Поводом для публикации стала статья Дзен: «Далёко, далёко, на озере Чад изысканный бродит жираф». Кому Гумилёв посвятил эти пронзительные, берущие за душу строки.
Статья хорошо оформлена. Есть подходящие случаю фотографии.
Речь шла об одном из стихотворений поэта Николая Гумилёва – балладе «Жираф».
Автор предположил, что эта баллада была посвящена его будущей жене, Анне Ахматовой.
Я несколько скептически отношусь к творчеству Н.Гумилёва. И написал первый свой комментарий к статье. Комментарий вызвал некоторый отклик, и возникла цепочка диалогов об искусстве, и не только.
Привожу содержание, с сохранением текстов участников дискуссии без изменений.
Начнём:
Артур Шабашов
Выскажусь.
Трудно удержаться от того, чтобы не вспомнить.
Через 7 лет начнётся мировая война. Колоссальное событие для Европы.
Через 10 лет исчезнет Российская империя.
Тогда же появится революционная поэзия, прежде всего – В.Маяковский.
А в 1907 году ещё процветает декаданс. Символизм, акмеизм, накрашенные лица, цилиндры и бабочки на поэтах Серебряного века. Неужели они, со всей своей чувствительностью, не ощущали грядущих потрясений?
Нет, не ощущали. Вели жизнь гимназистов. Писали стихи, наполненные аллегориями из античной (!) мифологии. Искали, в кого бы влюбиться на месяц-другой. И совершенно не представляли, что вскоре их поэтические темы и рифмы разом станут древностью. Смешной и неактуальной.
Как высмеивала стихи Гумилёва московская аудитория в 1918-20 годах! И не потому, что была не образована. Это тоже присутствовало. Но, главное, публика жаждала других тем.
Мне ситуация с Гумилёвым напоминает прозу Бунина. Прекрасно написано, ни малейшей пошлости, чистый язык – а читать невозможно. Его время – в 19 веке. И когда представляешь, как Бунин пишет рассказ о барине и крестьянке, а за окном по улицам маршируют немецкие солдаты, оккупировавшие Париж в 1940 году, возникает только недоумение. Бунин пахнет нафталином.
Резюмирую. Не могу ценить поэзию, оторванную от своего времени. Написанную словами прошлого. Как у Гумилёва.
Кто положительный пример? Их два.
Первый. Маяковский – стихи даже опережают своё время.
Второй. Есенин – такие стихи можно писать в 19-м, в 20-м и в 21-м веке.
Добавлю – и Пушкин. Читаю его сейчас и не чувствую ни малейшего оттенка старины. Понял это только в свои 57 лет. Но это - гений.
Не обессудьте.
P.S. Не упоминал Рождественского и Евтушенко, как положительные примеры, из экономии текста.
P.S.№2. Забыл! Ахматова - положительный пример. Вот парадокс!!
Марина Бошакова
Артур, согласна с вами полностью. Но давать оценку тому времени сейчас, проще. Интересно узнать ваше мнение, как ощущают наше время современные поэты и где они. А ведь вокруг все очень непросто
Артур Шабашов
Марина, я не литературный критик. За современной поэзией не слежу. Поэты есть. Нет потребности в них у общества.
В серебряном веке аудитория была ограничена декадентами и экзальтированными дамами.
Такая потребность возникла в первые революционные годы. Физически голодный народ жаждал не только еды, но и искусства.
В стабильное советское время поэзия перекочевала на экраны в виде песен.
В 60-е потребность вновь обострилась. По понятным причинам.
А сейчас народ сыт. Физически. Это привело к неожиданным последствиям. Я в своей юности думал так - освободившись от потребности работать ради еды, люди станут заниматься творчеством. Глубокая ошибка. Сытый человек перестаёт чем-либо интересоваться совсем. Это не его вина. Таков закон природы. Так умирают народы. Ведь народ такой же живой организм, и он подчиняется закону эволюции. Родиться, повзрослеть, состариться и умереть.
Артур Шабашов
Добавлю.
Я, действительно, не литературный критик. Но третьего дня отругал современного поэта с фамилией "Рыжий". )) Написал коротюсенькую статью в своём канале.
