Видели фотографии с загадочными кругами на полях? Уфологи и другие псевдонаучные деятели называют такие круги вторжением внеземных цивилизаций.
А что если всё намного проще?
На самом деле у восточных славян был похожий странный магический обряд — кручение заломов в поле. Возможно, кто-то из ныне живущих знает от своих предков о заломах и иногда выходит в поля почудить.
Заломы (завитки или закрутки) — это скрученные колосья, завязанные узлом на поле. Заламывали чаще именно колосья, иногда овёс, лён. Могли даже крутить заломы на обычных огородах из стрелок лука, ботвы моркови или обычной травы.
«Ещё душа Богу согрешила:
В соломах (колосьях) я заломы заламывала».
Этот стих был записан этнографом Павлом Якушкиным в XIX веке, но существовал он ещё раньше и передавался из уст в уста. По сюжету душа умершей девушки встречает Иисуса Христа и кается в своих грехах. Один из страшных грехов в понимании наших предков — заламывать заломы. Потому что это один из видов колдовства!
По народным поверьям, заломы делали для того, чтобы навредить хозяину поля (отнять урожай или уничтожить скот).
Сделать залом в поле мог любой, но обычно обращались к деревенской ведунье. Женщина в ночь на Ивана Купала или в Семик перед Троицей выходила в поле и начинала крутить колосья левой рукой против часовой стрелки (противосолонь).
Процесс сопровождался обрядовыми формулами. Могли в колосья положить магический атрибут для усиления действия (яйцо, иголку, скорлупу, ногти).
Иногда обряд проводился с целью навредить скоту, тогда колдунья начинала в поле мычать или хрюкать. Неудивительно, что в полночь славяне обходили поля стороной, чтобы случайно не услышать какой-нибудь жуткий вой.
Кручение заломов было распространено у белорусов, поляков, украинцев, русских. Исследователи считают, что появился обряд первоначально у жителей Полесья, а потом распространился дальше по сельскохозяйственным регионам. Впервые упоминается в белорусском фольклоре в 1661 году (крестьянина обвиняли в изготовлении залома).
Исследователи считают, что на украинской иконе XVIII века «Страшный суд» в правой нижней части изображена колдунья, заламывающая колосья. К сожалению, в хорошем качестве икону не удалось найти.
Славяне верили, что в одних случаях залом был опасен только хозяину поля, в других — тому, кто первым дотронется до него или съест хлеб из муки, смолотой из заломленных колосьев.
Обезвредить залом мог сильный знахарь или священник. Заломленные колосья аккуратно срезали серпом и выбрасывали в бурную реку. Если водоёма в округе не было, то колосья сжигали.
Поле даже после очистки считалось уже испорченным, урожай боялись использовать для приготовления пищи! Получается, что из-за народных суеверий недоброжелатель оказывался победителем, потому что ему в итоге удавалось оставить жертву без урожая.
Подобные преступления против земли считались страшным грехом, потому что для славян земля — это материнское начало, «мать — сыра земля» (укр. земля — свята мати). Земля «беременеет» урожаем, который кормит потом весь год.
Традиция крутить заломы в деревнях и сёлах сохранялась вплоть до конца XIX века.
#мифология #лингвокультурология #этнография
Источники: труд Зеленина Д. К. «Восточнославянская этнография», Этнолингвистический словарь под общей ред. Н. И. Толстого.