К сожалению, тема пожаров актуальна в Петербурге по сей день (и совсем недавно мы в этом убедились на примере случая в Шушарах): несмотря на достижения прогресса, огонь до сих пор очень опасен для любого города. Однако в наши дни существует множество способов и предупреждать пожары, и бороться с ними.
Но представьте себе, какую опасность для Петербурга несли пожары в 19 веке: половина города была деревянной, а вторая половина, построенная из кирпича и камня, была деревянной изнутри (перекрытия). Кроме того, сигнализации в те годы не существовало - ровно как и телефонной связи, а потому сообщить пожарной охране об инциденте было очень и очень сложно. Ну и довершал картину низкий уровень развития средств борьбы с огнём: пожарных автомобилей на тот момент ещё не было, да и пожарные гидранты тоже были далеко не на каждой улице.
В общем, пожар был одним из главных источников опасности для любого города того времени. Для решения этой проблемы в Петербурге существовала крупная сеть пожарных частей: в каждом районе был свой съезжий дом (здание, в котором были объединены функции пожарной части и полицейского участка), охранявший покой местных жителей. И, учитывая важность съезжих частей, денег город на них не жалел, стараясь построить максимально удобное и функциональное, но при этом ещё и красивое здание!
Сегодня я расскажу вам о самых интересных съезжих домах и пожарных частях, построенных до революции и сохранившихся до наших дней. Мы поговорим и о истории, и об архитектуре этих построек.
Повествование будет идти в хронологическом порядке: от самой старой до самой современной пожарной части!
Съезжий дом Литейной части
Дата постройки: 1832-1836, 1870 (постройка каланчи)
Адрес: улица Чайковского, 49
Архитектор: Беретти, Лаговский
Одной из самых старых пожарных частей Петербурга, сохранившихся до наших дней, является съезжий дом Литейной части, построенный на улице Чайковского (в те времена она именовалась Сергиевской) в 1836 году.
Важность этой пожарной части сложно переоценить: она была возведена близ Литейной части - производственного квартала, занимавшегося производством военных орудий и боеприпасов к ним. Такое производство было опасно с точки зрения пожаров: они могли легко начаться на территории Литейной части, после чего перекинуться и на соседние жилые дома. Съезжий дом на Сергиевской улице был построен с целью не допустить такого печального развития событий!
Но если основное здание было построено в 1832 году, то в 1870 году оно было надстроено высокой каланчой - неизменным спутником любой пожарной части тех лет. Каланча была нужна для обнаружения пожаров: на её вершине круглосуточно дежурил пожарный, который вёл надзор над районом и, в случае возгорания, оперативно передавал информацию своим коллегам. До организации полноценной телефонной связи в городе, подобный метод борьбы с пожарами был особенно эффективен.
А вот в наши дни каланча уже не нужна: данные о пожарах поступают в часть и без неё. А сохраняют её лишь из-за её культурной и художественной ценности!
Зато остальные помещения бывшей съезжей части используются по своему первоначальному назначению по сей день: в здании размещается 8-я пожарная часть 14-ого отряда пожарной охраны.
Съезжий дом 4-й Коломенской части
Дата постройки: 1849-1851
Адрес: набережная реки Фонтанки, 201, площадь Репина, 1, набережная канала Грибоедова, 139
Архитектор: Желязевич, Бернгард
Если предыдущая пожарная часть не вызывала у нас большого интереса с точки зрения архитектуры, то вот съезжий дом 4-й Коломенской части - совсем другое дело!
Удивительное дело: эта пожарная часть была построена именитыми архитекторами Бернгардом и Желязевичем, которые решили придать ей облик итальянского дворца. Причём за образец была взята конкретная постройка - палаццо Векьо во Флоренции!
Таким образом, получается забавная ситуация: во Флоренции здание с подобной архитектурой является городской ратушей, тогда как в Петербурге это просто пожарная часть - ещё и не главная в городе!
Однако подобная архитектура очень подходит пожарной части: массивное здание из красного кирпича, завершающееся карнизом с декоративными бойницами и высокой каланчой, замаскированной под дозорную средневековую башню. Таким образом, съезжая часть напоминает своим видом средневековую крепость. На мой взгляд, подобная ассоциация более чем уместна: крепостные стены защищают город от атаки врага, а пожарная часть защищает город от нападения стихии - тоже своего рода оборонительная функция!
После революции бывшее здание съезжей части перешло в наследство не пожарной охране, а их соседям - милиции. Сейчас в здании располагается учебный корпус университета МВД России.