Противопоставил поэта "Рыжего" его литературным соперникам "Лысому" и "Кучерявому". И всё это обозвал литературным безвкусием.
Николай Традолог
Артур, Вы, если кратко пересказали Альфреда де Мюссе:
- Я ночью у дворцов белняк бродил босой
- Я на велмож смотрел, являющих собой подобье параличных
Артур Шабашов
Николай Традолог, Не читал ) Я всего лишь инженер-электронщик.
Елена Беломытцева
Артур, как точно вы сказали о времени, когда сытый человек ничего не хочет. Я наблюдаю это на современных детях, и мне грустно и страшно одновременно.
Артур Шабашов
Елена, Под этой статьёй возникло причудливое сочетание обстоятельств. Я написал о судьбе народа. Её описывает концепция этногенеза. Выдающимся разработчиком этой концепции был Лев Гумилёв (слово "пассионарность" - его изобретение), тот самый мальчик, что сидит между своими родителями - Гумилёвым и Ахматовой, на фото выше.
Igor Gorbunov
Артур, вообще, забавно. Как вы можете оценить поэзию того времени, если живете сейчас. Кстати, Мандельштам с этой точки зрения тоже не актуален. И Северянин с Блоком.
Артур Шабашов
Igor, Мандельштам современен отчасти. Согласен. Есть вечные стихи.
Но я вспоминаю И.Одоевцеву. Она пишет, как старательно подбирал М. имя античного бога в одном из своих стихов. И так, и этак. Наконец, просто подобрал подходящий набор звуков и беспокойно спрашивал, нет ли у греков такого божества? ))
Блок? Его поэма "12" - шедевр своего времени. Совершенно не оценённый друзьями-поэтами. А в "Незнакомке" - только одна фраза: "Дыша духами и туманами". Остальное - эротические фантазии гимназиста.
Артур Шабашов
Igor, вам привет от поэта:
- Я, гений Игорь Северянин,
- Своей победой упоен:
- Я повсеградно оэкранен!
- Я повсесердно утвержден!
))))
Igor Gorbunov
Артур, ну в принципе, "Ананасы в шампанском" и сейчас актуальны. Чисто в кулинарном плане. Или у Мандельштама "Немного терпкого вина, немного ласкового мая, и тоненький бисквит ломая, тончайших пальцев белизна." Красиво, блин.
Артур Шабашов
Igor, Отвечу словами Остапа Бендера. "Упаднический стиль" )) Но не буду горой стоять за это мнение.
Чувствительно реагирую на красивое слово, не скрою. )
Артур Шабашов
Igor, В Мандельштаме совершенно не было той назидательности, что в Гумилёве. Чистое искусство.
- За радость тихую дышать и жить
- Кого, скажите, мне благодарить?
Я не могу не улыбнуться ироническим воспоминаниям К.Чуковского, как Гумилёв читал свои стихи - напыщенно, с гордостью за каждое слово. И с огромным уважением к себе - надо же было суметь создать такую художественную ценность?! )))
Igor Gorbunov
Артур, не согласен. Не помню стихов Гумилева чтобы в них было назидательность. Как раз у него большей частью отстраненное наблюдение. А его "Наступление" настолько мощное что больше можно ничего и не писать. "Та страна что могла бы быть раем, стала логовищем огня". Или тоже "Слово". "Солнце останавливали словом, словом разрушали города". И тут же лиричный "Жираф". Великий поэт. Да, лихой улан, вояка, авантюрист. Жил на на грани, творил соответственно.
Артур Шабашов
Igor, Не хочу выполнять неблагодарную роль - заниматься критикой. Так, ввязался по случаю.
И всё же отвечу. Через 3-4 года это всё стало выглядеть безнадёжно отжившим своё время. Все эти преувеличенные эпитеты - логовище, ристалище, всевозможные "драконы" и "чудища", бесконечное что-то "кладбищенское", античная и средневековая тематика похоронили весь Серебряный век.
