Найти тему
Индустриальный турист

Исторический район Санкт-Петербурга. Большая Охта

Оглавление

Большая Охта - это крупный исторический район, расположенный на правом берегу излучины реки Невы, обладающий богатой историей - люди жили здесь задолго до основания Санкт-Петербурга. Да и в целом район является одним из самых старых районов северной столицы.

Памятник Охтинке  с кувшином молока на территории сада Нева. Он посвящен как стихотворению Пушкина, так и жителям Большой Охты прежних времён
Памятник Охтинке с кувшином молока на территории сада Нева. Он посвящен как стихотворению Пушкина, так и жителям Большой Охты прежних времён

В этой статье я расскажу вам об истории Большой Охты, об особенностях района, а также о его современном облике. Но начать, по традиции, предлагаю с разбора истории появления названия исторического района.

Происхождение названия

Название "Охта" было разобрано в моей предыдущей статье про Малую Охту, так что тут я расскажу об этом вкратце.

Слово "охта" имеет финские корни, однако существует несколько трактовок перевода: согласно одной точки зрения, слово Охта означает "медвежья" , согласно другой - "закат". Так или иначе, название Охта появилось гораздо раньше основания Санкт-Петербурга.

Географическое положение

Почти со всех сторон (кроме севера) Большая Охта окружена реками - Невой и Охтой. На севере же границей принято считать шоссе Революции (впрочем, тот же сад Нева тоже может быть причислен к Большой Охте, так что северная граница - довольно условная)

-2

Посередине района расположено кладбище крупного размера с логичным названием - Большеохтинское. О нём я расскажу поподробнее чуть дальше.

История района

История до основания Петербурга

История Большой Охты берёт свой начало из давних времен. Первые упоминания жилых поселений в этих местах относятся к 15 веку - в те времена в районе современной Большой Охты находилось несколько поселений Новгородской Республики.

Но более известным это место стало после его перехода по Столбовскому миру шведским войскам в начале 17 века. Русское поселение, расположенное на берегу реки Охты (на то время Шведы называли её "Чёрной") Шведы использовали как основу для своего нового города с названием "Ниен" (что переводится с шведского языка как "Невский").

В 1611 году Шведы построили на другом берегу Охты крепость Ниеншанц - она служила защитой городу Ниен (об этой крепости я более подробно рассказывал в своей статье про Малую Охту).

У многих петербуржцев принято считать, что Санкт-Петербург был построен в чистом болоте, на месте которого никто и никогда не жил. Но город Ниен был довольно большим городом для своего времени. Он являлся крупным портом, а также промежуточным пунктом на большой дороге, ведущей от крепости Орешек (на тот момент крепость была под контролем Шведов и называлась Нотебург) к Выборгу.

История после основания Санкт-Петербурга

История этих мест кардинально изменилась после захвата крепости Ниеншанц в 1703 году русскими войсками под командованием Петра I. Крепость перешла во владения России, а город Ниен прекратил своё существование.

Однако место не осталось пустовать - уже в 1720х годах Пётр отдаёт указ на строительство в районе бывшего города Ниен 500 деревянных изб для плотников и их семей из ближайших к Петербургу губерний. Таким образом, в районе Большой Охты образуется немалых размеров жилая местность.

На плане Санкт-Петербурга Петрова, датируемом 1738 году, уже видно, что в районе Большой Охты расположено большое количество жилых поселений, тянущихся вдоль берега Невы  (последние дома на карте расположены в районе нынешней Большой Пороховской улицы). Скриншот сделан с помощью сайта etomesto.ru
На плане Санкт-Петербурга Петрова, датируемом 1738 году, уже видно, что в районе Большой Охты расположено большое количество жилых поселений, тянущихся вдоль берега Невы (последние дома на карте расположены в районе нынешней Большой Пороховской улицы). Скриншот сделан с помощью сайта etomesto.ru

Характер постройки был очевидным для тех времён - здания строились вдоль Невы из практических целей (всё таки водопровод в те времена отсутствовал, а вода была необходима в быту).

В целом район можно было назвать настоящей провинцией - до ближайшего моста через Неву было далеко, люди жили обособленно. У охтинцев были свои обычаи, которые можно назвать крестьянскими - всё это было слабо похоже на Петербург. Впрочем, Большая Охта довольно сильно взаимодействовала со столицей в плане производства: в Санкт-Петербург поставлялось молоко и овощи, деревянные изделия и прочие продукты производства местных ремесленников.

