Отдельно стоит рассмотреть деятельность японских подводных лодок. При крайней тишине в отношении слаженности действий немецких или оглушительности действий американских одиночек за японскими подлодками также имеются неповторимые и неповторённые успехи.
Самый удачный торпедный залп в истории японского подводного плавания был произведён подводной лодкой «I-19»,[1]потопившей 15 октября 1942-го одним торпедным залпом американский самолётоносец «Уосп»[2] и эсминец «О’Брайан»,[3] и ещё повредившей одной торпедой из того же залпа линкор «Северная Каролина».[4] (См. Рис. 8, 9, 10)
07 июkя 1942 года японская подводная лодка «I-168»[5] в 120 милях западнее острова Мидуэй потопила уже поражённый двумя японскими торпедами и 3 бомбами американский самолётоносец «Йорктаун»[6] и эсминец «Хамман».[7] (См. Рис. 11) Она была в шаге от того, чтобы повернуть сражение при Мидуэей в более благоприятное для японцев положение. Окажись она тремя днями ранее возле этой посудины, то Война на Тихом океане могла бы немного затянуться с более благоприятным для японцев исходом. Хотя возвращение Окинавы и так было несказанным подарком янки японцам в противостоянии с бывшими красно-бурыми союзниками.
Но счастливчик «Йорктаун» не только пережил сражение в Коралловом море, но и оказал решающее значение в битве за Мидуэй, выпустив те самые самолёты, которые застали японцев не при перевешивании, а при неприменении уклонения от воздушного нападения из-за подготовки к выпуску самолётов на встречный ветер.
Японская подводная лодка I-26[8] 13 ноября 1942-го потопила уже подбитый японцами американский крейсер ПВО «Юно»,[9] и кроме того она отметилась 31 августа 1942-го в повреждении самолётоносца «Саратога» (USS «Saratoga» (CV-3)).[10]
Японская подводная лодка I-58[11] потопившая 30 июля 1945-го американский тяжёлый крейсер «Индианаполис»,[12] только что доставивший на остров Тиниан ядерную бомбу, которая была сброшена на Хиросиму 06 августа 1945-го. (См. Рис. 12)
…
Удачные нападения американских подводных лодок гораздо многочисленней.
Конечно, самый оглушительный успех северо-американских подводников – потопление самого большого на тот день японского самолётоносца «Синано»[13]29 ноября 1944-го в точке «32°07’ N х 137°04’ E».
Подводная лодка «Арчефиш»[14] поразила 4-мя торпедами самое поразительное произведение японского судостроительного искусства, которое в общем в полной мере объясняет метания высшего японского военначальства. Самое большое в мире и самое безтолковое бронированное корыто, сарай для перемещения самолётов в море, был потоплен в самых благоприятных для янки условиях противолодочного уклонения, которое собственно и дало возможность янки догнать эту посудину и потопить её.
Вообще любовь и страсть северо-американских подводников к японским самолётоносцам была непреходящей, но не безответной. Так в самом начале сражения в Филиппинском море подлодка «Альбакор»[15] в 08.00 утра 19 июня 1944-го сверхдальним в 5 вёрст 6-торпедным залпом всего одной торпедой, но всё-таки поразила самый новейший и самый совершеннейший японский самолётоносец «Тайхо». Одна, почти дошедшая торпеда, была поражена пикирующим самолётом «Комета» (D4Y Suisei),[16] который прапорщик Комацу Сакё (яп. 小松左京, англ. Sakio Komatsu) самоотверженно направил на неё и уничтожил ценой собственной гибели и для спасения собственного корабля. Вспыхнувший от попадания всего одной торпеды пожар поначалу не представлялся опасным, но не смотря на все предпринятые усилия по пожаротушению, постепенно загоревшийся от взрыва единственной торпеды в 16.28 того же дня в точке «12°05’’N х 138°12’’E» «Великий Феникс» затонул.[17] (См. Рис. 13)
В том же сражение и опять подводная лодка «Кавалла»[18] 19 июня 1944-го год в точке «11°50’’N х 137°57’’E» тремя или даже четырьмя торпедами поразила один из самых поразительных японских самолётоносцев «Сёкаку», от чего тот затонул в 11.22 в самом начале сражения.
Таким образом, Первое сражение в Филиппинском море было выиграно янки прежде всего за счёт подводников, точно также как сражение за Мидуэй было выиграно пикирующими самолётами.
