Найти тему
Bikini Gun. Записки режиссера

Вы решили написать сценарий к фильму? А может быть книгу? Или сварганить музыкальный альбом? Не делайте этого!

Среди бизнесменов часто встречаются люди не лишенные творческой жилки. Кто-то по юности играл в музыкальном ансамбле, кому-то довелось звездить в КВНе или в самодеятельном театре. В общем, масса вариантов.

Мне неоднократно приходилось наблюдать своего рода "творческие рецидивы". Сколько раз было: "Слушай, а давай запишем альбом!" Или: "Я хочу кино снять, есть идея". Разумеется, всех я отговариваю. Во-первых, выйдет дрянь. Во-вторых, это будет со всем не дешево и не быстро. В-третьих, потом придется упрашивать людей ознакомиться с плодами творческого труда. Нечто похожее случилось на днях.

Обратился ко мне один товарищ с просьбой заценить его сценарное творение. С товарищем я не знаком. Это был совершенно левый гражданин, написавший мне сообщение. В общем, ему интересно мнение относительно им написанного сценария к фильму. Я не стал с порога отшивать. Все-таки и сам когда-то делал первые шаги. К тому же мало ли, может там новый Тарантино или Мартин Макдонах?

Но ни Тарантино, ни Макдонаха не оказалось. Уже по названию было понятно, что передо мной дилетантские фантазии, плюс которых в одном: они написаны с полной самоотдачей и творческим упоением. Именно последние факторы заставляют молодых авторов искать благодарных поклонников. Они считают, что раз сами с таким восторгом все это сочиняли, то все остальные испытают не меньший восторг, читая новоявленное произведение. Тотальное заблуждение.

Авторы поопытнее знают, что личные восторги ничего не стоят, если ты не владеешь ремеслом. Соответственно опытные люди склоняют начинающих к приобретению базовых знаний, к тому, что напрочь лишено творческого экстаза. Напротив, постижение любого ремесла неразрывно связано со скучной рутиной. Если молодой автор поймет это, есть шанс, что из него что-то выйдет путное. Обычно, как только на горизонте начинает маячить муторное постижение знаний, молодые авторы сходят с дистанции. В этот раз исключения не было.

Начинающий сценарист начал меня уговаривать прочитать свои вирши, уже по названию которых было ясно, что ценность их для меня нулевая. Я попросил его прислать синопсис. Молодой автор изумился. Зачем читать синопсис, если есть большой сценарий?!

Поясняю. Если он хочет пробиться со своим сценарием к киноделам, то без синопсиса ему не обойтись. На чтение сценариев у профессионалов нет времени, особенно на те, что написаны новичками. Их засылают тоннами. Выход у автора только один, так хорошо написать синопсис, чтобы спецы захотели ознакомиться со сценарием. То есть нужно предельно коротко обозначить идею, сверхзадачу, сюжет, главных героев. Считается, что если ты не можешь в трех предложениях рассказать идею произведения, то это плохое произведение.

Автор прислал мне синопсис, и все мои пессимистичные прогнозы оправдались. История была более чем вторичной без какого-либо намека на драматическую структуру. Я решил дать молодому сценаристу ряд рекомендаций по освоению драматургии с перечнем книг, обязательных для прочтения. Тот же на все мои сообщения писал примерно следующее: "Прочитайте сценарий! Ну прочитайте, а. Ну пожа-а-а-луйста. Я вам даже его подарю. Только прочитайте".

И я бы может его прочитал, если бы молодой автор прежде прочитал Еврипида, Софокла, Аристофана, Макиавелли, Шекспира, Мольера, Гольдони, Беккета, Ионеско, Камю... не считая обязательного списка великих русских и советских драматургов. Но начинающий, упоенный творческими фантазиями писака не будет их читать, заморачиваться с анализом, поэтапно набивать руку на написании драматургических произведений от простого к сложному и тем более тратить на это годы. Большинство сливается, как только речь заходит о работе. Может именно поэтому у нас повсеместное засилье воинствующих дилетантов и диванных экспертов.