Найти в Дзене
БИФИТ Касса

Границы закрыты: реально ли «выжить» турбизнесу в период пандемии?

Оглавление

Владельцу семейного турбюро из Курска в пандемию удалось не просто сохранить бизнес и не разориться, а найти новую нишу и зону роста. Предприниматель Владимир Конев поделился с «БИФИТ Касса» вдохновляющей историей о том, что переломный момент — повод для нового старта, а делать по-своему — значит быть честным с клиентом и выделяться среди конкурентов.

Добрый день! Меня зовут Владимир Конев, я генеральный директор турагентства ООО «Спутник Курск» (ТА «Шик Трэвел»). Наш бизнес — семейный. Втроём — я, жена и сын, мы поддерживаем работу турбюро и делаем путешествия курян и гостей региона безопасными, насыщенными и комфортными. В противовес бытующему мнению о том, что в пандемию в туризме дела обстоят плачевно, я хочу рассказать, как мы сейчас не «выживаем», а растём.

Предыстория

Мы с женой Еленой по образованию географы, а по натуре — путешественники и инициаторы. 16 лет назад любовь к изучению нашей необъятной планеты переросла в идею связать работу с путешествиями. Было решено открывать своё турагентство.

Пока искали помещение под офис, нами заинтересовалась компания «Спутник». Так мы стали курскими представителями федеральной сети турагентств.

-2

Несколько лет мы занимались перепродажей готовых туров. Какого-то сложного документального оформления и больших вложений этот бизнес на старте не требовал. Дополнительные лицензии и разрешения не нужны. Достаточно было открыть ИП, приобрести ноутбуки с доступом к интернету и обустроить офис.

Работу распределили так: я — руководитель, выстраиваю процессы, общаюсь с турагентствами, ищу новые направления, веду бухучёт; жена — управляющая отдела продаж; сын занимается продажей туров, ему помогает невестка.

Но все эти разделения условны. Каждый из нас вовлечён во все процессы. И я вижу в этом огромный плюс.

В семейном бизнесе никто не скажет, что занимается не своей работой, здесь точно нет равнодушия и монотонного выполнения рутины за фиксированную оплату.

-3

До локдауна мы ежегодно выезжали в 3-4 заграничных путешествия. Из каждого привозили не только идеи для новых туров, но и путевые заметки для блога нашего турбюро. В каждой статье — наши впечатления, советы, любимые точки на маршрутах, самые вкусные блюда в кафе и десятки снимков (чтобы туристы видели, что их ждёт, без «идеальных» картинок из Интернета).

Мы никогда не подсовываем людям кота в мешке. Стараемся по-максимуму посмотреть сами и давать рекомендации на основе своего опыта.

Так сформировался наш подход к работе: не идти по шаблону или скрипту, а предлагать своё — проверенное, честное и уникальное.

-4

Влияние пандемии

Много лет подряд мы занимались перепродажей и организацией туров, получали награды от крупнейших агентств страны, дважды (в 2009 и 2015) становились лучшими среди всех турбюро сети «Спутник», с 2015 года удерживаем лидерство в Курской области.

И всё вроде бы ровно, но…

Хотелось делать что-то абсолютно новое.

И вот, в 2020-ом обстоятельства сложились так, что продолжать работать по-старому стало просто невозможно.

  • Во-первых, нам пришлось «переквалифицироваться» в психологов. Для многих закрытые границы и отмены туров стали сильнейшим ударом. Были и те, кто копили на отпуск годами, и те, кто специально брал кредит, и те, для кого путешествие должно было стать свадебным приключением… А кому-то было просто страшно выезжать за пределы города или страны из-за возможности заразиться. Отмены, переносы, ваучеры от авиакомпаний вместо возврата средств, задержки… Нашей задачей было поддержать клиентов и найти приемлемое решение.
  • Во-вторых, нужно было срочно искать альтернативы заграничным путешествиям. А ведь музеи и общественные пространства российских городов также закрывались…
  • В-третьих, нужно было, что называется, резать косты… Думать, как и на чём сэкономить, чтобы не разориться. Это далось мне чуть легче, чем руководителям не семейных бизнесов. Всё-таки родные с большим пониманием отнеслись к финансовым сложностям.
-5

Нам удалось найти способ не просто остаться на плаву, а реализоваться по-новому. Мы стали туроператорами внутреннего туризма! Были первыми, кто предложил «кругосветку» по Курску (большую программу на 2-4 дня) и туры выходного дня по Черноземью.

