Найти тему

Моно-пьеса "Одиночество"

Сцена-монолог в одном действии

Действующее лицо

Бенджамин Смит, молодой художник, который остался жить в имении родителей после их смерти.

***

События происходят теплой сентябрьской ночью, спустя два года после похорон. Сцена демонстрирует мастерскую Бенджамина в доме Викторианской эпохи.

Бенджамин (светлые волосы, щетина, испачканная в акварельной краске серая жилетка, некогда белая рубашка, зауженные брюки, уставший взгляд зеленых глаз. Усердно работает с холстом. Ветер раздувает занавески, на стуле появляется черная кошка с голубыми глазами.)

Что за фокусы? Как ты тут оказалась? (медленно подходит к кошке, с опаской.) Моя тетушка все не успокоится. Умудрилась подкинуть мне кошку, чтобы я окончательно не сошел с ума. (вздыхает.) Ну вот что мне с тобой делать? Прогнать или накормить? Чего молчишь и взглядом сверлишь смело? Первый раз вижу кошку с такими голубыми глазами. (удивленно.) Раз пожаловала в гости, располагайся на кресле. (указывает пальцем.) Будешь моим критиком. (продолжает писать картину.)

Я вот все думаю, как лучше изобразить крыло у птицы. Красиво и грациозно распахнуто или прижато к тело и готово к бою? Орел - птица могучая, грациозная. Да, ты права, глупый вопрос. Конечно же пикирующий охотник выглядит глубже и живее. Что бы я без тебя делал? (саркастично.) Кого-то ты мне напоминаешь, если бы еще вспомнить кого. Мне начинает нравится, говорить с тобой. Мне кажется кошки умнее людей, они умеют слушать и слышать, не перебивая и не вставляя свои «якобы» умные нравоучения или советы. Ты молча сидишь в кресле, урчишь и смотришь понимающим взглядом. Это пугает, но в тот же момент появляется душевный покой. Будто кто-то присматривает, заботится и ценит время, проведенное со мной. (непринужденно улыбается.)

В одиночестве рождаются великие мысли и идеи, но лишь в том случае, пока разум не затуманен скукой. Когда остаешься один, первое время появляются силы, вдохновение, будто весь мир распростерт для новых открытий. Но чем глубже окунаешься в эту пучину, тем сильнее опустошаешь свой сосуд. Жизнь становится рутинной, скучной, серой и будто все вокруг окрашивается в темные тона. Грань между черным и белым исчезает, а радуга, которая ознаменовывает конец бури, никогда не наступит. Недавно прочитал строки из стиха, и мое одиночество восполнилось надеждой, ведь я не один такой. (он садится во второе кресло напротив и читает стих.)

Не бойся смерти, бойся жизни,

Пустой, без смысла и идей,

Ведь одиночество страшнее,

Чем смерть костлявая – поверь!

(пристально смотрит на свечу.)

Мы с тобой похожи, но в тот же момент разные. Ты узнаешь о моей жизни, но я никогда не узнаю о тебе. Другие сказали бы мне, что я окончательно поехал крышей, ведь говорю с кошкой, которая появилась из ниоткуда. (иронично смеется.) Чужая душа потемки. Когда я потерял родителей, то плакал, жалел и ненавидел всех вокруг. В порыве этой ослепляющей ненависти я лишился всего и всех. Единственная, кто до последнего меня поддерживал это тетушка Анна. Целых полтора года она покупала мои картины, присылая чужих людей. Я бы и не узнал если бы не знакомый аромат духов, что оставался на конвертах с деньгами. Мною завладела ярость и злоба, на пустом месте… (с сожалением.) Я оборвал последнюю нить, которая соединяла меня с прошлым. Лишь сейчас, разговаривая с тобой я понимаю каким был дураком. Нужно было жалеть и любить родных, когда они были рядом и были живы. Сейчас слишком поздно, но трудно вернутся на сушу, когда испепелил все мосты. (закрывает лицо рукой, пытаясь скрыть слезы.)