Осталась, скорее, легенда о жизни поэтов того времени. Ночные пьяные исповеди в клубах дыма, любовные драмы, литературные скандалы. Кратковременные кумиры и толпы их экзальтированных поклонников. Как стёб - чтение Канта.
И, конечно, остались вечные стихи. Для поклонников романтики "переходного" возраста.
Артур Шабашов
Добавлю. Вот В.Высоцкого никак невозможно упрекнуть в "подростковости". Казалось бы, то же самое. Жизнь на грани, стихи обо всём, пьянки и любови. Но человек жил своим временем. Говорил на его языке. И даже создавал язык для этого времени. Антипод Гумилёву.
Татьяна Кучебова
Артур, невозможно читать Бунина? А вот читается, и с величайшим наслаждением. А Маяковский — не читается при всей его примерной положительности.
Соответствие своему времени отнюдь не всегда означает соответствие вечности.
Артур Шабашов
Татьяна Кучебова, И прекрасно, что есть читатели и писатели на разный вкус. Я высказал свои предпочтения.
Издательство "Фитон XXI"
Артур, настоящая поэзия вне времени. И проза тоже. Как говорил Пастернак: "Какое ныне тысячелетие на дворе?"
Артур Шабашов
Издательство, Тем не менее, К.Батюшкова вы читать не станете. И издавать. То же касается Жуковского, Некрасова и т.п.. А как гремели в своё время! Их творчество теперь интересует только историков культуры.
Даже Ф.Сологуба никто читать не будет. А ведь сто лет назад, в Серебряный век русской поэзии, он считался лучшим поэтом России. Конкурент Пушкину!
Конечно, есть отдельные вещи, которые остаются не без внимания потомков. И всё же, у отставшего от своего времени писателя шансы минимальны. В этом мой пафос.
Добавлю. Не умирает баснописец Крылов. Его острое словцо осталось в русской речи навечно.
Лариса Никифорова
Артур, а мне кажется,что восприятие поэзии человеком зависит от того,как этот человек ощущает себя в действительности. Если человек здесь и сейчас,как рыба в воде,тогда это "старье" его не трогает. Эта поэзия для романтиков и путешественников во времени.
Артур Шабашов
Лариса, Мысль хорошая.
Хотя она и не полностью соответствует моему восприятию.
Я - та самая рыба в воде. Современность мне нравится. Я не ищу утешения в старине. И, вообще, не люблю пристрастие к антиквариату.
Но я люблю органическую литературу. Т.е., такую, которая открывает новые пути в своём времени. Плюс - талантлива.
Пример? Рассказ А.Платонова "Родина электричества" и др. Это не перестаёт поражать меня и сейчас, хотя я впервые открыл его для себя лет 30 назад.
Ещё? И.Бабель "Конармия". Вот где страсть! Не снившаяся декадентам десятилетием раньше.
На фоне Бабеля лауреат Бунин выглядит случайным пережитком прошлого.
Перед Маяковским я преклоняюсь, не стесняюсь этого сказать. В первую очередь, из-за новаций в языке. Его современный жаргон в поэзии - лучшее, что я читал. Кстати, аналогично у Блока в "12".
Еще Н.Лесков в конце 19 века. Это русское литературное чудо. Беспрецедентное. Языком жонглирует как гениальный фокусник. Он был первым, а вторым, позже - Платонов.
Артур Шабашов
И роман В.Набокова "Защита Лужина", 1930 г.!
Небольшой по объёму.
Колоссальный по новизне формы и темы.
Волшебно создана атмосфера мутного восприятия гроссмейстером окружающей реальности.
Ещё одна такая вещь, с другими обстоятельствами, но с подобным психологизмом - рассказ Чехова "Спать хочется", 1888г.
Ольга Романова
Артур, читать Бунина - это наслаждение для души, и именно, наслаждение прекрасным русским языком, вне зависимости от времени. Он прекрасен, и точка.
Артур Шабашов
Ольга, Я не буду упираться. Замечу лишь, что развитие культуры идёт по пути отрицания закостенелых форм. Так вместо классического стиля в живописи возник импрессионизм второй половины 19 века. На смену ему пришел авангард, главным образом, русский, в 20-х годах прошлого века. И т.д. В литературе - аналогично. Писать сегодня так, как писал Бальзак 200 лет назад, невозможно. Верно?
