На днях Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека публично высказалась о якобы милитаризации системы образования в ДНР и ЛНР. Сложно комментировать подобные заявления, поскольку они лишены предмета дискуссии. Однако речь идет об обеспечении прав ребенка, поэтому я обязана расставить акценты.
Первое. Военные образовательные учреждения и системы патриотического воспитания действуют во всем мире. Дети, которые поступают в такие учреждения, делают свой выбор добровольно, вместе с родителями. Это нормальная практика, в полной мере соответствующая всем положениям международного законодательства в сфере защиты прав ребенка. В том числе Конвенции ООН.
При этом отмечу, что именно Украина заметно выделяется на фоне других государств в вопросе формирования «гражданской идентичности». 30 июня 2021 года Кабинет Министров даже утвердил специальную государственную программу национально-патриотического воспитания.
Второе. Если украинскому омбудсмену действительно интересна ситуация с правами ребенка в Донбассе, оценивать ее следует с другого ракурса. А именно – с точки зрения их нарушения украинскими чиновниками, политиками и военными.
Восьмой год дети Донбасса подвергаются дискриминации со стороны Украины. Непрекращающиеся обстрелы, экономическая, транспортная, продуктовая блокады – эти преступные действия Киева привели к нарушениям абсолютно всех категорий прав ребенка в регионе, включая неотъемлемые права на жизнь и здоровое развитие.
Напомню, что результатом вооруженной агрессии Киева только на территории ДНР стала гибель 91 ребенка. И именно благодаря уродливому украинскому милитаризму сегодня и без военного образования дети Донбасса знают, что такое «Грады», минометы и различают разрывы снарядов по звуку.
Но почему-то к этой проблематике украинский омбудсмен не спешит привлекать внимание ЮНИСЕФ и других международных организаций. Ровно как и не предпринимает никаких действий по защите интересов русскоязычных детей на территории собственного государства. Более того, с молчаливого согласия правозащитного сообщества они незаконно лишены права получать образование на родном языке и стали заложниками насильственной украинизации.
О какой российской пропаганде здесь может идти речь? Украина сама оттолкнула Донбасс, сделав русофобию основой национальной идеологии.