Найти тему
ViktorSK68

«Мусаси» как «Гамлет» моря Сибуян. Часть 4. Презрение узреть зеркало.

«Соединение С» адмирала Нисимуры (оно же «Южная группа») вышло из залива Бруней 22 октября 1944-го в 15.00. (См. Рис. 15)

Это представляется крайне быстрым случаем решения где, как и чем нанести ответный удар.

Адмирал «Бык» Хэлси (William Frederick “Bill/Bull”Halsey Jr.,) имея под начальством шесть новейших и быстроходных линкоров: 1 вида «Вашингтон» Вашингтон» (USS «Washington» (BB-56)), 3 вида «Южная Дакота» («South Dakota class battleships»: «Южная Дакота» (USS «South Dakota» (BB-57), «Массачусетс» (USS «Massachusetts» (BB-59) и «Алабама» (USS «Alabama» (BB-60),2 новейших «Айова» (Iowa class battleships: «Айова» (USS «Iowa» (BB-61)и «Нью Джерси» (USS «New Jersey» (BB-62)) вооружённых 9-ю (3х3) 406-мм орудиями «16"/50 caliber Mark 7», способными выстреливать 1220 кг. снаряды на 38.000 метров и при этом при весе в 58.000 тонн разгонялись до 33 узлов (61 км/ч). В этой части даже в самом лучшем случае японцы уступали янки 3-5 узлов (5,5-9 км/час).

Явное нежелание Куриты связываться с Хэлси, было обусловлено наличием у янки быстроходных линкоров.

Это делало невозможным нападение на пять ударных самолётоносцев: 1-го вида «Энтерпрайз» (USS «Enterprise» (CV-6)[1] и 4-х вида «Эссекс»: «Эссекс» (USS «Essex» (CV-9)),[2] «Интерпид» (USS «Intrepid» (CV-11)), «Франклин» (USS «Franklin» (CV-13)), «Лексингтон» (USS «Lexington» (CV-16)).

Нападение на лёгкие самолётоносцы «Независимость (Индепенденс)» (USS «Independence» (CVL-22)),[3] «Белли Вуд» (USS «Belleau Wood» (CVL-24)), «Лэнгли» (USS «Langley» (CVL-27)), «Кабот» (USS «Cabot» (CVL-28)) и «Сан Яхинто» (USS «San Jacinto» (CVL-30)), построенные на основе 10.000 тонных крейсеров «Кливленд»« (Cleveland class) было также осложнено их быстроходностью, близкой к 30 узлам.

Таким образом, возможность нападения Куриты на Хэлси была исключена в виду полной невозможности.

Зато она была вероятна и возможна на самолётоносные корабли-корыта Спрэга, сторожевики Штумпа, и соединение «старичков» Альтендорфа (нем. Alten – старый, Dorf – деревня, итого – Стародеревня).

Решением для японцев была бы точка сбора Объединённых сил не в море Сибуян, а в море Висаян.

Это давало им возможность выказать намерение потревожить высадку американцев в заливе Лейте перекидным огнём и оказывать поддержку собственным частям, что было применено в ходе битвы за Ормок.

Такое решение было бы ожидаемо в ходе боёв у озера Хасан и при реке Туманная в июле – августе 1938-го, где удалённость от ближайшей якорной стояки в заливе Чосон составляла 20 вёрст, то есть огневая поддержка была возможна даже со стороны японских лёгких крейсеров. Но её не было в силу определённой двуглавости – сухопутной и морской – высшего японского военного начальства.

«Токийский экспресс» на Гуадалканале ещё в 1942-м показал возможность ночных бросков сравнительно крупными и быстроходными силами, в том числе вместительными водно-самолётоносцами на удаление в 150 морских миль (270 вёрст), огневое воздействие на морского и (или) сухопутного противника, с возвращением к утру.[4] Это давало японцам возможность использовать не только преимущество в ночном бою, но и обезопасить себя от господствовавших днём в воздухе янки. (См. Рис. 16)

Расположение сил в море Висаян давало возможность японцам перебрасывать подкрепления из Манилы и с Лусона в Ормок и на Лейте.

Отход в море Сибуян или даже в Манилу мог быть использован IJN при осложнении положения.

