Грозная швейцарская баталия стала таковой далеко не сразу. Привычный боевой порядок, который мы можем видеть ниже, появился не вдруг.
Такое построение швейцарцы продемонстрировали, например, при Грансоне, где одержали решительную победу - или в менее удачном для себя сражении при Мариньяно - впрочем, в схожей формации с ними сражались ландскнехты.
Наши читатели уже знают, как швейцарцы заставили взяться за пики испанцев, но, неожиданно, это знание они обрели только за 70 лет до победы над ними.
Кому-то могло показаться, что швейцарцы как-то вдруг сделали ставку на мощный пикинерский удар, да так и "законсервировались". И да, и нет. В один момент они действительно стагнировали, перестав совершенствовать методы ведения войны, но так , конечно, было не всегда. в битве при Моргартене, например, в 1315 году, они одержали победу алебардами и ... ну да, камнями, которые обрушили на столпившихся противников. Это вообще, кстати, сражение, где впервые активно применялась алебарда. Сейчас такой тип алебарды и называют Моргартен.
Внизу, скорее всего, изображена ронкона.
Итак, 30 июня 1422 года произошло сражение между швейцарскими кантонами и Миланским герцогством. В тот год швейцарцы прикупили у рода фон Саксов крепость Беллинцона - но должным образом за ней не следили. Миланское герцогство, воспользовавшись этим, быстро "отжало" стоящую без дела недвижимость, выгнав незадачливый гарнизон на улицу.
Кантоны Ури и Унтервальден собрали войско в 2500 человек и двинулись к крепости, судя по всему, пытаясь взять ее нахрапом - но атака провалилась.
Миланское войско, превосходившее по численности армию двух кантонов, предприняло атаку на лагерь швейцарцев - но те успели развернуть боевые порядки и встретить кавалерию в оборонительном построении.
Некоторые источники пишут о том, что швейцарцам противостояло 16000 миланцев, из которых было 5 тысяч верховых.. Не умаляю отваги горцев, но на возможность такого численного перевеса можно лишь усмехнуться. Разве что львиная доля миланцев была , например, городским ополчением.
Так или иначе, подавляющее число швейцарцев было вооружено именно алебардами, а доспехи у них, как вы помните, в основном были не ахти какие (или их не было вовсе), но им удалось сдержать кавалерийские наскоки. Лошади явно были более уязвимы, чем всадники.
Командир миланцев, Франческо Буссона да Карманьола, не растерялся и приказал своим латникам спешиться, атакуя противника, тем не менее, кавалерийскими пиками.
Итого, противник имел численное превосходство, преимущество в защитном снаряжении - да еще и кавалерийские пики были длиннее швейцарских алебард.
Швейцарцы получили такую трепку, что староста одного из кантонов вдруг бросил алебарду наземь, так демонстрируя свою готовность сдаться - случай для горцев вопиющий.
От полного истребления спасло швейцарцев не то подкрепление, не то на горизонте просто показались немногочисленные всадники швейцарцев. Миланцы от греха подальше организованно отступили, а кантоны Ури и Унтервальден, не будь дураками, быстренько отступили в горы.
Победа осталась за миланцами - экспансия Швейцарского союза была приостановлена. Швейцарцы потеряли не менее пятой часть своего войска , около 500 человек, что считалось серьезными потерями .(часто армия, потеряв и десять процентов от личного состава считалась поверженной, а отступать могла начать и того раньше)
Потери миланцев неизвестны, но, судя по всему, в первой атаке они потеряли немало людей...и лошадей.
Швейцарцы провели работу над ошибками - и с тех самых пор первые две шеренги вооружались строго пиками - алебардами владела лишь , по большому счету, третья шеренга баталии.
В следующий раз мы соберемся с силами и расскажем о том, как в принципе действовала швейцарская баталия и о том, какие у нее были сильные и слабые стороны.
Больше интересного на Youtube: