Предприятие «Уралкалий» из Пермского края очень наглядно иллюстрирует то, что происходило в России в 90-е годы. Бывший директор Дмитрий Рыболовлев годами скупал у рабочих акции, которые те получали по ваучерам. По некоторым данным, он потратил на выкуп акций 50 миллионов долларов, что достаточно много для 90-х годов.
Время шло, и со временем продукция «Уралкалия» (а это преимущественно удобрения или сырье для их производства – калийные соли) стала настолько востребованной, что компания начала зарабатывать ну очень много. А раз растет выручка, то растет и стоимость самой компании. В 2010-м он продал свои акции бизнесмену и сенатору РФ Сулейману Керимову и другим бизнесменам, выручив астрономические 6 миллиардов долларов.
С такими деньгами в России делать нечего, поэтому Рыболовлев уехал – он получил гражданство Кипра, потом обосновался в Монако. Там он прикупил местный футбольный клуб и постепенно вывел его из Лиги-2 в Лигу Чемпионов. Еще бизнесмен увлекается искусством – именно он купил знаменитого «Спасителя мира» авторства Леонардо да Винчи.
В последние 5 лет у Рыболовлева новое увлечение, теперь он занимается сейлингом – это такой вид яхтинга. Ради участия в парусной регате Rolex Fastnet Race он купил яхту ClubSwan 125 Skorpios за целых 20 миллионов долларов, и недавно выиграл эту регату. Удивительное достижение для человека, который занимается сейлингом всего 5 лет, но удивлял он и раньше.
Тем временем проданный им «Уралкалий» продолжает жить в российской действительности. После череды сделок купли-продажи, истории с захватом директора в заложники в Белоруссии, почти полный контроль над компанией получил Дмитрий Мазепин – он же владеет компанией «Уралхим». Недавно Мазепин повысил свою долю в компании до отметки выше 80%, но не теряет надежд выкупить и все остальное.
Вообще же стремление выкупить все акции компании удивляет – ради этого «Уралхим» залез в огромные долги, но фактически такие инвестиции малого того, что не имели смысла (больше половины «Уралкалия» принадлежит самому «Уралкалию»), так еще и неизвестно когда отобьются.
Основная продукция компании остается востребованной, особенно в ситуации с ростом цен на продовольствие во всем мире. Но прибыль от продаж оседает неизвестно где – «Уралкалий» за 2020 год получил убыток в размере более 2 миллиардов рублей (причем кроме него и «Уралхима» убытка не было больше ни у кого в отрасли). Производственная база устаревает, один из рудников затопило еще в 2006-м, когда под землю ушли и жилые дома в Березниках (а компания очень долго строила для их жителей новые дома).
Долги «Уралкалия» и «Уралхима» перед одним только Сбербанком превышают 1 триллион рублей, что составляет около 4% всего корпоративного портфеля Сбербанка. Вместе с хроническим недофинансированием производства общая нехватка средств достигает 1,5-1,7 триллионов рублей – для сравнения, это почти 10% федерального бюджета России.
Но Мазепин не унывает – в нынешнем сезоне Формулы-1 стартовал его сын Никита. Сам «Уралкалий» стал спонсором команды Haas F1 Team, но Никита Мазепин ожидаемо провалился – после 11 этапов он уверенно занимает последнее место в турнирной таблице.