К настоящему времени мы все уже знакомы с подавляющим и наносящим вред планете количеством отходов, которые быстрая мода производит ежегодно.
В попытке уменьшить влияние модной индустрии на окружающую среду за последние несколько лет появились услуги аренды и проката одежды, казалось бы, которые должны были решить эту проблему.
Сервисы аренды одежды кажутся логичным продолжением темы устойчивого развития и популярности винтажа. Ты ничего не покупаешь, а лишь берешь на время.
Однако новое исследование, опубликованное Environmental Research Letters, предполагает, что аренда одежды на самом деле хуже для окружающей среды, чем просто ее утилизация.
После изучения множества различных «сценариев» для одежды, включая переработку, перепродажу и аренду, команда исследователей обнаружила, что аренда и прокат стали худшими вариантами для окружающей среды. Все дело в дополнительных циклах транспортировки одежды, при котором увеличивается углеродный след и требуется новая упаковка.
Почему старые вещи не стоит сдавать в аренду
Ученые обращают внимание на то, что в мире моды сложилась парадоксальная ситуация: компании продвигают аренду вещей, как часть «экономики замкнутого цикла».
Под этим термином подразумевается, что передача вещей от одного пользователя другому в аренду снижает нагрузку на экологию. Когда вещи приходят в негодность, их передают на переработку и цикл замыкается. Но исследования говорят об обратном — польза для экологии в такой схеме сомнительна.
При аренде одна вещь проходит как минимум через пятерых клиентов. В противном случае она будет нерентабельна для владельцев бизнеса.
Каждый раз ее нужно упаковать, отвезти, иногда даже в другой город или регион, и привезти обратно на склад. При этом вещи каждый раз необходимо приводить в порядок — подвергать химчистке, отглаживать и снова упаковывать.
К тому же, сервисы аренды зачастую предоставляют не подержанные вещи, а закупают собственный новый ассортимент для сдачи в аренду, который проходит отдельный жизненный цикл ежемесячно.
Все это демонстрирует наихудшее влияние на экосистему по совокупному потреблению ресурсов.
Поэтому, согласно выводу ученых, причина такого парадокса в гринвошинге компаний мира моды. Бренды продвигают идею аренды вещей, но забывают о том, что экологичный подход начинается с перестройки цепочек поставок и распространения вещей.
Для этого нужно перестраивать бизнес, создавать новые схемы «зеленого производства» с прицелом на долгосрочную перспективу. Это сложные решения для бизнеса, особенно в период пандемии и постпандемии.
Может ли мода быть экологичной
Индустрию моды уже не первый год ругают за культивацию компульсивного потребления. Тренды меняются все быстрее и быстрее — теперь они не задерживаются с нами дольше сезона, а некоторые ускользают еще стремительнее.
При этом внутри той же самой модной индустрии за последние несколько лет появилось движения сопротивления — потребители и бренды, которые пытаются следовать принципам устойчивого потребления.
Покупатели отказываются от масс-маркета в пользу секонд-хендов и переработки, а производители переходят на другие модели доставки, изменяют расписание выхода новых коллекций и создают коллекции с помощью апсайклинга.
Проблема в том, что мода не может быть полностью экологичной. Вся модная индустрия строится на сезонности и постоянном производстве и утилизации. Невозможно быть ее частью и не вредить экологии.
Она ответственна и за загрязнение воды и почвы, и за выделение вредных газов при производстве тканей и транспортировке одежды, и за тонны не перерабатываемой упаковки и вещей.
Журналистка The Guardian и эксперт по моде Дэна Томас объяснила, что проблема модных брендов в том, что они не хотят перестраиваться под по-настоящему экологичные способы производства и распространения своей продукции. Они больше сосредоточены на быстрой прибыли, чем на долгосрочной перспективе.
Более подробно о том, как fashion-индустрия влияет на экологию, читайте в этой статье.
Куда девать старую и ненужную одежду
Если аренда и перепродажа одежды — это не экологичная утилизация, то как тогда избавить свой гардероб от ненужных вещей!?
Пункты приема
«Добрый ящик»
Несколько ящиков проекта разбросаны по Москве – они есть, например, в «Гоголь-центре», на «Флаконе» и в главном здании МГУ.
Складывать туда можно одежду и обувь, канцелярские товары, игры и другие полезные и развивающие подарки для детей. Желательно чтобы вещи были в достойном состоянии.
Раз в месяц все это достают и отправляют тем, кому нужна помощь – в детские дома, интернаты, нуждающимся семьям и бездомным людям.
«Свалка»
Ещё один крупный проект, куда можно сдать одежду через постамат Pick Point. Также есть возможность заказать вывоз вещей из дома, если вы заодно хотите избавиться от чего-то покрупнее.
Кроме того, у проекта есть интернет-магазин и действующая ежедневно с 9 до 21 «барахолка», которая находится в Москве на территории Измайловского Кремля.
Пункт приёма вторсырья
На этой карте, которая охватывает всю Россию, можно увидеть, какие пункты приёма вторсырья — не только одежды, но и любых вещей, подлежащих переработке и утилизации, — есть рядом с вами.
Фримаркеты и свопы
Своп (swap, «обмен»), дресс-кроссинг (dress-crossing, «обмен одеждой»), фримаркет (freemarket, «бесплатная ярмарка») — это обмен вещами, способ избавится от ненужного и обновить гардероб.
Правила одинаковые: приносите хорошее, но ненужное и забираете то, что понравилось. Можно принести и ничего не взять или наоборот. Вещи должны быть в хорошем состоянии, без дыр и сломанных молний, пригодны к носке, такие, которые прямо сейчас не стыдно предложить хорошей подруге.
Проходят они, правда, нерегулярно, поэтому за обновлениями лучше следить в фейсбуке или на страницах организаторов. Например, у Undress или «Группа анонимных шопоголиков».
А вот «Гоп-своп» проводят стабильно раз в месяц по воскресеньям. Площадки меняются, но темы могут быть разными – от денима или черной одежды до растений и кухонной утвари.
Магазины
H&M и Monki
Один из популярных способов избавиться от старой одежды — сдать ее в специальный бокс возле кассы в магазине масс-маркет сети H&M. Цель акции — дать одежде второй шанс. При этом вы получаете скидку либо купон на вещь из новой коллекции.
Сдавать можно весь текстиль в любом состоянии: будь то бельё, кухонные полотенца или шторы. А ещё получить за это бонус в виде скидки 15 % на покупку любой вещи.
Компания сама сортирует вещи, и то, что можно носить, направляет в секонд-хенды, а то, что нельзя, — на переработку в текстильное волокно. Не берут только изделия из кожи и кожзама, обувь и аксессуары.
Примерно в таком же формате осознанное потребление продвигает дочерняя компания H&M Monki – вещи можно отнести и в их магазины.
Levi's
Levi's в России тоже присоединились к экологичной повестке, запустив акцию Levi’s Recycling – в шести московских магазинах бренда установили специальные боксы, куда можно сдать любые вещи из денима: джинсы, шорты, юбки, куртки, жилетки, рубашки, платья, сумки и прочее. Главное, чтобы они были чистыми.
Собранную одежду отправят в некоммерческую организацию «Второе Дыхание», где ее рассортируют на пригодную для дальнейшей носки и ту, что годится уже только для переработки.