Я не прошу себя жалеть, то, как я относился родителям… Моя цена за это справедлива. Любовь завяла как листок, свадьба сорвались – я одинок. В один момент на плечи хлынула ледяная река, которая должна была отрезвить, но вместо выводов я лишь глубже погрузился в болото. Все что у меня осталось обрывки растерянных воспоминаний и картины. Приятно видеть тебя в гостях, ведь кроме ветра и дождя ко мне приходит в гости темнота. Самая плодотворная пора, пропитана самобичеванием и сожалениями что заставляют душу быстрее черстветь. С каждым днем и часом все больше чувствую камень, вместо сердца, а, огонь, пылающий когда-то еле тлеет. (кладет ладонь на грудь и тяжело выдыхает.)

Ты так пристально смотришь мне в глаза, а я не могу ответить тем же. Слишком часто совесть поедала уверенность. Слишком часто мои глаза выдавали всю правду и делали меня беззащитным перед всем миром. Смотреть в землю могу, созерцать звезды или облака, восходы и закаты, но зрительный контакт для меня погибель. (отводит глаза на распахнутое окно.) Вижу, как ты удивляешься, что такое невзрачное создание, так долго живет. Как я, могу носить звание человек, с атрофированным чувством человечности и сострадания? Вы животные гуманней, человечней, добрее и милосердней людей. Не людям дрессировать животных нужно, а наоборот. Мы можем лишь научить плохому, ужасному и низкому. (смотрит на кошку задумчивым взглядом.)

Твоя поддержка очень важна для меня. Я могу молчать с тобой или разговаривать, но при этом не чувствую себя одиноким или умалишённым. Поддержка, лучше кислорода! (гладит кошку.) До твоего появления, я согревался лишь безумными мыслями. Знаешь, когда я сажусь в кресло, то вспоминаю что не одинок. (смеется.) Ведь вчера напротив сидел я. Короткий миг счастья и взгляда на вдавленное, кожаное покрытие, моим фантомным образом. Для окружающих дикость, но для меня глоток свежести в ядовитом тумане реальности. (встает с кресла и подходит к незаконченной картине.) Порою кричу на себя и свои мысли: (громко закричал.) «Ступайте прочь – вы лицемерны! Одни вампиры, троглодиты, подлецы, что паразитом восседают на душе, питаясь болью как нектаром жизни!»

Каждое утро я встречаюсь с собой, один на один у зеркала. Это мой ринг. Где я часто проигрываю своим желания и предрассудкам. Я вижу в нем своего близнеца, о н собирается на работу, на нем дорогой костюм и у него все хорошо. Он полон сил, часто улыбается и верит, что жизнь самый лучший подарок судьбы. Но стоит мне отойти от зеркала, как мир утопает в серости и безысходности оков под названием одиночество. Мир так велик, а я лишь в нем пищика, в эпоху механических часов. (тяжело вздыхает.) Если цена искупления, бессмертия творца и истинного величия – одиночество, то пусть будет так! Я готов уйти, но страх связывает мне руки. Что если нет загробной жизни? Что если тьма нас ждет за дверью, и мы страшимся приоткрыть завесу лжи?! До жути больше всех пугает, что не увидим там своих родных! (вытирает рукавом слезы.)

Я вспомнил этот взгляд и глаз сияние. Ты так похожа на маму… Лишь она меня слушала часами и могла одним взглядом дать напутствие. Мама, ты пришла за мной! (улыбается сквозь слезы.) Ты простила меня. Спасибо! Теперь могу с чистой душой покинуть серый, блеклый мир, что утопает в лжи и боли. Одна лишь пуля отделяет нас от встречи. Где револьвер отцовский? (ищет револьвер.) Вот же он, мое спасение от бед. (Садится в кресло, заряжает револьвер. Пауза.) Один щелчок и путь свободный, дождись меня – уже в пути. Ужасней нет на свете муки, чем смерть встречать в объятьях скуки! (выстрел.)

Занавес опускается.

Конец.