Найти в Дзене

История московских улиц: Остоженка

Остоженка — одна из старинных московских улиц. В наши дни она располагается в Центральном административном округе, пролегая от площади Пречистенские Ворота до Крымской площади. Протяженность Остоженки составляет 1100 метров.

Летописные упоминания об этой местности встречаются с XIV века, когда через нее пролегала дорога к подмосковному селу Семчинскому. Здесь находились заливные луга, на которых заготавливали сено на зиму. Поскольку из года в год вся окрестность покрывалась стогами сена, в народе она получила прозвание Остожье. Именно от урочища Остожье произошло название улицы, закрепившееся за ней с XVII века. На расположенных здесь лугах пасли великокняжеских коней, в связи с чем вблизи современной Остоженки в средневековье находились Конюшенная и Стадная слободы, а также Конюшенный Остожный двор.

Вид со стороны Остоженки на Храм Христа Спасителя. Фото 1909 год
Вид со стороны Остоженки на Храм Христа Спасителя. Фото 1909 год

Улица носила свое старинное имя до 1935 года, когда она была переименована и стала называться Метростроевская. Новое название говорило само за себя – оно было связано со строительством первой (Сокольнической) линии метро. Участок первой очереди Московского метрополитена прокладывался открытым способом – сохранилось множество примечательных фотографий, зафиксировавших этот процесс. В 1986 году улице вернули ее прежнее название, с тех пор топоним «Остоженка» неизменно фигурирует на картах города. Примечательно, что Остоженка стала первой улицей в Москве, получившей обратно свое дореволюционное имя. Так было положено начало процессу переименования советских топонимов, который позже приобрел массовый характер.

Изначально Остоженка и ее окрестности считались непривлекательными для состоятельных горожан, они предпочитали не селиться в этой низменной, пойменной местности. Исконное население Остоженки – ремесленники, мелкие торговцы и слуги государева двора. Левая сторона улицы была застроена складскими помещениями и небольшими частными домами, а правая, сообщавшаяся с Пречистенкой, считалась более респектабельной, на ней можно было увидеть несколько зажиточных дворов.

В период правления Ивана Грозного Остоженка вошла в состав опричнины, что сразу же повысило ее статус: улица стала заселяться представителями знатных боярских родов.

С течением времени аристократический характер улицы только усиливался, и к началу XIX века более 80 процентов домов на Остоженке находились во владении дворянских фамилий.

Одно из старинных зданий, сохранившихся на улице, – дом московского губернатора Петра Еропкина. Этот особняк, изначально двухэтажный, был построен для Еропкина прославленным русским архитектором Матвеем Казаковым в 1764–1772 годах. Екатерина II особо отличила московского губернатора после успешного подавления им чумного бунта в 1771 году. Императрица желала наградить его, но Еропкин отказался от щедрых даров, чем вызвал к себе большое уважение в народе. Дом Еропкиных славился гостеприимством, хозяева охотно принимали и угощали посетителей, также здесь регулярно проводились блестящие балы. В 1806 году особняк был приобретен Московским купеческим обществом с целью открытия в нем Коммерческого училища для обучения детей купцов и мещан. Некоторые выпускники училища позже достигли известности, среди них – генетик Николай Вавилов, писатель Иван Гончаров и другие. Дом неоднократно перестраивался и достраивался. Он сильно пострадал во время большого пожара 1812 года, в ходе восстановления здание было надстроено третьим этажом, приобрело портик и классический фасад. Последняя перестройка была в 1847 году – в таком виде дом и дошел до наших дней.

С 1930 года его помещения занимают высшие учебные заведения: изначально здесь располагался Московский институт новых языков, а сейчас в нем работает Московский государственный лингвистический университет. Желтый классический особняк с портиком из десяти колонн, украшающий собой улицу уже более 250 лет, можно увидеть по адресу: Остоженка, дом 38.

Революция на Остоженке. Баррикады. Фото 1917 год
Революция на Остоженке. Баррикады. Фото 1917 год

Самым известным дворянским особняком на Остоженке считается дом Варвары Петровны Тургеневой, матери классика русской литературы писателя Ивана Тургенева. Одноэтажный классический особняк с колоннами в устной городской традиции получил прозвание «Дом Муму», поскольку послужил прототипом усадьбы, в которой разворачивались события одноименной повести. Также известно, что образ матери был взят писателем за основу при создании литературного персонажа – жестокой и вздорной барыни. Сестра писателя Варвара Житова воспоминала, что описанные в повести драматические события не были выдуманы, а произошли в действительности в усадьбе на Остоженке, на ее глазах.

Повесть «Муму» начинается со слов, сразу знакомящих читателя с особняком Варвары Петровны: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней».

Дом, в наши дни располагающийся по адресу Остоженка, 37, был построен после большого московского пожара 1812 года, уничтожившего на улице большинство построек. Один из образовавшихся пустырей после войны приобрел титулярный советник Д.Н. Федоров и построил там в архитектурном стиле ампир небольшой деревянный особняк, который сдавал внаем. В 1830-е годы в этом доме бывал Александр Пушкин, навещая проживавшего здесь своего лицейского однокашника и приятеля Александра Бакунина, а также полковника Федора Толстого, который по просьбе писателя участвовал в его сватовстве к Наталье Гончаровой.

