Найти тему

Спрос Шрёдингера: в столицах число сделок в июле и выросло, и упало

Оглавление

Аналитики платформы bnMAP.pro подвели итоги полугодия и сделали предварительные подсчеты июльских сделок с квартирами в московских и питерских новостройках.

Выводы пока неутешительные.

Так, в Москве внешне все хорошо: число сделок по сравнению с прошлым годом выросло аж на 71,5%: за полгода граждане купили 33,8 тыс. квартир и апартаментов. Однако в Санкт-Петербурге спрос уже начал заметно остывать: в годовом выражении рост числа сделок составил всего 1% – это 28,8 тыс. ДДУ. А ведь, если вспомнить, первое полугодие 2020-го было крайне непростым: во втором квартале мир вступил в жесткую схватку с коронавирусом, и в апреле многие компании столкнулись с настоящим провалом в продажах, который потом удалось залатать благодаря снятию локдауна и старту льготной ипотеки.

Так что сравнение с первым полугодием 2020 имеет эффект низкой базы, поэтому рост в текущем году несколько искусственный. То ли дело – сравнивать с 2019-м. В этом смысле Москва все равно выглядит благополучной: рост к первому полугодию 2019-го составляет 47%. А вот Петербург демонстрирует сокращение спроса – более чем на 12%.

Возможно, это еще только начало самого интересного. Так как текущие показатели по июльским сделкам уже несколько тревожные. В Москве пока прошли регистрацию всего 3,8 тыс. ДДУ, а в Петербурге – 3,1 тыс. Когда все договоры, подписанные в июле, будут зарегистрированы, они все равно едва ли дотянут до июньских результатов. Эксперты bnMAP.pro предполагают, что в итоге июль окажется на 40-50% менее результативным, чем июнь.

Свидетельствует об этом и сильное снижение – если не сказать обвал – спроса на ипотечные кредиты. В Москве доля ипотеки в сделках сократилась с 74% в июне до 57% в июле, в Петербурге за тот же период – с 79,6% до 61,6%. В основном тому причиной сокращение суммы кредита по ипотеке с господдержкой и повышение ставки до 7%, однако сокращение числа сделок коснулось и «классической» ипотеки, не только льготной.

Сейчас все с замиранием сердца ждут сентября (так как август уже, похоже, тоже можно списывать со счетов): начало нового делового сезона должно сказаться на росте продаж. Во всяком случае, так было всегда. Станет ли в этом смысле 2021 год каким-то особенным – скоро увидим.