Найти тему
у Техномага

Закрытый тракт в ЛПМ. Околофилософские размышления. Dual C844.

Нужен закрытый тракт или нет, на примере Dual C844

Итак, ЛПМ с т. н. закрытым трактом. Звучит это солидно, интуитивно сразу создается впечатление «продвинутости», ну и, конечно, цена такой техники априори выше.
Суть решения довольно проста, по крайней мере, для понимания.

Общая схема закрытого тракта ЛПМ кассетной деки.
Общая схема закрытого тракта ЛПМ кассетной деки.

Из схемы видно (схема не моя, чтобы не рисовать самому, нашел в сети) что равномерное движение ленты обеспечивают 2 пары тонвал-прижимной ролик. Задумка хорошая, за счет того, что подаюший тонвал протягивает ленту чуть медленнее, чем приемный, можно исключить неравномерность натяжения ленты во время рабочего хода, обеспечить постоянное равномерное контролируемое натяжение ленты между тонвалами и даже исключить из работы встроенный в кассету лентоприжим (это я видел только у некоторых Nakamichi). Со всех сторон хорошо.
Технически управляемое натяжение между тонвалами получается за счет небольшого проскальзывания ленты между подающим (левым) тонвалом и его прижимным роликом. Мне известны две реализации:
1. Маховики подающего и приемного тонвалов имеют чуть разный диаметр и лента подается чуть медленнее, чем принимается.
2. Оба тонвала абсолютно одинаковы. Натяжение ленты обеспечивается за счет малого усилия прижима ролика к тонвалу и естественного торможения ленты в самой кассете. Примером такой реализации является мой любимый Dual C844.

Кассетный отсек Dual C844. 2 тонвала и 2 прижимных ролика.
Кассетный отсек Dual C844. 2 тонвала и 2 прижимных ролика.

На фото хорошо видны оба тонвала и их прижимные ролики. Правый прижимной ролик розового цвета, по размерам не отличается от своих черных братьев, просто из другого материала.
Ничего особенного в приемной паре тонвал — прижимной ролик (пусть и другого цвета) нет. Их задача — протягивать ленту равномерно и без проскальзывания. С чем они и справляются.

Подающая же (левая) пара работает по-другому.

Подающий прижимной ролик с направляющей для ленты.
Подающий прижимной ролик с направляющей для ленты.

Левый (черный) подающий ролик имеет направляющую для лены (желтая стрелка) и во время рабочего хода неплотно, практически слегка прижимается к своему тонвалу. Напомню, оба тонвала с маховиками совершенно одинаковые и приводятся в движение одним и тем же пассиком (от одного и того же мотора, естественно).
Эта подающая пара создает некоторое усилие, но недостаточное, чтобы самостоятельно протягивать ленту, а только помогать приемному узлу. За счет этого между тонвалами создается достаточное для прилегания ленты к головке стирания натяжение (ну и, заодно, к блоку головок записи и воспроизведения).
Что, тут, на мой взгляд, не очень хорошо.
Это направляющая (желтая стрелка). Когда ролик подводится к тонвалу создается «ступенька» в тракте движения ленты. Это не сильно критично, но я считаю, что чем меньше изгибов в траектории движения ленты — тем для нее (ленты) лучше.

Пружина привода прижимного ролика
Пружина привода прижимного ролика

Теперь о самом техническом решении. Усилие прилегания прижимного ролика к тонвалу регулируется пружиной (красная стрелка). С одной стороны, это простое и надежное решение, но с другой — пружины имеют свойство со временем вытягиваться. Т.е. постепенно усилие приемного узла будет уменьшаться и периодически это усилие надо будет контролировать (например) при помощи специальной динамометрической кассеты (штука полезная в хозяйстве).

Что же в итоге получается?

Так мы живем в не совершенном мире, то и идеального решения, где одни плюсы и ни одного минуса тоже нет.
Значит, и закрытый тракт имеет как свои плюсы, так и минусы, так сказать, совокупность компромиссов.
Достоинства.
Надежное и равномерное движение ленты, разного рода «особенности» компакт кассет не сказываются на качестве звука (а ради чего все делается то?).
Два маховика по-любому лучше чем один, так как общая масса больше, больше инерция и, соответственно, возможные неоднородности в пассиках лучше будут компенсироваться общей инерцией вращения двух маховиков. Это в теории.

Недостатки.
Как же без них. Сам по себе закрытый тракт сложнее и требует большего внимания при настройке и обслуживании.
При неправильной настройке лента будет либо растягиваться, либо закрытый тракт просто выродится в обычный тракт с одним тонвалом и ни каких преимуществ на будет.
Проскальзывание ленты в подающей паре тонвал-прижимной ролик. Для ленты это лишняя нагрузка на рабочий слой.

Так что вопрос, что лучше, по крайней мере в потребительском плане, так и остается открытым.
Есть деки с одним тонвалом, которые приятно слушать (например недорогая Nakamichi BX2), есть и с закрытым трактом, которые тоже приятно слушать (например Dual 844, 846). Я привожу примеры только из своего «заповедника».

Ну и, собственно, сам Dual C844.

Дека Dual C844
Дека Dual C844