Порой на Большой Охте можно встретить и дореволюционную застройку. На фотографии - доходный дом и особняк купца Иванова, построенные в стиле модерн в 1906 и 1901 годах соответственно. Увы, доходный дом, судя по всему, давно не ремонтировался, тогда как особняк - украшение Большой Охты
Порой на Большой Охте можно встретить и дореволюционную застройку. На фотографии - доходный дом и особняк купца Иванова, построенные в стиле модерн в 1906 и 1901 годах соответственно. Увы, доходный дом, судя по всему, давно не ремонтировался, тогда как особняк - украшение Большой Охты

Стоит отметить, что большая часть построек Большой Охты оставались деревянными вплоть до Великой Отечественной войны. Во время блокады район серьёзно пострадал, поэтому большая часть домов в исторической части Большой Охты (вдоль Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов) была построена сразу после войны. Именно из-за этого на Большой Охте такое большое количество домов, построенных в стиле сталинского неоклассицизма.

Малоэтажная застройка в стиле сталинского неоклассицизма - типичная картина для Среднеохтинского проспекта
Малоэтажная застройка в стиле сталинского неоклассицизма - типичная картина для Среднеохтинского проспекта

Рассказав об истории района в целом, я бы хотел немного углубиться в детали развития Большой Охты. Я рассмотрю несколько построек, отражающих историю данного исторического района.

Ириновская железная дорога

Ириновская железная дорога - это частная узкоколейка, открытая бароном Корфом как для грузовых, так и для гражданских перевозок. Она брала начала на Ириновском вокзале в Большой Охте и шла через Ржевку и Всеволожск в посёлок Ириновка (позже была продлена до Борисовой гривы). На самом деле, для подробного разбора этой железной дороги придётся писать отдельную статью (и, может быть, в будущем я займусь этим). Ну а пока что рассмотрим только две станции Ириновской ж/д, которые находились на территории Большой Охты.

На карте Петербурга, датируемой 1904 годом, видно территорию всей Большой Охты как исторического района. На ней видно и место проживания людей (между Большеохтинским и Среднеохтинском проспектами), и Ириновскую железную дорогу, и Большеохтинское кладбище,  которое в начале 20 века располагалась на окраине района
На карте Петербурга, датируемой 1904 годом, видно территорию всей Большой Охты как исторического района. На ней видно и место проживания людей (между Большеохтинским и Среднеохтинском проспектами), и Ириновскую железную дорогу, и Большеохтинское кладбище, которое в начале 20 века располагалась на окраине района

Узкоколейная железная дорога брала своё начала на Ириновском вокзале, который был расположен на пересечении набережной Невы и Панфиловой улицы (в районе современного дома 62 по Свердловской набережной). Вокзал представлял собой двухэтажное деревянное здание на берегу Невы, железнодорожные пути от которого были проложены по уже существующей на тот момент Панфиловой улице (позже пути переделали под трамвайную линию.

На этом месте в прежние времена располагалось здание Ириновского вокзала. В наше время здесь  пешеходная набережная, с которой открываются прекрасные виды на Неву и Смольный собор
На этом месте в прежние времена располагалось здание Ириновского вокзала. В наше время здесь пешеходная набережная, с которой открываются прекрасные виды на Неву и Смольный собор

Следующей станцией на пути поезда была "Охта"(если визуально продлить Панфилову улицу, то станция была расположена на месте пересечения её с проспектом Металлистов). У неё тоже было небольшое деревянное здание вокзала, а также ремонтный цех. К сожалению, в наше время на месте бывшей станции - забор Охтинского завода строительных машин, так что сделать коллаж с современным фото у меня не получилось.

На данной фотографии 1925 года запечатлен процесс реконструкции узкоколейной железной дороги на Панфиловой улице в трамвайные пути. Подобным образом выглядела вся  Ириновская ж/д в те времена. Фото взято с сайта pastvu.com
На данной фотографии 1925 года запечатлен процесс реконструкции узкоколейной железной дороги на Панфиловой улице в трамвайные пути. Подобным образом выглядела вся Ириновская ж/д в те времена. Фото взято с сайта pastvu.com

Ириновскую железную дорогу окончательно закрыли в 1923 году, все пути переделали в трамвайные, однако не все постройки были снесены. Так, сохранились мастерские бывшей станции Охта - они расположены на территории уже упомянутого мной завода. Однако доступа к ним нет, а сами они находятся в практически руинированном состоянии. И это очень печально!

Подворье Коневского монастыря

К сожалению, Большая Охта лишилась очень многих церквей, некоторые из которых были не только важным местом для верующего населения нашего города, но и очень ценными с архитектурной точки зрения.

