Найти тему
Взгляд

Легко ли быть учителем...

Использовано изображение  из открытых источников
Использовано изображение из открытых источников

На днях прочитала на Дзен статью, буквально крик души, о том как не престижно и сложно быть учителем в нашей стране. Призадумалась. Отпуск почти закончился, нервы уравновешены, можно поразмыслить на свежую голову.

С одними положениями можно согласиться, с другими можно поспорить. Вся ответственность, которая ложится на плечи учителя несоизмерима с той ценой, которую имеет учительский труд. Тут ответственность за жизнь и здоровье, за воспитание и образование, за психологический климат в семье и прочее.

Зарплата разная, в зависимости от региона от мизерной до вполне приличной, чаще оплата труда смешная.

Проработав в школе почти 10 лет, отметила основные проблемы современных российских педагогов. Поставлены учителя на грань выживания? Так ли плохо все, как мы кричим и причитаем при любом удобном случае? И да и нет. Коллеги возможно будут осыпать меня проклятьями, но я рискну высказать ту правду, которая известна мне. Не буду говорить за каждого учителя и каждое учебное заведение, у каждого свои проблемы и свои претензии к требованиям сверху.

Труд учителя очень непрост. Тут все слито воедино, о чем было написано огромное количество строк. Если говорить честно, то ничего удивительного в такой загруженности нет. Работа с людьми, тем белее с детьми, всегда специфична и сопряжена с ответственностью. Подписываюсь по всем, о чем пишут учителя: работа более чем на одну ставку, подготовка в урокам и экзаменам, составление учебных планов, мониторинг успеваемости, поиски оптимальных решений учебных задач, заполнение электронных журналов, классное руководство и прочее. Многие из этих действий действительно нужны для учебного процесса.

В чем же проблема, если на первый взгляд основные задачи правильные? Распишу буквально по пунктам.

1. У учителей есть только обязанности. Все мои ученики знают, что право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека. В школе это не работает. Право детей и родителей безграничны. У педагогического состава отсутствуют права, и это самая главная проблема. Все знают, что учитель обязан дать знания и шанс ученику, но не имеет права "давить" на детей. Чаще всего в школе качают права не адекватное большинство, а отдельные индивидуумы, чьи дети осложняют жизнь и одноклассникам и учителям. Вы должны - лозунг современной школы. Не припомню, что бы я брала в долг у министерства образования.

2. Нам постоянно твердят, что у нас ненормированный рабочий день. С чего это? В законе прописано 36 часов. Многие молча соглашаются из-за сложных условий, в которые попала администрация, не обеспечив коллектив нормальными условиями работы. Вот, например, у учителя 25 аудиторных часов, а согласно расписания человек находится на рабочем месте 42 часа. Этот фокус всем известен: 25 часов плюс 17 окошек. Это уже 6 часов сверх нормы, а государство оплатит только 25. Оговорюсь: есть такие учителя, у которых не бывает окошек. Почему? Те, кто работает в школе, знают. Наша проблема в том, что мы не пытаемся коллективно бороться за свои права, а молча соглашаемся с бредовыми требованиями.

В нашей школе техники на всех не хватает, поэтому много времени проходит в пустую. И при этом администрация на каждом совещании будет говорить, что мы не работаем. Зато можно легко можно в субботу получить какую-то задачу, которую надо сделать к утру понедельника, чтобы не рухнул мир. О том, чтобы переработку оплатили, даже не мечтайте.

Несколько лет назад в наше учебное заведение пришли работать учителя из Москвы и Воронежа. Они были очень удивлены, что у нас учителя ходят в школу на каникулах, отмечая время своего присутствия в специальном табеле у директора. Ходят не все, только те, у кого окна. Это особенно смешно выглядит, когда у учителя нет классного руководства, кабинета и компьютера для работы. Для чего охранят учительскую на каникулах? Не дорабатываем.

3. Отчеты. Злободневная тема, набившая оскомину всем. Как человек имеющий не только педагогическое, но экономическое образование, скажу честно: без отчетов нельзя. Но всему нужны разумные пределы! Отчетность должна приносить пользу, показывать слабые места, помогать в выборе методов и средств. В нашем образовании бумага создается ради бумаги. Куча времени уходит на занятие, которое никому не нужно. Данные "высасываются из пальца"и показывают не то, что имеем, а то, что хотят увидеть наверху. Дайте нам свободу выбора и действий, может мы еще сможет удивить начальство своими навыками работы с детьми.

4. Программы. Учитель должен работать по программе. Этот тезис даже не буду подвергать сомнению. Но почему он должен её писать? Ты приходишь в школу и директор на тебя спускает собак: "Чему вас в институтах учат? Вы должны уметь писать программы!" Да нет у меня в дипломе такого предмета. Когда мы на своем факультете задавали этот вопрос нашему декану, тот говорил, что этим должен заниматься специально обученный методист, а задача учителя состоит в составлении КТП. В итоге, работа с программой по большей части сводится к перепечатыванию основных тезисов примерной ООП. Для чего учителю тратить время (на это уходит не один день ,как правило, в тихой домашней обстановке) для написания программы, когда издательства в составе УМК уже предлагают нам программу? Многих она устраивает. Современные программы служат не столько для обучения детей, сколько для возможности наказать учебное заведение. Это лишняя закорючка, к которой можно прицепиться и наказать администрацию школы.

5. Рейтинги. Что за бред? Для чего они? Школы, поставленные в разные условия, не должны участвовать в этих глупых забегах. Может посоревнуемся в комфортности среды, которой учатся дети и работают педагоги? В учебных заведениях больших городов педагогический состав более качественный, если можно так выразиться. В сельских школах специалистов не хватает. Дети, приезжающие из глубинки, часто рассказывают, что учителей просто нет. В конце концов, наша задача не побеждать в рейтингах всеми силами и средствами, а отдавать силы на обучение и воспитание детей.

Тема это большая и сложная. Этими пунктами проблема не ограничивается. Продолжение следует..

Выражаю искреннюю благодарность тем, кто дочитал.