Испытывали ли вы когда-нибудь непреодолимое желание завершить задачу, которую оставили незавершенной, или мучительное чувство, что вы забыли что-то важное?
Возможно, вы сталкивались в жизни с эффектом Зейгарник — психологическим явлением, которое влияет на нашу способность сосредотачиваться и запоминать, влияя на уровень нашей продуктивности. Эффект Зейгарник, названный в честь советского психолога Блюмы Зейгарник, утверждает, что люди с большей вероятностью запоминают и извлекают мысли из незавершенных задач, чем из завершенных.
Корни эффекта Зейгарник можно проследить в начале 20 века, когда советский психолог Блюма Зейгарник впервые наблюдал это явление в 1927 году в Берлинском университете. Во время обеда в ресторане она была удивлена тем, что официанты продемонстрировали впечатляющую память на неоплаченные заказы, но при этом, мгновенно забывали детали оплаченных и выполненных заказов. Заинтригованная своими наблюдениями, Зейгарник провела эксперименты, чтобы проверить гипотезу о том, что незавершенные задачи запоминаются легче, чем завершенные, что в конечном итоге подтвердило существование феномена, который теперь носит ее имя.
Наиболее ярким историческим примером эффекта Зейгарник можно наблюдать в незавершенных работах Микеланджело:
Микеланджело, известный итальянский художник, известен своими различными незавершенными шедеврами. Его увлечение незавершенными работами можно объяснить эффектом Зейгарник, который заставлял его продолжать работать над проектами, которые так и не были закончены. Это внутреннее стремление завершить незавершенные дела, вероятно, подпитывалось той же психологической потребностью в завершении, лежащей в основе эффекта Зейгарник.
Использование эффекта Зейгарник в личных целях:
1. Управление прокрастинацией. Эффект Зейгарник можно использовать как мощное оружие против прокрастинации. Разбивая сложные задачи на более мелкие, управляемые части, мы можем начать решать их шаг за шагом. Как только мы начинаем работать над одной из этих небольших задач, срабатывает эффект Зейгарник, побуждая нас жаждать чувства выполненного долга, которое приходит с завершением. Это подпитывает цикл положительной обратной связи продуктивности и сосредоточенности, побуждая нас доводить свои задачи до конца.
2. Улучшение удержания информации. Будь то подготовка к экзамену или овладение новым навыком, сохранение информации может значительно выиграть от эффекта Зейгарник. Намеренно оставляя небольшие промежутки между учебными занятиями или периодами практики, наш мозг будет вынужден вспоминать и запоминать незавершенный процесс обучения. Это повышенное внимание к сложным нюансам повысит нашу способность запоминать и эффективно усваивать новую информацию.
3. Сохранение концентрации и мотивации. Включив эффект Зейгарник в наш процесс постановки целей, мы можем повысить мотивацию и ускорить продвижение к нашим целям. Разбивка целей на более мелкие этапы и отслеживание прогресса порождает насущную потребность в завершении, повышая вероятность того, что мы будем сопротивляться отвлекающим факторам и оставаться сосредоточенными на текущей задаче.
Поняв и приняв силу эффекта Зейгарник, мы можем использовать его потенциал для повышения концентрации внимания, повышения производительности и поддержания мотивации в личной и профессиональной жизни. Используя это явление для нашей пользы, мы будем лучше подготовлены к решению проблем и достижению наших целей, что в конечном итоге обогатит нашу жизнь новым чувством выполненного долга и удовлетворения.