Наличие в море Висаян и обыденность набегов на Лейте в поддержку сухопутных сил однозначно убаюкивала бы янки и давало возможность совершить броски как через пролив Святого Бернарда, так и через Суригао.

За два истёкших года после сражения за Гуадалканал японцам вполне было по силам освоить решение не биться за ВПП на мысу Лунга, а строить свои собственные противовесы, например на острове Руссель, что значительно сберегало их малые силы в сравнении с противником.

Отклонение к мысу Эганьо (англ./исп. Cape Engaño) позволяло Одзаве прикрыться наземными истребителями, которые были заметно совершеннее военно-морских. Такое странное положение сложилось именно из-за соперничества сухопутных и морских военачальников Японии, при котором наиболее совершенные самолётостроительные предприятия по выпуску истребителей оказались в распоряжении именно сухопутного начальства.

Наземный «Nakajima Ki-44 "Shoki"» (1.519 hp- 1.133 kW) был способен противостоять основному американскому палубному истребителю «Grumman F6F "Hellcat"» (2.200 hp – 1.491 kW), а его следующее, второе более многочисленное поколение, «Nakajima Ki-84 "Hayate"» (1.850 hp – 1.360 kW) было способно побеждать североамериканских палубников. Но из-за разночтений в высшем японском военначальстве этим самолётам встречаться в боях приходилось редко и это пошло на пользу US Navy.

Сравнение случаев применения военно-морских сил против угрожающей высадкой или высадившихся сил противника достаточно представлено событиями XX-го века.

Применение чистой обороны против многократно превосходящего противника особенно ярко представлено в ходе Дарданелльского сражения 1914-1916 г.г.

Гораздо более слабые турки перед лицом могущественных англо-французов прибегли к минному оружия и потопили 18 марта 1915-го на минах, только что выставленных крошечным минным заградителем «Nusret» (365 t, 12 kn) сразу три броненосца HMS «Irresistible»,[5] HMS «Ocean»[6] и «Bouvet»,[7] а ещё один «Gaulois»[8] повредили.

Тем не менее, желание показать боевое знамя противнику во всей надводной красе у турецко-немецкого военначальства возобладало, возыграло, подрыв на русских минах 26-го декабря 1914-го совершенно забылся и линейный крейсер «Гебен»[9] в сопровождении лёгкого крейсера «Бреслау»[10] и 4-х эсминцев был брошен на лёгкую добычу в виде двух английских мониторов «Реглан»[11] и «М-28»,[12] которые были потоплены 10-го февраля 1918-го возле острова Имброс (англ. Imbros/İmroz, греч. Ίμβρος/Imvros, тур. Gökçeada) в Эгейском море. Это был самый оглушительный успех Турецких ВМС за весь XX-ый век.

Именно эту часть видели для себя неизбежной и дающей славу высшие японские морские военначальники.

Однако получить причитающиеся почести победители не смогли, так как следом последовало несколько оглушительных взрывов подводных мин и уже «Бреслау» быстро затонул в точке 40° 25́ с.ш. х 26° 02́, а «Гебен», подорвавшись сразу на трёх минах, спасся разве что из-за прочности противоторпедных переборок и собственных размеров, погасивших ударную силу взрывов. (См. Рис. 17)

В развернувшихся воздушных боях над подорвавшимся «Гебеном» были сбиты три немецких и один греческий самолёт. А спасло корабль от затопления только вываливание на отмель Нагара, с которой он был снят только через 16 дней.

Отход от успешного применения мин в пользу показа боевого знамени вылился в чистый разгром турецкой военно-морской мощи тем же оружием, которое обеспечило славу ему не далее как в 1915-м.

Если эти примеры были для японцев далеки и неубедительны, то совершенно недавнее потопление ими же 10 декабря 1941-го у малайского городка Куантан «Принца Уэльсского»[13] и «Рипалса»[14] небольшим количеством самолётов должны были насторожить. Эти великолепные корабли направлялись не далее как и зачем, но для разгрома высадившихся на Малайском полуострове 08 декабря 1941-го войск Ямаситы.