Деятельность американских подводных лодок сказалась уже в самом начале сражения, когда «Дартер»[19] в точке «09°28’’N117°17’’E» пролива Палаван удачным задне-передним залпом 4 торпедами вперёд добилась 2-х попаданий и потопила японский тяжёлый крейсер «Атаго»,[20] а тяжёлый крейсер «Такао»[21] попаданием двух торпед из двух кормовых установок сильно повредила и вынудила вернуться обратно в сопровождении эсминцев, чем значительно ослабила боевой порядок японцев.
Действовавшая одновременно с ней подлодка «Дейс»[22] в точке «09°27’’N х 117°23’’E» потопила японский тяжёлый крейсер «Майя».[23]
Однако удача неожиданно отвернулась от янки, так японцы заметили «Дартер» и бросились на неё, с намерением уничтожить.
Спасаясь от погони она налетала на Бомбейскую отмель в точке «09°27’22” N х 116°55’59” E». Однако во славу гамбургеров и «кока-колы» удача вновь вернулась, в виде ушедших сопровождать повреждённый «Такао» японцев.
Затем начался фарс в виде попытки сначала снять «Дартер» с мели, потом уничтожить огнём из 3-х дюймового (76,2-мм) орудия подлодкой «Рок».[24] Но так как пушечка оказалась мала, то через неделю к брошенной подлодке приплыла подлодка «Наутилус»,[25] вооружённая кроме торпед 2-мя 152-мм орудиями. 31 октября 1944-го она принялась крушить и крошить, сделав в общем исчислении 55 выстрелов, в вящем мнении приведя «Дартер» в вид лома, о чём имеется доклад подводников. (См. Рис. 14)
«"It is doubtful that any equipment in Darter at 11:30 this date would be of any value to Japan – except as scrap"»
«"Очень сомнительно, что любое оборудование в Дартер в 11:30 эта дата будет иметь какое-либо значение для Японии – за исключением лома"».
Таким образом, стоит отметить, что японцы на осень 1944-го обладали если не господством, то значительным преимуществом в водах Южно-Китайского моря перед американцами, в том числе на островах и в водах островов Спратли, но извлечь из этого господство выгоду и тем более победу так и не смогли.
…
Fig. 0. 1944.10.23-26 Сражение в заливе Лейте, Второе сражение в Филиппинском море, Движение сторон.
Fig. 8. 1942.09.15 Американский самолётоносец USS “Wasp” (CV-7), горящий после попаданий трех торпед с японской подводной лодки “I-19” к востоку от Соломоновых островов.
Fig. 9. 1942.09.15 14.52 USS “O'Brien” (DD-415) being torpedoed with USS “Wasp” (CV-7) from IJN “I-19”.
Fig. 10. 1942.10.30 Torpedo damage on battleship USS “North Carolina” (BB-55).
Fig. 11. 1942.06.04 12.30 de., Midway schlacht, Die USS “Yorktown” (CV-5) kurz nach der ersten Bomber-Attacke
Fig. 12. 1945 Mare Island, USS “Indianapolis” (СА-35) (10110 t., 107000 hp., 32,7 kn., 3x3 203 mm., 8x127 mm., 6x4 40 mm., 19x20 mm., belt 88-127 mm., deck 64 mm.)
Fig. 13. 1944.04 Japanese aircraft carrier IJN “Taiho” on a full speed trial.
Fig. 14. 1944.10.31 11.30 USS «Darter» wrackage by shellfire USS «Nautilus» (SS-168) on Bombay Shoal off Palawan.
...
[1] Подводная лодка «И-19» ( Japanese submarine «I-19»), 3.690 т., 6х533 мм ТА, 140-мм, 1 Yokosuka E14Y «Glen».
[2] Самолётоносец «Уосп» (англ. USS «Wasp» (CV-7)), 19.100 т., 29,5 уз., 80 самолётов.
[3] Эсминец «О’Брайан» (англ. USS «O'Brien» (DD-415), 2.111 т., 35 уз., 5х127 мм, 8х533 мм ТА.
[4] Линкор «Северная Каролина» (англ. USS «North Carolina» (BB-55)), 40.250 т., 28 уз., 305-мм борт, 3х3 406-мм,
[5] Подводная лодка «И-168» (Japanese submarine«I-168»), 2.440 т., 23,2 kn./8,2 kn, 6х533 мм ТА, 102-мм, 1х13,2 мм.
[6] Самолётоносец «Йорктаун» (USS «Yorktown» (CV-5)), 25.500 ts, 32,5 kn., 90 aircraft, 8х1 127 мм., 4х4 28-мм.
