla» №33 и 2 человека на миноносце «Chonburi» №32. Броненосец HTMS «Sri Ayudhya» и миноносец «Трат» (№ 11) потерь в ходе войны не имели.
Применение тайцами своего главного оружия было осквернено не только скверной невозможностью карликовых броненосцев давать полноценный бортовые залпы, но и современнейшими дизельными двигателями, которые в силу огромной вибрации дизельных приводов не давали возможности тайцам применять своё оружие на ходы. Этот синдром «Боя в устье ла-Платы» 13 декабря 1939-го, когда немцы не смогли применить свои безпдобнейшие 280-мм орудия против 203-мм английских, целиком и полностью лежит на невозможности точного наведения при ходе на дизелях. Это стоило немцам не только болезненной потери карманного линкора «Адмирал граф Шпее», но и потери веры в свои надводные ВМС. (См. Рис. 7, 8, 9)
Вообще, страшно представить, если бы вместо пусть двух карликовых броненосцев тайцы смогли бы выставить один вполне приличный и равный им по водоизмещению «Вяйнемяйнен», способный стрелять не только по носу или по корме, но и на борт.
Столь же неоднозначным будет ответ на встречу Беранже (Beranger) и Промвиарпана «при прочих равных».
Таким образом, Бой у Ко Чанга 17 января 1941-го это всего лишь скоропалительный бой удачного стечения обстоятельств для заведомо более сильного противника перед лицом более слабого и застигнутого врасплох.
Франко-тайскую войну 1940-1941 г.г. тайцы в итоге выиграли, присоединив к Королевству Сиам четыре кампучийские провинции – Пхра Табонг, Писунсонграм, Накхонтяпмасак и Кохконг. При удачном стечении обстоятельств войны на море они были способны подмять под себя и пятую провинцию Кампонгсаом.
Однако это и так было блестящим окончанием, сравнимым с итогами Франко-прусской войны, когда французы «почти выиграли» Бой у Гаваны 09 ноября 1870-го проиграв войну, а 17 января1941-го всё повторилось.
Поэтому тайцы в войне с Французской колониальной империей добились несомненных успехов.
….
Ну и ещё на последок во славу Короля Рамы VII-го, отца только что почившего Рама Свами Венкатарамана Пхумипона Адульядета Рамы IX-го, чью Честь мне было доверено уважить принародным оказанием Почтения. «Уже капитулировавшая перед немцами Франция записала на свой счет пусть и негромкую, но убедительную победу». Вишистская, заметьте Франция, а не де-Голлевская. О чём последуют продолжения о Битва при Дакаре и Касабланке.
…
Fig. 1. 1941.01.17 Bataille de Koh Chang(17 janvier 1941).
Fig. 2. 1941.01.17 Битва у Ко-Чанга, Французский отчёт о победе над всеми сразу ВМС Таиланда отрядом лёгкого крейсера «Ламотт Пике» и 4 шлюпами.
Fig. 3. 1941.01.13 HTMS «Tonburi» 4 days before fight (2.265 t. 14 kn., 2x2 203 mm. main guns, 4x76,2 mm AA guns).
Fig. 4. 1941.01.17, Combat de Koh Chang 1941.01.17 l'Aviso (colonial sloop) "Marne" tire sur l'île de Koh Chang.
Fig. 5. 1939, Le croiseur «Lamotte-Picquet» (9350 t., 34 kn., 4x2 155 mm) au mouillage à Shanghai.
Fig. 6. 1941.01.17 Battle on Ko Chang and route HTMS «Thonburi».
Fig. 7. 1939.12.13, Pocket battleship “Admiral Graf Spee” in flames after being scuttled in the River Plate estuary.
Fig. 8. 1938, Pocket battleship “Lutzow” 283 mm. rear turret with “28-cm SKC28” guns.
Fig. 9. 1939, HMS «Exeter» (68) off Coco Solo Panama Canal Zone with 6 main 8-inch (203,2 mm.) guns.