Несостоятельность разсчётов на возможность обороны небольшими самолётоносными силами, против численно и качественно превосходящих самолётоносных сил противника должно было иметь место быть в силу недавнего налёта на Цейлон, с потоплением английских тяжёлых крейсеров «Дрочетшир»[15] и «Корнуолл», а также самолётоносца «Гермес».[16] (См. Рис. 18)

Налёт на Цейлон или Налёт в пасхальное воскресенье (англ. Battle of Ceylon or Easter Sunday Raid) 05-09 апреля 1942-го показал наиболее слабое звено в англо-саксонской спайке, а удар по нему был успешен. Он выводил из войны если не Англию, то вырывал из её рук Индию и делал невозможной помощь англо-саксов Китаю, что заметно «осушало китайское болото».

Однако применительно к Филиппинам и Лейте стоило исходить из обратного зеркального положения: численно и качественно превосходящих в своём нападении США и обороняющейся Японии.

Столь же зеркальными должны были быть действия японцев: «Ямато», «Мусаси» и «Нагато» нужны были для удара с юга, «для подарка» Альтендорфу.

Мене ценные «Фусо», «Ямасиро», в сборе с «Конго» и «Харуна», можно было бросить через пролив Святого Бернарда. Тем более, что их вооружение представлено одними и теми-же 14-дюймовыми главными орудиями и 140-мм средними орудиями, что позволяло самым скорым образом наладить взаимное управление огнём.

В ночном бою в проливе Суригао однозначно отменными могли себя показать ударные пушечно-торпедные эсминцы «Фубуки» (англ. Fubuki)[17]с многочисленными 120-мм или 127-мм пушкам (6 ед.) и и 24-дюймовыми торпедными аппаратами (9 или 8 труб). Столь же именно они нужны были для ударов по самолётоносным корытам Спрэга с севера. (См. Рис. 19)

В сопровождение особо ценных «Ямато», «Мусаст» и «Нагато» несомненно нужны были самые совершенные эсминцы ПВО и ПЛО IJN Японии «Акицуки» (яп. 秋月,англ. Akizuki).[18] (См. Рис. 20)

Янки противопоставили японцам два крупных и мощных соединения.

1-е соединение TF 38 «Быка» Хэлси было представлено прежде всего мощными, современными быстроходными самолётоносцами и линкорами.

2-е соединение TG 77 Спрэгов и Альтендорфа было собрано из устаревших, но мощных Ютландских броненосцев, а также множества недорогих самолётоносных корыт.

Янки предусмотрели деление сил Хэлси на три отряда, а Спрэгов и Альтендорфа на два соединения – корыт и броненосцев со вспомогательным соединением Беркли, подражая чему японцы выделили отряд Симы, что совершенно необъяснимо с точки зрения разведки местности, даже очень быстрой и своевременной, но объяснимой только наличием крайне выскопоставленного «крота» в высшем руководстве US Navy.

Таким образом, вместо 4-х отрядов, японцам стоило сократить до 2-х – 1-го ударного самолётоносного соединения Одзавы с присвоением сил Симы, и 2-го соединения Куриты, предусматривающего отделение малоценных, но однородных кораблей, для избиения корыт, а ударной троицы – для избиения броненосцев Альтендорфа.

Самым большим недостатком в боевом построении у японцев был недостаток самолётов. Каким либо образом возместить 5-кратное американское количественное превосходство японцы не могли. В пользу янки было также кратное качественно преимущество, выражающееся не менее чем в 2-кратно большей мощности самолётных двигателей.

Если ко времени Жемчужной бухты японцы обладали в общем равными движками, то ко Второму сражения за Филиппины они отстали в разы., чем обрекли войну в воздухе для себя заранее проигранной.

Разгром корабельного состава японцев в море Сибуян был неизбежным в силу дневного перехода при ясной погоде, устанавливающейся в это время на Филиппинах.

Сравнение с Европским ТВД на примере Второго Арденнского прорыва Второй мировой (16.12.1944-25.01.1945 гг.) даёт заключение о возможности успешных действий крупными наземными силами при дурной погоде, сковывающей ВВС противника.

Однако даже ясная погода несомненно была на руку японцам в ночном бою, что ими не было использовано в силу неправильного распределения сил.

Также совершенно не были заметны японские подводные лодки.

