Почему борщевик называется «борщевиком», Изборск – «Изборском», а воскресенье в переводе с английского – это «солнечный день»?
Можно было бы сходить за ответами на эти вопросы в библиотеку или в Интернет (это если совсем не хочется совершать лишние телодвижения)… Но воспитанники клуба «Феникс» не ищут лёгких путей, поэтому они отправились играть словами в чисто поле и протоптали в поисках истины без малого шесть километров.
А возвратились из этого путешествия по святым местам, как настоящие паломники, – ну только что не с пальмовыми ветками в руках, а с букетиками орегано (тоже диковинное слово, казалось бы, какие такие «ореганы» могут произрастать в псково-изборских полях, а вот).
…Итак, одним пасмурным августовским утром воспитанники клуба «Феникс» вместе с участниками проекта «Сохраняя традиции – Сохраним себя» отправились в однодневный поход по Изборско-Мальской долине.
Через тернии
Путь их был нелёгким: путешественники то карабкались вверх по крутым склонам, то спускались во влажные низины, то штурмовали известняковые кручи, то переправлялись через бурные воды, то съезжали на пятой точке с зелёных холмов, то зачерпывали кроссовками чёрной жижи на болотистых тропинках.
Кстати, о кроссовках. Например, Елена Александровна Боголюбова одолжила их для этого похода у своей матушки. И деревянный посох тоже.
Остальные набирались спортинвентаря по ходу дела – вместе с опытом. И если на старте почти все участники этого приключения выглядели так, как будто собрались на короткую увеселительную прогулку, то ближе к финишу многие из наших странников обзавелись не только посохами (иные опирались сразу на два посоха – на манер скандинавских ходоков) но и поперечными бороздками на лбу, как у видавших виды пилигримов.
Ведь на этом тернистом пути мудрые мысли приходили им в голову сами собой:
- Как думаешь, почему борщевик называется «борщевиком»?
- Не знаю. Почему?
- Ну борщ же красный. А если обжечься борщевиком – кожа тоже покраснеет…
- Аааа…
«Смотрите, душица!» - вдруг воскликнул кто-то. И все девочки начали охотиться за пахучими фиолетовыми цветками, из которых делают «итальянскую» приправу, более известную российским хозяюшкам под латинским названием «орегано».
Так что очень скоро в руках у псково-печерских паломников появились трофеи в виде диковинных растений Изборско-Мальской долины.
Поэтому как истинные пилигримы, они возвратились из этого путешествия по святым местам с вещественными доказательствами, главным из которых стал пышный букет из мальского разнотравья, собранный детьми для архимандрита Марка.
Ещё немного экзотики нашей торжественной процессии, осеняемой букетами полевых цветов, добавил учащийся Псковского областного колледжа искусств Андрей Фёдоров, когда вдруг запел под Вертинского:
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван…
Причём, про бананы – это Андрей почти угадал, потому что на финише наш караван ожидало угощение в восточном стиле.
Всё чудесатее и чудесатее
Свой путь наши паломники начали с Жеравьей горы, на которой стоит Изборская крепость, сперва поклонившись мощам Святителя Николая в древнем храме Николая Чудотворца.
Как и все туристы, заходили они в Изборскую крепость через захаб – хитроумное фортификационное сооружение в виде узкого коридора, который должен был служить ловушкой для иноземных захватчиков, если бы они прорвались за каменные стены через деревянные ворота.
Объясняя детям, что такое «захаб», экскурсовод напомнила им слово «захапать» – дескать, вот и древние защитники Изборской крепости намеревались с помощью захаба «захапать» врага, а потом расстрелять из луков или залить кипящей смолой.
А на самом деле слово «захаб» происходит от старинного русского слова «охабень», которое означало «рукав». Ведь по виду захаб напоминает именно рукав.
Судя по названиям, которые сохранила Изборская крепость, у наших предков вообще было неплохо с образным мышлением. Это ж надо, как они нежно поименовали свои боевые башни: Луковка, Рябиновка…
Из крепости наши паломники выбрались по тайному ходу – из отверстия в стене, которое в древности было для маскировки заложено камнями в один слой на случай, если придётся отправлять гонца за подмогой.