Я благодарен пандемии за то, что появился переломный момент, который привёл нас к этому решению!

Ведь если подумать: мы очень любим наш знаменитый соловьиный край, трепетно относимся к его истории, организовывали туры 15 лет, знаем, как всё устроено не только в РФ, но и по миру… Это решение просто напрашивалось! Но пришли мы к нему только тогда, когда другие страны и регионы стали недоступны.

-6

Новый виток развития нашего турбизнеса

Мы поняли, что экскурсии по родному краю — это не временный «спасательный круг», а наша новая ниша. Нам предстояло построить новый бизнес в самый турбулентный для всей сферы туризма период. Начало было положено в июле 2020-ого.

Что мы сделали?

Юридически:

Открыли на базе существовавшего турагентства ГК «Спутник» отдельное ООО туроператора для организации внутреннего туризма.

— Нашли и наняли лучших на наш взгляд экскурсоводов и водителей, оформили по договору ГПХ.

— Договорились о сотрудничестве с гостиницами города.

Практически:

— Изучили (и продолжаем изучать) город и окрестности — все заповедники, храмы, музеи, усадьбы.

— Разработали несколько уникальных турпрограмм. Среди них 3 вида «кругосветки» по Курску и области (наша гордость!), поездки в близлежащие города (Елец, Рыльск, Льгов, Курчатов и другие), выезды на фестивали. Каждую прошли сами (и не один раз).

— Создали и наполнили сайт и группы в социальных сетях.

В команде:

— Поделили обязанности. По большей части за продажи туров по Курску отвечает молодое поколение.

— Назначаем ответственного и контролируем качество. Еженедельно на туры выходного дня отправляюсь либо я сам, либо сын. Мы оцениваем программу, гида, водителей, собираем обратную связь от наших туристов.

Мы не шутим, когда говорим, что каждая программа составлена «как для себя» — мы действительно проходим их сами. Это честно по отношению к клиенту.

-7
-8
-9
-10

Как сейчас устроен наш бизнес — СНО, касса, учёт

Сейчас, в 2021 году, когда границы постепенно открываются, мы одновременно развиваем несколько направлений — заграничные туры, путешествия по России, внутренний туризм по области.

У нас 2 организации — турбюро (ИП) и туроператор (ООО), обе на «упрощёнке». И раз уж заговорили о СНО, скажу, что проблем с налоговой у меня никогда не было. Думаю, что немаловажную роль тут играет наличие кассы.

Кстати, с самого начала, с 2005 года, в нашем офисе появилась касса. Как сейчас помню, что постоянно держал руку на пульсе с китайской «Роял». Но, в целом, я  всегда был за автоматизацию и грамотный учёт.

-11

Мы принимаем платежи наличными, картой и даже по QR коду через онлайн-банк Сбера. Ещё у нас подключен приём платежей на сайтах.

К кассовой автоматизации я отношусь хорошо. Во-первых, я считаю, что это просто-напросто удобнее, чем бланки строгой отчётности (БСО). Не нужно ничего, кроме суммы и наименования, заполнять от руки.

Во-вторых, я смог найти для себя кассовую программу, которая достаточно функциональна и доступна. Ведь сейчас почти у каждого разработчика, помимо ежемесячной оплаты за тариф, есть дополнительные платные опции. И, как назло, какая-нибудь одна надстройка за деньги точно понадобится.