Японцы слишком пошли на поводу у своего «Штирлица», совершенно забыв от необходимости трезвого взгляда на окружающую действительность.

Потопление «Мусаси» было самым жестоким ударом по гордости японцев за возможности своей страны и показало её обречённость даже не в силу недостач военных сил, сколько обречённости высшего военного руководства. (См. Рис. 21)

...

Fig. 15. 1944.10.22-25 Battle of Leyte Gulf Second Battle of the Philippine Sea, Samar Sea, Cape Egaño.

Fig. 16. 1944.10 Филиппины, море Висаян, броски Токийского экспресса II.

Fig. 17. 1918.01.21 SMS “Goeben” beached in the Dardenelles after the Battle of Imbros.

Fig. 18. 1942.04.09 HMS Hermes (95) Sinking (13700 t ., 40000 hp 25 kn., 6x140 mm 3x102 mm. AA., belt 76 mm., deck 25 mm., aircraft 20).

Fig. 19. 1930 Imperial Japanese Navy destroyer 'Ayanami'.

Fig. 20. 1941 Imperial Japanese Navy Destroyer «Akizuki» (秋月3.700 t. 37 kn. 4х2 100 mm. DP 1х4 610 mm ТА) on trial run off Miyazu Bay

Fig. 21. 1944.10.24 fr., cuirassés «Musashi» attaqué par la TF38, dans les eaux resserrées de la mer de Sibuyan.

...

[1] Самолётоносец «Энтерпрайз» (USS «Enterprise» (CV-6)), 25.500 ts, 120.000 hp, 32,5 kn., 90 aircraft, 8х1 127 мм., 4х4 28-мм.

[2] Самолётоносец «Эссекс» (USS «Essex» (CV-9)), 36.380 ts, 150.000 hp, 33 kn., 90 aircraft, пояс 100 мм., палуба 40 мм, 4х2 и 4х1 127 мм., 8х4 40-мм., 46х1 20-мм.

[3] Самолётоносец «Независимость (Индепенденс)» (USS «Independence» (CVL-22)), 14.750 ts, 100.000 hp, 31 kn., 30 aircraft (9 dive bombers, 9 torpedo-bombers, 12 fighters) or 33 (24–26 fighters and 8–9 torpedo bombers), 26х40-мм Bofors gun.

[4] 1944.10-12 Филиппины, море Висаян, броски «Токийского экспресса-II».

[5] Броненосец HMS «Irresistible»,16.060 т, 15.500 сил, 18 уз, борт 227 мм, палуба 25,4-76,2 мм, 2х2 304,8-мм « Armstrong Whitworth 12 inch /40 naval gun», 12х1 152,4-мм «BL 6-inch Mk VII naval gun», 12х1 76,2-мм «QF 12-pounder 12 cwt naval gun», 4х1 457-мм «45 cm "Fiume" (Whitehead) torpedo»

[6] Броненосец «Океан» (англ. HMS «Ocean»), 14.300 т, 15.400 сил, 18 уз, борт 152,4 мм, палуба 25,4-50,8 мм, 2х2 304,8-мм « Armstrong Whitworth 12 inch /35 naval gun», 12х1 152,4-мм «BL 6-inch Mk VII naval gun», 12х1 76,2-мм «QF 12-pounder 12 cwt naval gun», 4х1 457-мм « 45 cm "Fiume" (Whitehead) torpedo».

[7] Броненосец «Бувэ» (англ. French battleship «Bouvet»), 12.000 т, 15.000 сил, 18 уз., пояс 400 мм, палуба 90 мм, 2х1 305-мм «Canon de 305 mm Modèle 1893/96 gun», 2х1 274 мм « 274mm/45 Modèle 1893 gun», 8х1 138 мм «Canon de 138 mm Modèle 1893 naval gun», 8х1 100-мм «Canon de 100 mm Modèle 1891», 8х1 76,2-мм «QF 3-pounder Hotchkiss», 2х1 457-мм «45 cm "Fiume" (Whitehead) torpedo».