И по дороге к Словенским ключам слушали историю часовни Корсунской иконы Божией Матери, которая была построена возле Изборской крепости в 1929 году на месте братской могилы воинов-изборян, участников русско-польской войны.
В Великую Отечественную в этой часовне прятались от немецких бомбёжек дети. И однажды неведомая сила вышвырнула их прочь за несколько секунд до того, как в часовню угодил снаряд, о чём современные изборяне знают из рассказов непосредственных участников тех событий.
Труворов GPS
Возле Труворова креста наши паломники задержались чуть дольше, силясь разгадать загадку высеченных на камне «вавилонов».
В итоге они порешили, что это зашифрованный предками «план эвакуации» из Изборской крепости в Мальской монастырь, и договорились строго придерживаться заданной схемы.
Вот почему их дальнейший путь стал так замысловат и извилист. Двигаясь из точки А в точку Б, пилигримы из «Феникса» не раз и не два сворачивали с тропинки, чтобы не пропустить то развалины каменной мельницы, то спрятанный в густой траве межевой камень с выбитым на нём крестом, то притаившийся в зарослях осоки аленький цветочек.
И всё это время рядом с нашими путешественниками журчала вода.
Начав свой путь с омовения в знаменитых Словенских ключах, они продолжили водные процедуры в многочисленных чудодейственных источниках, которыми так славится Изборско-Мальская долина.
Например, завернули в укромное местечко, где бьёт ключ под названием «Кипун», потому что вода в нём как будто, и правда, закипает, хотя наощупь такая же холодная, как и в Городищенском озере.
А также подивились на подземный источник, который вытекает прямо из-под алтаря храма Рождества Христова в Малах и, по преданию, излечил Преподобного Онуфрия Мальского от укуса змеи.
И, наконец, вгляделись в глазной источник. По-настоящему вгляделись, потому что полагается опустить в него лицо с открытыми глазами и как следует поморгать под водой, чтобы все проблемы со зрением – как рукой.
А был ли мальчик?
А вы думали, почему Изборск называется Изборском. Всё из-за родников. Не зря же в сербском языке сохранилось слово «извор», которое до сих пор означает «родник».
Ведь и старинным русским словом «вар» когда-то называли не только «кипяток», но и «родник». Лишнее тому доказательство – изборский «Кипун», всамделишное природное «варево».
Так что легенда про сынишку Словена Избора, в честь которого якобы назван Изборск, конечно, красивая, но неубедительная.
То ли дело мальские «изворы», коим несть числа.
Во время паломничества к святыням Изборско-Мальской долины наши пилигримы вообще много задумывались о значении слов. Даже когда на кладбище в Малах читали надгробия и в написанных на латинице фамилиях узнавали знакомые сетоские слова.
Пусть всегда будет Солнце
Вот так они и брели, вникая в смыслы:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы...
И в какой-то момент хмурый псковский август, строго по тексту этого стихотворения, вдруг смилостивился над нашими пилигримами и озарил их солнечным светом.
Путники сочли это знамением Божием. Тем более, что сам пророк Исайя сравнивал Господа нашего Иисуса Христа с солнцем, напомнил своим подопечным архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Марк.
А ведь и правда, Христос подобен солнцу, задумались наши путешественники. Ну неспроста же англичане называют воскресенье «солнечным днём»!
«И при этом Sunday у них первый день недели, а не как у нас – последний, - добавил отец Марк. – Это потому, что у нас советская власть нарочно поставила всё с ног на голову и задвинула самый важный день недели в её конец!»
Размышляя таким образом о Божественном свете, паломники из «Феникса» добрались до стен Мальского монастыря, основанного пустынножителем Онуфрием, и завершили свой путь у могилы Болящего Матфея Мальского – удивительного здешнего праведника.
Из-за перенесённой в молодости тяжёлой болезни он на всю жизнь остался неповижным калекой, но оказался настолько мудрым и прекраснодушным человеком, что смог принести людям немало добра.
История его жизни придала нашим пилигримам новых сил, поэтому последнее восхождение на горку они совершили почти бегом. Тем более, что там их ожидала награда в виде нескольких сочных арбузов, каждый из которых сиял, как сингапурское солнце.