Найти тему

Нам не реализовать образовательный стандарт

В большинстве российских школ в будущем учебном году (2021-2022) будет первый выпуск тех, кто учился по ФГОС. А в некоторых школах уже начнут внедрять стандарт третьего поколения. Почему я считаю, что нам не реализовать ФГОС?

Начать следует с того, что его основу положен компетентностный подход. Что это такое, каждый методист вам с лёгкостью ответит. Только если вы сравните определения / мнения этих методистов, то увидите, что все они говорят немного о разном. Сюда же добавим функциональную грамотность и универсальные учебные действия (УУД). Разобраться как они друг с другом связаны очень сложно. Методическая и педагогическая литература тут тоже не поможет, потому что сколько авторов, столько и мнений. Мне как вообще ответили, что всё это относится к метапредметности и глубже копать не стоит. Кто вводил все эти определения в стандарт и чем они руководствовались – это большой вопрос. А Вы, коллеги, учите.

Вторая большая проблема, которая, по-моему, тоже вызывает значительные проблемы – это наши учебники. Я, учитель истории и обществознания, поэтому ориентироваться буду на эти предметы. Объём материала, который необходимо усвоить ученикам огромен. Если Вы тоже ведёте историю, то ещё обязательно вспомните историко-культурный стандарт, который предусматривает ещё больший объем в учебниках. Почему это проблема? Потому что развитие функциональной грамотности, компетенций и УУД, а также системно-деятельностный подход предполагают умение анализировать, сопоставлять источники, критиковать их. Требуемый объём знаний настолько большой, что учебники становятся кристально чистыми. Там не над чем думать. Возьмите советские учебники истории и современные, содержательно они почти не отличаются. Некоторые задания в них сформулированы одинаково. Качественных изменений почти нет. То есть требования «сверху» меняются, а учебно-методические комплексы остаются на месте.

Ещё интересно сотрудничество Министерства просвещения с Рособрнадзором. Министерство просвещения (как и наш президент) говорят о том, что нужно повышать качество образования. Но если мы посмотрим на то, что реально делается (ВПР, PISA), то увидим: улучшается только качество контроля за образованием, но не само образование. Требования сверху спустили, учебники новыми годами переиздали и заставляем работать.

Если так пойдет и дальше, то и стандарт третьего поколения мы не освоим. Помимо тех требований к результатам обучения, что уже есть, добавят новые, а остальное – по-старому. Работаем, товарищи, Родина Вас не забудет!