Но мне повезло. Я узнал, что все нужные мне опции есть в бесплатном тарифе программы «Касса Розница» от «БИФИТ Касса». Да, приложение для розницы, а не для турагентств. Но я придумал, как настроить его под себя.

Я создаю несколько позиций с турами с признаком агента, добавляю контрагентов. При продаже выбираю нужный тур от контрагента, меняю цену, и за считанные секунды выбиваю чек. Если вдруг ошибся, могу сделать возврат или коррекцию, поэтому у ФНС ко мне нет вопросов.

-12

Мне не надо лезть в саму кассу, чтобы что-то «донастроить» или найти нужный чек, всё делается в приложении. В личном кабинете «Касса Розница» есть история чеков, которой я пользуюсь, когда веду учёт.

Вообще, от проблем с ККТ меня бережёт предусмотрительность. Я самостоятельно сделал инструкции для своей семьи — теперь любой, кто работает с кассой, может подглядеть в шпаргалку и оформить продажу без ошибок.

Более того, я рассказываю про эту программу своим коллегам лично и в группе турагентов на Фейсбуке. И со всеми делюсь своей инструкцией. Конечно, у разработчиков есть инструкции по работе с программой, но они общие, а моя именно для турбиза.

А с бухгалтерией я работаю в 1С. Не нашёл для себя ничего более удобного для учёта по агентскому договору.

Как обстоят дела в турбизе в 2021 году

Особый удар по турбизнесу нанёс прошлый год, когда закрыли все направления.

Однако работать с клиентами в тот период было даже легче. Да, люди волновались, но при этом относились к переносам и отменам с гораздо большим пониманием.

В 2021 пожелания клиентов гораздо чётче, а требования жёстче. При этом отели и авиакомпании не идут на встречу. Люди изголодались по хорошему отдыху и сервису. Называют конкретные даты и хотят именно в них попасть, при этом мест в гостиницах и самолётах на эти числа может не быть. А сколько переносов! И ведь многие из них с доплатой, на которую большинство клиентов нелегко соглашаются...

Тут важно понять клиента, как психолог, войти в положение, а где-то и уговорить. Ведётся очень тонкая работа с каждым клиентом.

Большое влияние на туристов оказали «страшилки» про российские курорты. Сейчас многие предпочитают Турцию вместо нашего черноморского побережья.

80 % заграничных путёвок на август — в Турцию
80 % заграничных путёвок на август — в Турцию

Что касается внутреннего туризма — на него спрос тоже есть. К нам в Курск приезжают из столицы, Санкт-Петербурга, Ростова, Нижнего Новгорода. Куряне и сами охотно посещают экскурсии по области. До конца лета у нас расписан план программ на все выходные.

За последний год доходность упала более чем в половину. Но путешествия всё также манят нас и наших клиентов. Многие готовы выезжать за границу или изучать страну и родной край, главное — предоставить им все условия. Так мы и справляемся с финансовыми трудностями в отрасли.

Тем, кто хочет стать турагентом

Несмотря на то, что справиться с финансовыми сложностями в турбизе можно даже сейчас, я советую всем, кто желает входить в отрасль, подумать тысячу раз!

На сегодняшний день, быть турагентом — не значит сидеть в красивом офисе и продавать готовые туры. Если хотите развития и прибыли, нужно делать своё, продвигать свой продукт. А на это нужны ресурсы.

Ещё несколько лет назад в этот бизнес шли, потому что он не требовал особых вложений. Но сейчас за одну только кассу нужно будет платить порядка 15-20 тысяч рублей.

Более того, конкуренция — огромная. А партнёры требуют соблюдать жёсткие регламенты.

Но если вас всё это не пугает, есть идеи, желание и, что очень желательно, профильное образование (причём не столько менеджерское, сколько географическое), а также опыт работы «на дядю» и понимание отрасли, то дерзайте! Вас ждёт невероятное путешествие к цели — с препятствиями, знакомствами и победами!