Охтинская съезжая часть
Дата постройки: 1867
Адрес: Большеохтинский проспект, 3, Конторская улица, 1
Архитектор: неизвестно
Другая примечательная пожарная часть находится на Большеохтинском проспекте - в районе, который в 19 веке был, можно сказать, окраиной Петербурга: до революции Большая Охта фактически представляла собой деревню, почти полностью состоящую из деревянных домов. Разумеется, такому району пожарная часть была очень нужна - один пожар, и весь район мог быть уничтожен!
В 1867 году в Большой Охте было построено каменное здание съезжей части - пожарная охрана существовала здесь с 1829 года, однако тогда она ютилась в скромном здании на берегу Невы.
Учитывая малоэтажность застройки Большой Охты, острой нужды в высокой каланче в те времена не было: здание съезжей части и так было одним из самых высоких в округе. Однако район развивался, его застройка видоизменялась, а потому в 1898 году зодчий Игнатович пристроил к пожарной части выразительную каланчу, ставшую негласным символом Большой Охты!
Однако использовалась она не так уж и долго - в 1922 году дежурство на каланче отменили, и башня потеряла свою основную функцию. Однако в память о первоначальном назначении каланчи, на её вершине была установлена фигурка пожарного, которая как бы продолжает надзирать за Большой Охтой!
Причём сделана эта фигурка отлично: издалека действительно может показаться, что по сей день на вершине башни дежурит пожарный (собственно, в детстве я так и думал, пока родители не объяснили мне, что пожарный - ненастоящий)!
В целом Охтинская съезжая часть является одной из самых красивых пожарных частей Петербурга. Даже удивительно, что здание такой красоты было решено выстроить на окраине города. Это ещё раз говорит нам о том, что пожарная охрана в 19 веке имела очень высокий статус, который старались подчеркнуть, в том числе, и архитектурой!
В наши дни здание используется по назначению - в нём располагается 12-я пожарная часть 16-го отряда пожарной охраны.
Пожарное отделение и полицейское управление Петроградской части
Дата постройки: 1872-1874
Адрес: Мичуринская улица ,5
Архитектор: фон Брюлло, Бернагрд
Отдельной страницей в истории пожарных частей Петербурга стали краснокирпичные съезжие части с выделенной по центру массивной каланчой. Таких зданий в Северной столице было построено несколько: мы рассмотрим два таких примера, которые очень похожи друг на друга, но всё же имеют определённые различия!
Первое такое здание было построено на Мичуринской улице (в те времена - Малая Дворянская) уже упомянутым ранее архитектором Бернгардом в соавторстве с зодчим фон Брюлло (племянник знаменитого художника Карла Брюлова). Оба архитектора были заядлыми эклектиками, не брезговавшими кирпичным стилем, что явно сказалось на облике их построек.
Пожарное отделение на Малой Дворянской отвечало за пожарную безопасность всей Петроградской (на тот момент она именовалась Петербургской) стороны. Благо в 19 веке Петроградка ещё не была застроена высотными доходными домами, так что с высоты 26-метровой каланчи весь район был как на ладони!
Что касается архитектуры здания, то здесь мы видим типичный для промышленной и утилитарной архитектуры 19 века кирпичный стиль, но с некоторыми декоративными вставками вроде всё тех же бойниц, которые Бернгард использовал в своей предыдущей постройке - в Коломенской части.
Отдельного внимания заслуживает каланча: она искусно декорирована под крепостную башню, о чём свидетельствует машикули - навесные бойницы, используемые в средневековой крепостной архитектуре в качестве средства защиты от карабкающихся по отвесным стенам осадных войск. Понятное дело, что пожарной части такие средства защиты не нужны - здесь они исключительно декоративны.
Кстати, к 1873 году в Петербурге уже появлялись первые паровые пожарные машины, являвшиеся прообразом автомобилей! На весь город их было всего несколько штук, и одна из таких машин базировалась на Малой Дворянской: для неё архитекторы спроектировали специальное помещение внутри пожарной части.
Впрочем, паровая машина была одна, и справляться со всеми пожарами она не могла: так что тут же, по соседству с ней, были и конюшни, переоборудованные в дальнейшем в гаражи для автомобилей. Они используются по сей день - в здании пожарного отделения Петроградской части в наши дни размещается пожарно-спасательная часть №1.
Здание пожарной команды Васильевской части
Дата постройки: 1884
Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 73
Архитектор: Шаламов
Другой пример краснокирпичной пожарной части - здание пожарной команды Васильевской части, построенное в 1884 году архитектором Владимиром Шаламовым.
