Найти в Дзене
Любимое чтиво

«Троцкий»: яркий демон Революции

Оглавление

Студенты Испании, Мексики и США знали его лучше, чем какого-то Ленина и рукоплескали его идеям. Казалось бы, самым справедливым… Потом (с 1936 года) весь Запад зачитывался его «Преданной Революцией». Поэтесса Лариса Рейснер, художница Фрида Кало, марксистки Соколовская и Седова, а еще матрос Федор Раскольников готовы были отдать жизнь за яркого во всех отношениях еврея-«демона», не избавившегося от своего природного акцента.

Дорогой читатель! Какую роль, по-твоему, сыграл очерненный сталинистами Л. Троцкий в мировой истории? Любопытный сериал, который начали снимать еще в 2017 г, поможет тебе определиться с мнением.

Постер к фильму Троцкий Картинка взята с сайта https://www.film.ru/articles/vseh-predam-odin-ostanus
Постер к фильму Троцкий Картинка взята с сайта https://www.film.ru/articles/vseh-predam-odin-ostanus

Сразу о нескольких промахах постановки

В версии режиссеров Котта и Статского Лейб Давидович говорит вообще без всякого акцента. Мало того, голос Константина Хабенского, если судить по воспоминаниям о Троцком, вообще что-то прямо противоположное тому, что можно было слышать из уст «главного революционера»…

Постановщики задумали подать нам главного героя через призму неофрейдизма. Согласна, что это «философское течение» в те годы было популярным, но Троцкий не имеет к нему никакого отношения. Он был убежденным марксистом, стараясь больше ничем не забивать себе голову. Мало того, как раз он и делал большевистскую революцию, пока Владимир Ульянов прятался по ссылкам. Разумеется, в учебниках истории, благодаря Сталину, мы прочитаем совсем другое…

И последний «жирный» минус. Слишком скомканная сюжетная линия. Впрочем, это сейчас «болезнь» всего современного кинематографа, идущего на поводу у клипового мышления зрителя. Из разных этапов биографии личности (порой далеко отстоящих друг от друга) берутся наиболее драматичные (или просто «сумасшедшие») моменты, идущие в ленте друг за другом.

Драматические достоинства сериала

В 8-серийном фильме фактурно показаны те черты характера, которые сделали главного теоретика Четвертого Интернационала как историческую личность. Упорство, бескомпромиссность, в определенной мере мания величия и… самая настоящая жестокость. Только вот киношной его ипостаси являются души всех загубленных. На самом деле у обсуждаемой исторической личности и после наиболее зверских расправ был хороший аппетит и чудная мужская потенция…

Кадр из фильма Троцкий Картинка взята с сайта https://teleprogramma.pro/tele/series/291065/
Кадр из фильма Троцкий Картинка взята с сайта https://teleprogramma.pro/tele/series/291065/

Заманчиво продемонстрирован сюжет, благодаря которому Бронштейн выбрал себе псевдоним «Троцкий». На самом деле это реальная фамилия тюремного надзирателя из Одессы, которого Лейб Бронштейн отметил для себя как харизматическую личность, достойную подражания.

«Вкусно» подана личная жизнь самого яркого участника мирового революционного движения. Этот момент не требует никаких объяснений. Достаточно оценить первую сцену (в бронепоезде), где Рейснер раздевается перед ним догола, одновременно читая собственные пламенные стихи.

Наконец, в каждой серии присутствует тот самый демонический дух времени – ежесекундно с создателем «Красной» армии кто-то пытается расправиться. То обнюханные кокаином матросы хотят «навалять» ему в переулке. То крестьяне намерены зарубить его отряд (забирающий кресты деревенского погоста на дрова для бронепоезда). То завистники подсылают агентов с пистолетами. То в ссылку в Казахстан отправят. То «отец народов» снаряжает на расправу с ним (в Мексику) НКВД-шников-испанцев.

Одному из них (назвавшемуся журналистом Рамоном Меркадером), все же удается проломить череп объекту в том злосчастном 1940 году. Между этими моментами в воздухе витает много других напряженных ситуаций (порохового дыма) – Троцкий вовлечен в события всех переворотов 17-го года и в Гражданскую войну сильнее, чем Ленин или Сталин (после Октября куда чаще отсиживавшиеся каждый в своем кабинете)…

Человека, повлиявшего на революционеров «гнилого Запада», в будущем на писателя Оруэлла, Сталин мечтал убить. Осуществил его мечту испанец Меркадер, ставший В СССР Рамоном Ивановичем Лопесом. Картинка взята с сайта http://worldcrisis.ru/pictures/3669998/source.jpg
Человека, повлиявшего на революционеров «гнилого Запада», в будущем на писателя Оруэлла, Сталин мечтал убить. Осуществил его мечту испанец Меркадер, ставший В СССР Рамоном Ивановичем Лопесом. Картинка взята с сайта http://worldcrisis.ru/pictures/3669998/source.jpg

Конструкция киноповествования

«Журналист» Меркадер преподносится как постоянный антагонист Троцкого – осуждая все деяния последнего. Пункт за пунктом. Выдумка сценаристов – хорошо спрятанные переживания Троцкого по этому поводу. По правде их не было. Сериал сконструирован так, что все происходящее как бы вспоминается Львом Давидовичем. Это все в том самом 1940 («мексиканском») году. Будущий убийца всегда рядом. Делает вид, что продолжает брать интервью у человека, утверждающего, что Революция попала в руки никчемных людей. И один из них, разумеется – Иосиф Сталин…

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

«Годунов»: перед самой Смутой

«Грозный»: старая песня о… страшном

«Игра на выживание»: «Последний герой» нервно курит в сторонке…

«Крылья империи»: история, начавшаяся в 1913 г. – в самое счастливое время царской России