Найти тему

Пикантная картина 18 века. Что осталось "за кадром"

После очередного парижского Салона к автору высоко оцененной критиками картины "Святая Женевьева" обратился некий аристократ, желавший разместить необычный заказ. "Я желал бы чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ а меня поместили бы таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания; и чем более вы захотите внести веселости в это произведение тем будет лучше". Именитый художник Дуайен специализировался в основном на исторических или религиозных сюжетах, поэтому за такую "пошлость" браться не захотел. Только шутки ради порекомендовал для полноты картины, чтобы с мадам слетела туфля, которую подхватили амуры, а обратиться посоветовал к молодому коллеге Фрагонару. А тот охотно согласился и блестяще воплотил неоднозначную идею. Картина стала одним из символов своего времени.

Игривых намеков на полотне "Счастливые возможности качелей" много. И это не считая того, что во времена написания "качелей" дамы под платьем и нижними юбками не носили никакого иного белья, поэтому счастливец мог увидеть многое. На голове мадам "шапо бержер" (шляпа пастушки) - один из символов сельской идиллии и скромности. Отношение к религии в 18 веке было двойственным, поэтому шутки на эту тему не были редкостью, но все же художник не стал делать соперника епископом. Упавший башмачок летит в сторону статуи. Некоторые исследователи считают, что это Гарпократ - древнегреческий бог молчания и секретов. По другой версии, это известная статуя грозящего Амура, созданная скульптором Э. Фальконе, автором "Медного всадника" в Петербурге. Такой Амур "поселился" в Эрмитаже. Имя весельчака-заказчика достоверно не известно. Чаще всего называют барона де Сен-Жюльена. Позже картина не раз меняла владельцев, и сейчас находится в Лондоне.

"Грозящий Амур" в Эрмитаже
"Грозящий Амур" в Эрмитаже