Найти тему

Счастье в несчастье

Оглавление

Незабудки для пани Блажены

Часть 2.

После войны стало известно, что в Германию было принудительно вывезено на работу около 8-ми миллионов людей из разных стран Европы, в основном молодых женщин и мужчин. Среди них было и много советских людей, военнопленных и насильно угнанных гражданских. В эти миллионы крошечной песчинкой была заброшена 20-тилетняя Блажена. И вместе с остальными девушками из их поезда была отправлена на работу на военный завод в Дессау.

Незабудки /фото_vsecveti.life
Незабудки /фото_vsecveti.life

Ей казалось странным, даже диким, что их, девчонок без какого-либо опыта работы на заводе, приставили к конвейеру, чтобы собирать какие-то части железяк, в которых она ничегошеньки не понимала. Похоже, у немцев плохи дела на фронте, раз уже здесь некому работать, посчитала она, но по привычке держала язык за зубами.

Когда им сказали, что это части для самолетов, кажется, для бомбардировщиков, она испытала страх и какую-то животную тоску. Ведь эти самолеты полетят убивать, а она, получается, приложила к этому руку… А если вдруг этот самолет развалится в воздухе? Если она или кто-то из ее подруг по несчастью не сделают что-то, как надо? Ответ на этот вопрос был для нее очевиден: тогда их ждёт концентрак, причём в лучшем случае. Ей было противно прикасаться к этим железякам, но выбора не было, и она всячески старалась не думать о том, что потом станет с этими деталями.

Поселили их в лагере с бараками, почти на окраине города, но не так далеко от завода, вокруг территории был забор, вход-выход был по пропускам. Поблизости был еще один подобный лагерь, но с колючей проволокой наверху забора, а вскоре девушки узнали, что там живут русские женщины. Блажена недоумевала тогда – зачем давать наверх ту колючую проволоку, если забор и так высокий? Сама бы она такой точно не перелезла.

Вид на Дессау /фото_bundesarchivbild.wikipedia.org
Вид на Дессау /фото_bundesarchivbild.wikipedia.org

Она часто вспоминала маму, которую её заставили покинуть и оставить совсем одинокой в это злое время. Да и многие другие девушки в их бараке плакали по ночам в подушку – ведь все они были слишком молоды, и этот принудительный отрыв от родных людей и отъезд на чужбину был для них сильным ударом. Единственное, что скрашивало тогда их существование и давало какую-то надежду – были те самые чешские парни, которые пришли встретить их на вокзал…

Тогда на вокзале Марека она не увидела, или точнее – просто не заметила в той суматохе. А когда девушкам впервые позволили выйти за ворота лагеря, там стояла группа тех молодых чехов, кто смог прийти в этот день к девушкам. Марек был среди них и сразу направился к Блажене, как будто её одну и ждал. Она смутилась, когда он с улыбкой протянул ей руку для пожатия и сказал своё имя, но руку ему тоже подала. У него была приятная улыбка и светлые добрые глаза, а пожатие руки было бережным и тёплым. Она улыбнулась в ответ, и они пошли пройтись на часок по городу.

Замок Дессау /фото_privatbesitz.dessau.de
Замок Дессау /фото_privatbesitz.dessau.de

Мареку как-то удалось быстро разговорить её, и она сама себе удивлялась, как легко ей с ним беседовать. Они говорили и не могли наговориться. В первый раз они почти опоздали вовремя вернуться в её лагерь. Просто заговорились. Честно сказать, он ей сразу понравился. И как выглядел, и как говорил.

Марек был из Праги, старше её на 4 года. Он уже был студентом до того, как в ноябре 1939 года немцы закрыли высшие школы в протекторате после студенческой демонстрации 28 октября (на День создания Чехословакии в 1918 году). Хотя он, как и многие студенты, участвовал в той протестной демонстрации в Праге, ему посчастливилось избежать ареста. Родители быстро отправили его к бабушке в Колин. В Праге Марек начинал учиться по специальности экономика и финансы и был в ладах с математикой, так что в Колине он стал подрабатывать в бухгалтерии одного из складов. В Германию его отправили на полгода раньше, чем Блажену.

Так как Марек имел уже опыт бухгалтера, в школе учил немецкий и мог объясняться с немцами, его направили работать снова в бухгалтерию при какой-то канцелярии. К тому же он мог жить на частной квартире «по разнарядке» у обычных немцев. Это давало определенную свободу, хотя считалось, что квартирант находится под «частным надзором» со стороны хозяев. Когда возникла идея встретить транспорт с чешскими девушками, Марек вместе с парой других парней, кто владел немецким, сумели договориться с немецкой администрацией о возможности общения с чешскими девушками.

Судя по всему, немцев это устраивало, так как давало дополнительную возможность манипулировать людьми. Ведь когда ты как-то связан с другим человеком, на тебя легче найти управу. Но молодые люди об этом тогда не думали. Естественные человеческие чувства – тяга к сердечной привязанности, дружбе и любви брали верх. И тогда случалось такое счастье в несчастье…

Квартал в Дессау в 1945 году /фото_bundesarchivbild.de
Квартал в Дессау в 1945 году /фото_bundesarchivbild.de

Окончание рассказа в следующей публикации.