Юлия кушина
Артур, ну реально же, в "Незнакомке" про проститутку, судя по всему. А я, в школе еще будучи, удивлялась, фиг ли она делает там одна, "меж пьяными"... В такой обстановке такая прекрасная вся. "Истина в вине", как и сознается в конце стихотворения его лирический герой. То есть, выпьешь - и тебе уже иное видится. Я так поняла это стихотворение, вопреки тому, что нам в школе впаривали.
Артур Шабашов
Юлия кушина,
Романтизация борделей свойственна незрелым инфантильным людям. Поэты той поры все были такими. Они даже культивировали это качество. Гумилёв так и погиб, оставшись большим перезрелым ребёнком.
Кому то это нравится. Дескать, сохранил чистоту восприятия. А я не могу. Из этой же категории - старые девы. Последствия такого искривления развития разные по форме, но одинаковые в сущности. Один реализует эротическую неудовлетворённость в романтических стихах, другая - ненавидит людей и заводит десять крохотных пудельков.
Парадоксально, но и Блок и Гумилёв боялись женщин. Не глупых молоденьких поклонниц, а взрослых. Чувствовали, что их детскость такие женщины обнаружат сразу. А ведь хочется выглядеть "Огненным ангелом". Строгим и снисходительным. И срывать цветки любви по своему желанию. Взрослая умная женщина только улыбнётся в ответ. И отнесётся к такому "ангелу", как к проказнику в детской.
***
Я не стал бы ругать "Незнакомку" так решительно, как вы.
Для юношеского чтения - прекрасные стихи. А затем их перерастаешь.
Юлия кушина
Артур, а я и не ругаю, просто рассказала, как я ее сама в юности поняла. Повторюсь, мне показалось странным, что женщина, "всегда без спутников, одна", "каждый вечер, в час назначенный", а ведь в те годы это неприлично, да в таком месте! Сначала я клюнула на шляпку "с траурными перьями", может, вдова, с горя сюда приходит, но если бы она там бухала, то вряд ли бы так зашибись выглядела. Потом решила, что траурные - то есть просто черные. Такие ведь просто модными были, как и сейчас черное. А лирический герой и есть молодой алкаш. Потом я еще и "темную вуаль" обнаружила, то есть виден ее "стан, шелками схваченный", "в кольцах узкая рука", и вот он себе все и представляет, а лицо, кстати, не видно... Но я пыталась смотреть на эту женщину именно глазами пьяного поэта. А у Маяковского читали стихотворение" Лиличке"? Там он раскрывается с очень неожиданной стороны.
Артур Шабашов
Юлия кушина, Прямо по косточкам разобрали! Вот это читатель!! Блок был бы польщён. ))
По второй части - не припомню. Надо посмотреть.
Юлия кушина
Артур, зато учительница польщена не была. На тройбан расщедрилась. Сказала, что Блок не это имел в виду. А она что, с ним общалась? С той поры я чего только не наслушалась от литературоведов, самый прикол был, как моя препод в универе разбирала Лермонтова, стихотворение "Парус". Во все время этого разбора Лермонтов вертелся в гробу, иначе не скажешь. Чего она только туда не приплела! Даже мировое древо... Некоторое было уж чересчур. А Маяковского посмотрите. Вообще у него много стихов, о которых я раньше понятие не имела.
Артур Шабашов
Юлия кушина,
Прочёл. Раньше не встречал.
Как оценить? Решающим здесь будет год написания – 1916.
У Маяка ещё нет большой жизненной идеи. Есть только молодые страсти.
Скажу откровенно, мне не понравилось.
Прежде всего тем, что весь текст является перечислением личных переживаний. Степень откровенности вызывает у меня неловкость за поэта. Жалобы. Мне было бы неудобно разговаривать с ним, случись встреча. Всё-таки, в художественном произведении требуется определённая отстранённость от себя.
Лирический стих «Послушайте!», 1914 – вот идеальное сочетание личного и вечного.