В прежние времена на Большой Охте существовало подворье Коневского монастыря, состоявшее из деревянной часовни и крупной каменной церкви во имя святого Василия Великого и Успения Божией Матери. Данная церковь была пристроена известным в Петербурге архитектором Никоновым в 1908 году к уже существующей часовне. 

К сожалению, церковь была снесена в 1933 году, на ее месте был отстроен жилой дом, который находится на этом месте и в наши дни. 

Церковь Казанской иконы Божией Матери при доме призрения бедных имени Елисеева

Ещё одним примером утерянного наследия Большой Охты является церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1885 году архитекторами Виргеймом и Миллером в неовизантийском стиле.

Церковь Казанской иконы Божией Матери была одной из самых красивых церквей Санкт-Петербурга. Внешне она немного похожа на Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, расположенный на набережной реки Карповки (благо это здание не было снесено).

В наше время на месте церкви расположен пустырь с зелёными насаждениями, в центре которого - метеорологическая площадка гидрометеорологического университета, один из корпусов которого занимает бывшее здание дома призрения.

Топонимы района

Как известно, названия улиц и проспектов отражают историю тех мест, в которых они находятся (правда в советское время это правило часто нарушалось и улицы давались исключительно из идеологических воззрений).

Большая Охта не стала исключением: ряд параллельных друг другу улиц в районе именуются в честь старост плотнической слободы, которые в прошлом проживали в этих местах. Речь идёт о таких улицах, как:

  • Панфилова улица
  • Гусева улица
  • Тарасова улица

Все эти улицы (как и их названия) появились примерно в одно и то же время. Кстати, будьте осторожны со склонением названий этих улиц - они являются притяжательными формами прилагательных, и склоняются необычным образом. Приведу пример: Панфилова улица, жить на Панфиловой улице, на Панфилову улицу.

К слову, раньше в этих местах было гораздо больше улиц, названых по фамилиям плотников, но почти все они были переименованы в Советское время.

Старинная покосившаяся калитка на Панфиловой улице
Старинная покосившаяся калитка на Панфиловой улице

С Большеохтинским проспектом (также, как и с одноименным кладбищём и мостом) всё ясно - название в честь исторического района. А вот откуда взялось название Среднеохтинского проспекта? Ну, на самом деле всё очевидно - Среднеохтинский проспект был проложен параллельно Большеохтинскому практически в то же время, и людям показалось логичным назвать проспект "средним" - ведь "больше-" и "мало-" уже существуют. В итоге в наше время появилась лёгкая путаница - Средней охты не существует, а вот проспект такой есть...

Современная Большая Охта

Современная Большая Охта - спальный район с неординарной застройкой: в основном район застроен панельными хрущёвками и брежневками, однако в исторической части района (в особенности на Среднеохтинском проспекте) застройка, по большей части, сталинских времён. Так что район всё же обладает своим уникальным архитектурным обликом!

Жилой дом на пересечении Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы
Жилой дом на пересечении Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы

Большеохтинское кладбище, расположенное на юге исторического района, некогда было границей района. Однако в наше время оно полноценно вошло в состав города. Более того, в советское время через кладбище был прорублен проспект Энергетиков (в связи с этим часть могил была утрачена). Об этом кладбище я расскажу более подробно в отдельной статье, которая выйдет чуть позже.

Большеохтинское кладбище в районе русла реки Чернавки (между прочим, один из притоков реки Охты)
Большеохтинское кладбище в районе русла реки Чернавки (между прочим, один из притоков реки Охты)

Южнее Большеохтинского кладбища находятся территории, которые являлись пустырями вплоть до советских времён, так что с приходом СССР в этих местах была организована крупная промзона с множеством разных заводов (перечислять их я не буду, иначе статья может стать слишком объёмной). Часть из них в наше время уже не функционирует, и, возможно, в этих местах будет проведена реновация. Впрочем, я не думаю, что индустриальная жизнь Большой Охты будет полностью утрачена.

На юге Большой Охты  расположены промзоны, а также заброшенные дома. На фото как раз такой пример
На юге Большой Охты расположены промзоны, а также заброшенные дома. На фото как раз такой пример

Заключение

Что можно сказать напоследок о рассмотренном мною районе? Большая Охта - один из старейших районов Санкт-Петербурга, обладающий богатой историей и комфортный для жизни в наше время.

В этой статье я постарался рассказать вам о самых интересных местах этого района, но, разумеется, я мог упустить что-то интересное. Если вам есть что добавить про Большую Охту - пишите об этом в комментариях!

Если вам понравилась моя статья, то советую ознакомиться и с другими статьями из цикла "Исторические районы Санкт-Петербурга":