Каждая мама беспокоится, правильно ли растет и развивается ее малыш, что он должен уметь делать, а что еще рано.
Давайте вместе узнаем что по мнению "методичек" должен уметь ребенок к каждому месяцу его жизни.
Новорожденный ребенок закрывает глаза при ярком свете, недолго следит за предметами, пугается при громких звуках. Движения крохи не координированы.
В один месяц он уже может ненадолго поднимать голову, удерживает ее лежа на животе, плавно следит за передвигающимся предметом. Реагирует на громкие звуки.
В два месяца движения глаз целенаправленны, некоторое время рассматривает игрушку. Прислушивается к голосам окружающих, поворачивается в сторону звука. Держит предмет в поле зрения. Начинает гулить.
На третьем месяце может подолгу рассматривать неподвижный предмет. Опирается на полусогнутые ноги и руки, лежа на животе. Целенаправленно берет игрушку в руки. Кричит с интонацией, певуче гулит. Четко знает, откуда идет звук.
В конце четвертого месяца малыш подолгу может рассматривать свою руку. Твердо знает локализацию звука, поворачивает голову. Берет в руку игрушки, рассматривает их. Во время кормления поддерживает грудь мамы или бутылочку. Длительно гулит. Смеется. Узнает родителей, радуется при их общении.
На пятом месяце учится стоять при поддержке (упираться ножками в твёрдые поверхности), переворачиваться со спины на живот, лежа на животе поднимается, опираясь на руки. Руки двигаются в полном объеме. Пытается взять игрушку из рук взрослого, хватает ее, тянет в рот. Подолгу певуче гулит. Смеется, хнычет. Оживляется при положительных эмоциях, пугается при громких резких звуках. Может различать родных и чужих людей, а так же ласковую и строгую интонацию.
В шесть месяцев наклоняет голову вперед при подтягивании за руки, садится. Лежа на животе, поворачивается на спину. Берет предметы одной рукой, машет погремушкой. Пытается произносить первые слоги «ма», «ба». Учится есть с ложки. Отзывается на свое имя. В это время у ребенка формируется активное внимание.
В семь месяцев ребенок может сидеть сам, оперевшись на руки, ползает на животе. Долго занимается с игрушкой: размахивает, стучит, перекладывает, бросает ее. Ищет предмет, услышав вопрос «Где?». Длительное время лепечет. При поддержке взрослого чашки, может пить из нее. Внимательно разглядывает не знакомых. Страх сменяется на любопытство.
На восьмом месяце малыш на фотографии узнает своих родных. Сидеть может без опоры, неуверенно ползает на четвереньках, поднимается на колени, опираясь руками, переступает, ложится. Играет с родными в «ладушки», может выполнить просьбу «дай ручку». Общается, лепеча с интонацией. Сам может держать печенье, корочку хлеба, яблоко, грызет его. Играет в прятки, сидя на руках взрослого. Подражает в игре – берет из рук взрослого предмет, стучит, катает его.
В девять месяцев может сам переступать, держась за опору, пытается держать мелкий предмет пальчиками. По просьбе «дать», «принести», находит предмет и приносит его. Узнает свое имя, откликается на него. Лепечет разными звуками. При поддержке за обе руки хорошо ходит, садится и встает из положения лежа. Повторяет действия других детей. Общается жестами.
В десять месяцев держась рукой за опору, стоит и ходит. Знает потешки «Сорока», «Ладушки». Показывает, где нос, рот, уши. Учится произносить новые слоги, говорит первые слова «мама», «баба». С удовольствием играет с другими детьми.
На одиннадцатом месяце уже увереннее стоит, ходит, иногда придерживаясь за опору, делает самостоятельные шаги. Любит играть куклами, машинками, мячиками, кубиками. В речи появляются такие слова, как «дай», «бай». Реагирует на слово «нельзя».
В двенадцать уже ходит сам, может выполнить простую просьбу. Слушает сказки, потешки, рассматривает картинки. Знает и говорит до 10 простых слов.
Примерно так происходит нервно-психическое развитие малыша, но родителям нужно помнить, что эти пункты условны для всех детей.
Каждый ребенок развивается по-разному: у одного какой-либо навык может появиться раньше, другой позже.
Задачей родителей является наблюдение за ростом и развитием малыша, вовремя вносить корректировки и, при необходимости, обращаться к специалистам.