Вообще, история Л.Брик-В.Маяковский тяжела. Для самого М. По-видимому, поэтому и не получились хорошие стихи на эту тему.
Нам, читателям, ещё повезло, что он не покончил с собой до революции. Просто нечего было бы читать! ))
По случаю, вспомню один эпизод послереволюционных «поэзовечеров». Он мне очень нравится. Огромный Маяковский отгремел своими стихами, публика в экстазе, сам М. доволен. Достал из кармана карамельку, развернул фантик, и конфету в рот. Одна из окружающих его поклонниц пролепетала молитвенно: «Владимир Владимирович! Вы, такой большой, такой поэт. И кушаете конфету?!». На что тот немедленно отреагировал: «А что же мне, табуретками питаться?».
Юлия кушина
Артур, точно, что же, и конфетку нельзя, что ли? А классный был. Но его стихотворение тоже строго не судите. Любовь эта была несчастная, она его выжрала вообще. У каждого, даже такого сильного человека, есть слабое место.
Артур Шабашов
Маяковский очень любил жонглировать словами-переделками.
Один такой случай. Только что отгремело известие о свадьбе Айседоры Дункан и Есенина (1921г.). На каком-то вечере присутствует Маяковский. Конферансье обращает внимание публики: «Взгляните, здесь присутствует ещё один поэт. Пожелаем же ему тоже найти свою Айседору!». Наш немедленно парирует: «Может, Айсе-дуры и найдутся, а Айсе-дураков больше нет!!».
Артур Шабашов
Добавлю ещё забавный случай.
Гумилёв жаловался на Ахматову, что та в своих стихах постоянно упоминает про плеть, висящую на стене. И этой плетью её хлещет «нелюбимый муж». По обыкновению того времени, поэты изливали в стихах обстоятельства своей личной жизни. Вот Гумилёв и расстраивался: «У меня и плети никакой нет, а все думают, что я стегу по ночам свою жену. Неудобно появляться на людях!». ))
Юлия кушина
Артур, ну Анна, ну провокаторша.
Артур Шабашов
Юлия кушина, Она, вообще, всячески его третировала.
Сразу после свадьбы обещала уйти с цирковым негром. )
Дразнила, что она талантливее. Потом, после гибели Гумилёва, раскаивалась. Вспоминала, как тот ужасался от таких слов. Говорила - он очень хотел быть хорошим поэтом.
Юлия кушина
Артур, вот капец, два талантливых человека поженились и стали соперниками в творчестве! Ужас какой-то. Со стороны Анны шло, я так поняла. А про негра - она чего это?!
Артур Шабашов
Юлия кушина, У неё в самом деле был длинный донжуанский список.
Когда К.И.Чуковский в 1962 году получал Почётную степень доктора литературоведения в Оксфордском университете, он встречался в Лондоне с бывшим "кавалером" Ахматовой. И таких у неё было немало по всем европейским столицам.
Например, парижский художник А.Модильяни. Небезызвестный. ))
А негр - для прикола. Этот персонаж встречается и в стихах.
Надежда Ястребцева
Артур, а СКИФЫ? А " Девушка пела в церковном хоре"?... Я не согласна с вами по поводу Блока.
Артур Шабашов
Надежда, Я ни в коем случае не отвергаю Блока! Критически я отозвался о "Незнакомке". Словотворчество гениальное, но романтический флёр - для молодёжи. Взрослый человек воспринимает такую эстетику значительно сдержаннее.
И повторю, что считаю поэму "12" гениальной во всех смыслах. И в содержательном, и в стилистическом. И в созвучности времени.
"Скифы" - наше всё. Гимн.
Я не люблю нарочито символических вещей. Таких, как "Шаги Командора". Очень звучно, но это как сравнить мультик и художественный фильм.
А склонность к использованию античных и средневековых метафор была штампом того времени.
Рад слышать такое горячее участие в Блоке. Александр Александрович! Можете быть спокойны. Вас помнят и любят!! )))
***
Диалог продолжился. Об этом можно говорить вечно. ))
А у меня на сегодня всё. До свидания!