Улица Метростроевская (Остоженка). Дом №3, известный как «Дом под рюмкой». Фото 1984 год
Улица Метростроевская (Остоженка). Дом №3, известный как «Дом под рюмкой». Фото 1984 год

В 1840 году в особняке поселилась Варвара Тургенева. Очень довольная своим новым местом жительства, в письме к сыну она называла его «мой прекрасный, маленький московский дом». Мать писателя обитала на Остоженке до самой смерти, наступившей в 1850 году. Сам Тургенев прожил здесь в общей сложности не более двух лет, не имея привязанности ни к Москве, ни конкретно к этому дому. Кроме того, при жизни властной родительницы он старался избегать ее общества и гостил у нее только проездом. Тургенев вспоминал, что в доме матери всегда пахло лампадным маслом и славянской ворванью (жиром), и «до этих запахов он был не охотник». С 1852 года Тургенев, живший за границей, сдавал московский особняк в аренду дальним родственникам. В конце XIX века здесь проживало семейство полковника Леонида Михайловича Чичагова, принявшего впоследствии монашеский постриг под именем Серафим. В 1937 году Серафим Чичагов, достигший к тому времени высокого духовного сана митрополита, был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД за «контрреволюционную монархическую агитацию». Приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне в Подмосковье. В 1997 году митрополит Серафим был причислен Русской православной церковью к лику святых новомучеников.

После революции новая власть национализировала особняк и передала его в распоряжение жилищного фонда. До 1976 года в нем размещались коммунальные квартиры, а затем – спортивная организация. В наши дни в доме находится музей И.С. Тургенева.

Ко второй половине XIX века сословный облик Остоженки значительно изменился – в этот период аристократия утрачивает свои прежние позиции, ее постепенно вытесняют предприимчивые представители купечества. Обедневшие дворянские семьи, уже не имея возможности содержать свои усадьбы, продавали их купцам и в государственную казну. Таким образом, Остоженка к концу века практически утратила свой классический стародворянский характер.

Интерес к улице возрос, когда вблизи нее был возведен храм Христа Спасителя, ставший грандиозным памятником в честь победы в войне с Наполеоном. Решение о строительстве храма-памятника было принято Александром I в 1812 году, однако на реализацию проекта ушло более семидесяти лет. Только в 1883 году строительные работы были окончены, и храм торжественно освятили.

Очередь у молоковоза на Метростроевской (Остоженке). Фото 1961 год
Очередь у молоковоза на Метростроевской (Остоженке). Фото 1961 год

В начале XX столетия улицу облюбовала буржуазия, в тот период на ней выросли многоэтажные доходные дома в стиле модерн, которые украшают ее по сей день. Говоря о них, нельзя обойти вниманием доходный дом купца Филатова, построенный в 1909 году и вскоре получивший в народе прозвище «Дом под рюмкой». Шестиэтажное здание привлекает внимание причудливыми архитектурными решениями и необычным куполом, по форме напоминающим перевернутую рюмку, благодаря которому дом и получил свое прозвание. Существует легенда, что дом был построен как памятник борьбе с алкоголизмом. Московские старожилы рассказывали, что его заказчик купец Я.М. Филатов был большим любителем выпить и настолько в этом преуспел, что чуть не пустил прахом все свое состояние. Однако он сумел вовремя остановиться и побороть пагубную зависимость. В знак победы над зеленым змием купец попросил архитектора, проектировавшего для него доходный дом, разместить на крыше здания навершие в виде перевернутой рюмки. В наши дни здание по-прежнему относится к жилому фонду, в нем располагаются квартиры. Его можно увидеть в начале улицы по адресу: Остоженка, дом 3/14.

Революционные события 1917 года не обошли Остоженку стороной – на улице развернулись жестокие бои. Большевики стремились захватить здание штаба Московского военного округа и Провиантские склады, расположенные в районе Крымской площади. Белогвардейцы оказывали им организованное сопротивление, сдерживая натиск.

Улицу перегородили баррикадами, на ней рыли окопы. В результате сражений здесь погибли несколько видных революционеров, в том числе Петр Добрынин и Люся Люсинова, чьи имена позже были увековечены в городских топонимах – в честь обоих в Москве назвали улицы и другие объекты. Здесь же юнкера смертельно ранили четырнадцатилетнего рабочего Павла Андреева, примкнувшего к красноармейцам в ходе уличных боев. Он получил широкую посмертную известность и был прозван Московским Гаврошем. Юный революционер впоследствии неоднократно становился героем литературных произведений, именем Павла назвали улицу в его родном районе Замоскворечье, кроме того он стал одной из икон пионерской организации.

В советский период Остоженка стала частью проекта, связанного со строительством исполинского здания Дворца Советов: все дома в начале улицы подлежали уничтожению, а занимаемая ими территория должна была стать частью огромной площади. Саму Остоженку предполагалось выпрямить и расширить, поскольку она стала бы проспектом, ведущим к Дворцу Советов. Однако проект не был претворен в жизнь. В итоге Остоженка не только не подверглась капитальной реконструкции, но и практически не понесла архитектурных потерь за все советское время.

Дом №30 на Остоженке. Обилие рекламных вывесок на здании. Фото 1996 год
Дом №30 на Остоженке. Обилие рекламных вывесок на здании. Фото 1996 год

В постсоветский период в жизни Остоженки и прилегающих к ней переулков произошли существенные изменения – здесь было развернуто строительство элитного жилья. На улице выросли целые кварталы новостроек, спроектированные современными архитекторами. В ходе строительства были снесены многие исторические здания, а их место заняли новые жилые дома.

Метаморфозы Остоженки, произошедшие в период правления Юрия Лужкова, критически оцениваются большинством историков-москвоведов и архитекторов и часто приводятся ими в качестве вопиющего примера варварского отношения к архитектурному наследию, а также перекройки исторического лица города в 1990-е годы.

В наши дни Остоженка входит в десятку самых дорогих улиц мира, превосходя по стоимости недвижимости даже Пятую Авеню в Нью-Йорке. Она по праву считается московской «золотой милей».

Несмотря на произошедшие за последние тридцать лет изменения исторической среды, основные достопримечательности Остоженки сохранились, и улица по-прежнему остается интересным местом для прогулок.