Всем привет! Сегодня на очереди три фильма в одном из самых интересных поджанров - мокьюментари. Псевдодокументальные ужасы - это очень кропотливая работа, которую тяжело провернуть, и порой так же непросто воспринимать. Сегодняшние картины не входят в пантеон столпов жанра и не хватают звезд в рейтингах, однако, каждый из них по-своему интересен и не лишен шарма, равно как и саспенса.
Озеро Мунго
Если жанр хоррор чаще всего эксплуатирует механику псевдодокументального кино в формате "найденной пленки", то есть мы видим кадры с камеры, которая запечатлевала непосредственно кошмарные события, то "Озеро Мунго" выстроено именно в классической псевдодокументальной стилистике - фильм притворяется документалкой о расследовании дела об утонувшей девушке, и делает это весьма успешно.
В центре повествования фильма семья Палмер, чья дочь некоторое время назад трагически погибла - семейный поход на пляж обернулся трагедией, девушка 16 лет Элис не вернулась, не вышла из воды. Вскоре её тело было найдено, полиция закрыла дело, объяснив произошедшее, как несчастный случай. Но в жизни семьи начинает происходить такое, что заставляет родственников поверить, что причиной трагедии стало нечто иное. В доме начинают происходить странные вещи, и видеозаписи Мэттью - брата Элис Палмер - подтверждают присутствие в доме чего-то необычного - в кадр несколько раз попадает неясная фигура девушки, очень похожей на Элис.
Отец Элис, будучи единственным очевидцем, присутствовавшим на опознании тела дочери, начинает сомневаться в своих показаниях. Семья подаёт прошение об эксгумации и проведении экспертизы ДНК. После подтверждающих результатов члены семьи узнают истинное происхождение призраков на видеозаписях Мэттью, но зато всплывают новые детали, которые тут же дают новые нити для поисков и новую пищу для размышлений.
Фильм действительно выглядит, как типичное журналистское расследование, коих вы вероятно видели немало в своей жизни. Здесь есть все фишки хорошей документалки - зачитанные цитаты из дневника погибшей девушки, фотографии её в кругу семьи, интервью друзей и сеансы психотерапии матери Элис с неким доктором Рэем, у которого тоже оказываются свои секреты. Качество домашних съемок выглядит убедительно - это действительно похоже на домашние съемки, и вообще - возникает ощущение, что посмотрел документалку, а не художественный фильм, и так, по сути, и должно быть.
Авторам удается несколько раз вести нас ложной тропой, и когда неверность догадки становится очевидной, появляется новая зацепка. Режиссер Джоэль Андерсон хотел показать подобную историю с точки зрения переживания близких людей, и ему это удалось - не потому что все заливают объектив слезами, а потому что видно, как люди цепляются за самые нереалистичные догадки, лишь бы не мириться с тем, что уже свершилось. Последняя находка, сделанная семьей Палмер с неожиданной подачи подруг Элис, приводит героев, равно как и зрителя, в оцепенение - такой ход действительно пугает, подкрепленный одним из жутчайших псевдо-домашних видео. Фамилия Палмер будто выбрана не случайно - так же, как и Лора из знаменитого сериала Линча, Элис Палмер была девушкой, которую многие знали с разных сторон, но истинной Элис не знал никто - и об этом говорится в фильме прямой речью - как, наверное, нет среди нас кого-то, кто для прочих, как на ладони. Элис хранила свои секреты, и какие-то она забрала с собой, а какие-то близким Элис удалось обнаружить. Только вот поделать с этим уже ничего нельзя.
Демоны Деборы Логан
В этом случае авторы также решили стилизовать мокьюментари-хоррор под журналистский сюжет, только здесь речь идёт не о расследовании преступления, а о научном проекте - в этом плане, "Демоны Деборы Логан" - явный собрат картины "Ведьма из Блэр", в которой герои отправляются собирать материал для научной работы. Впрочем, если в случае с коронованным фильмом 1999 года мистика подразумевается изначально самой тематикой репортажа, то этот фильм изначально планируется, как приложение к научной работе о болезни Альцгеймера. И если бы не чересчур явный перевод в лоб, то у фильма могла остаться загадка (прямой перевод оригинального названия - "Забирая Дебору Логан").
Студентка-медик находит для своей научной работы семью, согласившуюся на съемки документального фильма. Семья состоит из девушки Сары, которая даёт согласие ради денежного вознаграждения и её матери Деборы, которая, собственно, и становится объектом исследования, и которая не особенно рада прибывшим гостям. После улаживания недоразумений, студентка, прихватившая оператора и звукорежиссера, приступает к работе - они живут в гостевой комнате и снимают бытовую жизнь престарелой женщины, пораженной неизлечимой болезнью.