[7] Эсминец «Хамман» (USS «Hammann» (DD-412)), 2.111 т., 35 уз., 5х127 мм, 8х533 мм ТА.
[8] Подводная лодка «И-26» (Japanese submarine«I-26»), 3.654 т., 23,5 kn./8 kn, 6х533 мм ТА, 140-мм, 1 Yokosuka E14Y «Glen».
[9] Крейсер ПВО «Юно» (USS «Juneau» (CL-52), 8.340 т., 32,5 уз., борт 28-95 мм., палуба 32 мм., 8х2 127-мм, 4х4 28-мм., 8 ТА 533-мм.
[10] Самолётоносец «Саратога» (USS «Saratoga» (CV-3)), 43.055 т, 33,25 уз, 4х2 203-мм, 12х1 127-мм., 78 самолёта.
[11] Подводная лодка «И-58» (Japanese submarine«I-58»), 3.690 т., 6х533 мм ТА, 6 Кайтен.
[12] Тяжёлый крейсер «Индианаполис» (англ. USS «Indianapolis» (CA-35)), 9950 т., 32 уз., 3х3 203 мм, 8х1 127-мм, 4х47-мм, пояс 83-127 мм., палуба 64 мм.
[13] Самолётоносец «Синано» (яп. 信濃, англ. «Shinano»), 69.151 t., 28 kn., 8x2 127 mm, 47 airplane.
[14] Подводная лодка «Арчефиш» (англ. «Archerfish or Spinner fish», лат. «Toxotes», рус. «Брызгун», USS «Archerfish (SS/AGSS-311)), 2.391 т., 20 kn./8 kn., 2x152,4 mm, 2x7,62 mm, 6 TA 533-mm (21 inch).
[15] Подводная лодка «Альбакор» (USS «Albacore» (SS-218)), 2.424 т., 21 kn./9 kn., 1x76,2 mm, 1x40 mm Bofors, 1x20 mm Oerlicon, 10 (6+4) TA 533-mm (21 inch).
[16] Самолёт «Yokosuka D4Y "Judy"» ( яп. 横須賀, англ. Yokosuka, яп.彗星, англ. Suisei, “comète"), 4.250 кг., 1044 kw, 550 km/h., 500/800 kg. bomb.
[17] 1944.06.19 IJN Taiho torpedo hit from USS «Albacore (SS-218)) Sakio Komatsu Yokosuka D4Y Judy
[18] Подводная лодка «Кавалла» (USS «Cavalla» (SS-244)), 2.460 т., 20,5 kn./ 8,75 kn., 1x76,2 mm, 1x40 mm Bofors, 1x20 mm Oerlicon, 10 (6+4) TA 533-mm (21 inch).
[19] Подводная лодка «Дартер» (англ. USS «Darter» (SS-227)), 2.424 т., 21 kn./9 kn., 1x76,2 mm, 1x40 mm Bofors, 1x20 mm Oerlicon, 10 (6+4) TA 533-mm (21 inch).
[20] Тяжёлый крейсер «Атаго» (яп. 愛宕, англ. Atago), 14.616 т., 133.100 сил, 35 уз., пояс 38-127 мм, палуба 37 мм, 5х2 203,2 мм., 4х2 ТА 610-мм (24 inch).
[21] Тяжёлый крейсер «Такао» (яп. 高雄, англ. Takao), 15.490 т., 132.000 сил, 35 уз., пояс 102 мм, палуба 37 мм,5х2 203,2 мм., 4х2 ТА 610-мм (24 inch).
[22] Подводная лодка «Дейс» (англ. USS «Dace» (SS-247), 2.424 т., 21 kn./9 kn., 1x76,2 mm, 1x40 mm Bofors, 1x20 mm Oerlicon, 10 (6+4) TA 533-mm (21 inch).
[23] Тяжёлый крейсер «Майя» (яп. 摩耶, англ. Maya), 15.450 т., 132.000 сил, 35 уз., пояс 38-127 мм, палуба 37 мм, 5х2 203,2 мм., 4х4 ТА 610-мм (24 inch).
[24] Подводная лодка «Рок» (англ. USS «Rock» (SS/SSR/AGSS-274)), 3.960 т., 17 kn./8 kn., 2x152,4 mm, 2x7,62 mm, 6 TA 533-mm (21 inch).
[25] Подводная лодка «Наутилус» (англ. USS «Nautilus» (SF-9/SS-168)), 3.960 т., 17 kn./8 kn., 2x152,4 mm, 2x7,62 mm, 6 TA 533-mm (21 inch).