С первого взгляда может показаться, что здание почти идентично пожарной части на Петроградской стороне, однако при внимательном рассмотрении мы обнаруживаем большое количество отличий. Здание Васильевской части менее массивно и имеет меньше помещений, так как в нём разделены пожарная часть и полицейский участок: последний находится по соседству со зданием пожарной команды - он был построен в то же время, однако в виде отдельного корпуса, так что работа пожарных и полицейских на Васильевском острове была разделена (это, к слову, один из первых таких примеров в Петербурге).
Как и у предыдущей постройки, на фасаде отражено функциональное назначение внутренних помещений: первый этаж отводился под конюшни и цейхгауз, второй - под жилые помещения. Кстати, подобная система используется в пожарных частях по сей день - отсюда и знаменитый шест, ставший символом пожарных частей во всём мире!
В 1995 году перед зданием пожарной части был установлен памятник, посвящённый пожарной охране, защищавшей город в самый трудный период его истории - в годы блокады. Памятник составлен из двух фигур пожарных, сражающихся с огнём - прекрасный и очень драматичный монумент, установленный в, пожалуй, самом подходящем для этого месте!
Ну и на примере этой пожарной части расскажу один любопытный факт, раскрывающий специфику работы дореволюционной пожарной охраны. На вершине каланчи Васильевской части сохранилась примечательная деталь: вертикальный шест с флагом и шаром.
Эта деталь служит памятью о существовавшей в те времена системе пожарных сигналов: каждый район имел свой набор символов, состоящих из флажков и шаров. Когда в городе начинался пожар, все пожарные части вывешивали определённый набор шаров, который оповещал жителей города о том, в каком именно районе случилась беда. На здании пожарной охраны на Большом проспекте сохранился код Васильевского острова - один флаг и один шар.
В наши дни в здании пожарной охраны Васильевской части располагается Пожарно-техническая выставка (она была открыта ещё в 1957 году и стала первой подобной выставкой в нашей стране). А в соседнем доме полицейского управления ныне располагается юридический факультет СПбГУ.
Гаванская пожарная часть
Дата постройки: 1906
Адрес: Малый проспект Васильевского острова, 76, улица Остроумова, 21
Архитектор: Корзухин
Одна из самых красивых пожарных частей Петербурга была построена в окраинном на тот момент районе - в Галерной Гавани. Собственно, и в наши дни назвать эту местность центром города язык не поднимается: в окружении Гаванской пожарной части находятся советские панельки, да и в целом в районе не наблюдается той "кипучести" жизни, которую можно обнаружить в центре.
Именно поэтому Гаванская пожарная часть воспринимается как оазис в окружении обычных типовых домов!
Строительством пожарной части в Галерной Гавани озадачились в начале 20 века: в те времена Петербург активно разрастался, и новые дома появлялись повсеместно. Не обошёл этот тренд стороной и Васильевский остров - новые дома на его окраинах росли как грибы, многие из них были деревянными, а потому и возрастала нужда в пожарной охране.
Проект пожарной части составил архитектор Корзухин - не самый известный мастер, который, впрочем, построил в Петербурге несколько знаковых зданий: дачу Кайгородова в Лесном, кинотеатр "Ассамблея" на Петроградской стороне (снесённый ради строительства академии Эйфмана).
Корзухин обладал богатым воображением и большим талантом, а потому, казалось бы, утилитарное сооружение он спроектировал таким изысканным! Вообщем то, Галерная пожарная часть смотрится скорее как сказочный замок, сооружённый из песка!
Выразительные башенки необычных форм, перепады высот, очень удачная игра с чередованием материалов (красный кирпич со штукатуркой песочного цвета и изумрудными вставками плитки) - всё это делает здание одним из самых интересных образцов модерна западной части Васильевского острова!
Ну а особенно хочется отметить округлые мотивы, которые и предают зданию чувство сказочности. Корзухин оформляет ими выезды из депо: арки гаража выглядят так, словно они сделаны из оплавившегося воска - прекрасный эффект, который вы не найдёте ни в одной другой утилитарной постройке Петербурга!
Разумеется, данная пожарная часть была инновационной не только снаружи, но и внутри: например, она была оборудована телеграфом, благодаря которому информация о пожаре доходила от свидетелей к пожарным. Именно поэтому у здания в Галерной Гавани нет пожарной каланчи - необходимость в ней к 20 веку отпала!
Заключение
Сегодня я постарался рассказать вам о самых интересных зданиях пожарных частей Петербурга, построенных до революции и сохранившихся до наших дней. Однако мой рассказ будет не полным, если я не раскрою тему пожарных частей, построенных в советское время: среди них тоже имеются выдающиеся памятники архитектуры!
Однако об этом я расскажу уже в следующий раз - вторая часть моего рассказа выйдет в начале февраля. Ну а до тех пор отложим тему пожарных частей Петербурга. Спасибо за внимание и до новых встреч!