[8] Броненосец «Галу» (англ. French battleship «Gaulois»), 11.325 т, 14.220 сил, 18 уз, пояс110-320 мм, палуба 55-90 мм, 2х1 305-мм «Canon de 305 mm Modèle 1893/96 gun», 10х1 138 мм «Canon de 138 mm Modèle 1893 naval gun», 8х1 100-мм «Canon de 100 mm Modèle 1891», 20х1 «Canon Hotchkiss à tir rapide de 47 mm».

[9] Линейный крейсер «Гебен» (нем. SMS «Goeben», тур. «Yavuz Sultan Selim»), 25.400 т., 85.660 сил, 28 уз., пояс 100-280 мм, палуба 25,4-76,2 мм, 5х2 280-мм « 28 cm SK L/50 gun», 12х1 150-мм «15 cm SK L/45», 12х1 88-мм «8.8 cm SK L/45 naval gun».

[10] Лёгкий крейсер «Бреслау» (нем. SMS «Breslau», тур. «Midilli»), 4.570 т, 25.000 сил, 27,5 уз., пояс 60 мм, сначала 10х1 105-мм «10.5 cm SK L/45 naval gun» с 1918 г. 8х1 150-мм «15 cm SK L/45», 2х1 500-мм ТА.

[11] Монитор «Реглан» (англ. HMS «Raglan»), 6.250 т, 1х2 356-мм «14"/45 caliber gun», 1х1 152-мм «BL 6 inch Mk XII naval gun», 2х1 76,2-мм «QF 12-pounder AA gun», 2х1 «QF 3-pounder AA gun», 1х1 «QF 2-pounder AA gun».

[12] Монитор «М-28», 540 т., 640 сил, 11 уз., 1х1 234-мм «BL 9.2 inch guns Mk I – Mk VII», 1х1 76,2-мм «QF12-pounder AA gun», 1х1 57-мм «QF6-pounder AA gun».

[13] Линкор «Принц Уэльсский» (HMS «Prince of Wales» (53)), 43.786 т, 110.000 сил, 28,3 уз., пояс 381 мм, палуба 127-152 мм, 4х2 + 2х1 356-мм «BL 14 inch Mk VII naval gun», 8х2 133-мм «QF 5.25 inch Mark I gun », 4х8 40-мм «QF 2-pounder naval gun Mk VIII».

[14] Линейные крейсер «Репульс» (HMS «Repulse»), 32.200 т., 112.000 сил, 31,5 уз., пояс 76-152 мм, палуба 25-63,5 мм, 4х2 381-мм «BL 15 inch Mark I», 4х3 + 6Х1 101.6 мм АА «BL 4 inch Mk IX naval gun», 2х8 40-мм «QF 2-pounder naval gun Mk VIII», 8Х533 ТА (21 inch).

[15] Тяжёлый крейсер «Дрочетшир» (HMS «Dorsetshire» (40)), 13.425 т, 80.000 сил, 32,5 уз., 4х2 203 мм BL 8-inch Mk VIII, 4х2 102-мм QF 4-inch Mk XVI, 4х4 QF 2-Pfünder 40 mm Vickers Mk VIII, 9х1 20-mm-Oerlikon, 2Х4 533 ТА, пояс 25 мм, палуба 25 мм.

[16] Самолётоносец «Гермес» (HMS Hermes (95)), 13.700 т, 40.000 сил, 25 уз., 6х140-mm-L/50-Mk.II, 2х 102-mm-L/45-Mk.V, 1х4 QF 2-Pfünder 40 mm Vickers Mk VIII, 5 х1 20-mm-Oerlikon, 20 самолётов (из них 12 « Fairey Swordfish »).

[17] Эсминец «Фубуки» (яп. 吹雪, англ. Fubuki), 2.080 т., 50.000 сил, 38 уз., 3х2 127 мм (12.7 cm/50 Type 3 naval gun), 3х3 или 2х4 610 мм ТА (61 cm Type 90 torpedo), 18 ГБ.

[18] Эсминец «Акицуки» (яп. 秋月, англ. Akizuki), 3.700 т., 52.000 сил, 33 уз., 4×2 10 cm/65 Type 98 naval gun, 7х3 + 26×1 AA guns Type 96 25mm Gun, 1х4 610 мм ТА (61 cm Type 90 torpedo), 56 ГБ Type 2 Mod.1.