Поначалу фильм несколько отпугивает своей чересчур лощеной картинкой - привыкшего к "честному зернистому" мокьюментари зрителя может оттолкнуть подобный формат, однако, если вспомнить, что сейчас можно снять неплохой фильм на камеру дорогого смартфона, с этим можно смириться. В качестве сбивок для кадров о бытовой жизни Деборы используются интервью с дочерью Сарой, соседями, визуализации из медицинских справочников и беседы с лечащим врачом Деборы, доктором Назир, которая все странности поведения списывает на прогрессирующую болезнь.
Однако, количество странностей растет в геометрической прогрессии. И если простые провалы в памяти, застывания на месте и внезапные приступы агрессии в сторону прибывших ребят, которых Дебора не узнает, уже выглядят достаточно жутко, то вскоре начинает твориться что-то из ряда вон. Дебора, некогда работавшая оператором на коммутаторе, вдруг начинает будто звонить кому-то и говорить на незнакомом ей языке слова, перевод которых немало пугает. К тому же, ребята подмечают, что одна из линий коммутатора всё время пытается выйти в эфир, и вскоре обнаруживается, что эта линия принадлежала местному врачу, который исчез после серии жутких ритуалов над молодыми девушками.
Тучи сгущаются, появляются новые подробности, и к выходу на финишную прямую у нас вырисовывается вполне четкая и жуткая картинка. Надо отметить, что тематика одержимости (за спойлер это не считается, всё уже сделали локализаторы) здесь раскрыта всё же достаточно свежо и интересно - авторы додумались прикрутить интересную механику "вирусной" одержимости вместо использования стандартных приемов вроде судорожных конвульсий на кровати и опрыскивания святой водой. Фильм стал дебютной работой Адама Робитела, которого вы все теперь так любите за его "Клаустрофобов", и для первого фильма "Дебора" получилась весьма крепким и достойным фильмом. Ладная реализация, несмотря на изначально отталкивающий лоск, неожиданно жуткий финал, неплохая механика и освещение важной темы о жуткой болезни.
Дома, построенные в октябре
Фильм со столь чарующим названием (оригинальное название звучит ещё романтичнее - "Дома, что построил октябрь") настраивает на соответствующий лад, и отчасти предсказание срабатывает - на протяжении всего фильма мы будем наблюдать уютную кают-компанию небольшого дома на колесах, на котором главные герои путешествуют по стране. Вот только дом этот не так безопасен, как кажется, да и вокруг творится настоящая дичь. А что вы, собственно, хотели - Хэллоуин же...
Да, "октябрьские дома" - феномен чисто американский, и нам мало понятный. По сути, это не совсем дома, это тематические парки ужасов, которые целыми гроздьями вырастают по всей стране в октябре в преддверии любимого американского праздника. По сути, это дома-фантомы, дома-призраки, появляющиеся из ниоткуда, стараниями предприимчивых граждан, желающих отлично подзаработать на одном из главных движков человеческой натуры - на страхе - и в никуда же уходящие.
Главные герои - несколько парней и девушка одного из персонажей - отправляются в путешествие длиной в неделю с целью не просто получить свою порцию страха и выбрать лучшие аттракционы, но провести небольшое независимое исследование - понять, есть ли что-то по-настоящему мистическое и мрачное среди этой буффонады. Человеческая натура склонна искать это что-то. И порой, это что-то само находит тебя, стоит лишь пойти навстречу. Стоит начать копать, и появляется что-то, от чего стоило бы держаться подальше.
Однако, поначалу всё идёт вполне спокойно - у героев есть лишь несколько полумифических фактов о том, что в каких-то подобных парках происходили настоящие ужасы - кого-то запугали до полусмерти, кто-то пропал, кто-то якобы покончил с собой, вместо того, чтобы лишь изображать висельника. Ребята ездят по разным городам, берут интервью, посещают комнаты страха и ведут беседы в барах. В ходе некоторых интервью выясняется, что зачастую работать "монстрами", пугающими людей в парках ужасов, идут, в основном, асоциальные элементы, и поднимается вопрос - примется ли нормальный здоровый человек за такую работу... В дополнение к этому происходит и несколько жутких эпизодов - например, один из ряженых зачем-то преследует фургон ребят, появляясь на стоянке в свете фар, а скоро и вообще откуда ни возьмись возникает в совершенно другом штате.
Уровень саспенса растёт, и ближе к концовке, фильм, который поначалу кажется мало внятным, становится вполне себе устрашающим триллером, а низкое качество видеоматериала и очень "кухонные" диалоги, через которые поначалу продираешься с трудом, дополняют картинку, создавая реальный эффект любительской записи - а ведь этого жанр и требует от авторов. Фильм никак нельзя назвать шедевральным, и низкие рейтинги вполне понятны - причины указаны выше - однако, если дать картине шанс, она вполне способна напугать. Как далеко может зайти тот, кто верит, что за дешевыми декорациями и наскоро пошитыми костюмами стоит что-то зловещее? Также далеко, как и тот, кто, будучи облаченный в подобные латы, начинает заигрываться и забывает о том, что всё это - лишь шоу.