Найти в Дзене
Фармпатология

Лечение постковидного синдрома

Московское научное общество терапевтов подготовило новую версию рекомендаций по амбулаторной «терапии COVID-19 (в острой фазе и при постковидном синдроме)».

Редактор версии профессор Павел Воробьёв оценил работу как «целостный согласованный взгляд специалистов на ситуацию. <…> как минимум — огромная отправная точка <…> Все случаи неэффективности связаны с внешними причинами и оцениваются нами как несущественные». Объём рекомендаций, действительно, огромный в том числе из-за отказа от списка литературы, ссылки на публикации следуют в конце предложения, утяжеляя текст.

Предлагается несколько определений постковидного синдрома: 1) клиническое состояние, возникающее спустя несколько недель после эпизода острой инфекции COVID-19, закончившейся клиническим выздоровлением; 2) признаки и симптомы, которые развиваются во время или после инфекции, соответствующей COVID-19, продолжаются более 12 недель и не объясняются альтернативным диагнозом; 3) если симптомы заболевания сохраняются более 3 месяцев. О невозможности выбрать главное из второстепеннного предупреждала аннотация: «Текст прошел первый многомесячный этап обсуждения с соавторами, внесено более 100 дополнений и изменений».

Приводится собственная клиническая классификация: постковидный тромбоваскулит нервной системы, ипохондрический вариант, постковидный васкулит микро- и макрососудов в бассейне (!) кожи и ее придатков, вторичные функционально-морфологические изменения тканей и систем, отдельные синдромы аутоиммунных реакций. В главе «8. Клинические особенности постковидного синдрома» упомянуты все когда-то описанные признаки, в следующей главе «8.1 Образ болезни» с красочными фотографиями запутывают многостраничным перечислением авторских наблюдений.

Что касается лечения, то при сумбурности изложения и велеречивости авторов, оно зиждется на «стереотипных подходах», потому что «клинико-лабораторные проявления у конкретного больного зависят от огромного числа факторов, которые в настоящее время невозможно учесть» и заключается в использовании не менее месяца оральных антикоагулянтов. При неэффективности 2-3 недель антикоагулянтов предлагаются орально преднизолон 30мг/сут или метилпреднизолон 24мг/сут на 2-3 недели «до достижения позитивного эффекта». Упоминается замороженная плазма, но с большими оговорками, и «отличный результат» плазмафереза.

В главе «Негативные технологии» упомянута бесполезность применения цинка и магния, разных витаминов, физической активности, бань и саун, метиленового синего, УФО и инсоляции. Рекомендуется и подробнейшим образом расписано питания и… физические упражнения. Оригинальная для такого рода документа глава «11.4 Искусственный интеллект в диагностике и системы поддержки принятия врачебных решений» продвигается частное «Медицинское бюро Павла Воробьева». Большое и такое же сумбурное внимание уделено отдельным состояниям при всех формах COVID-19.

Рекомендации не столь эмоциональны, как выступления профессора Воробьёва, но также следуют принципу «расскажу всё, что знаю».

Данная статья является ознакомительной. Для лечения и применения препаратов из статьи следует обратиться к специалисту.

Не занимайтесь самолечением!