Второй рассказ из обещанной вчера "серии недели" о нестандартных оружейных идеях будет гораздо меньшего масштаба. Судьба Ральфа Экхарта Дикманна во многом схожа с историей другого немца, Людвига Зеекампа, о котором я недавно писал: эмиграция в Канаду из послевоенной Германии, а уже оттуда - в США, работа оружейником "на вторых ролях" (кстати, некоторое время - тоже на "Моссберге"!)... Но Дикманну повезло гораздо меньше, чем Зеекампу - ибо в истории он так и остался по сути автором одного-единственного "странного" пистолета, в жизни оставшись одним из многих оружейников, работающих то на одну, то на другую фирму.
В отличие от Зеекампа, успевшего пройти Вторую мировую, "болевшего" винтовками и только в 70-летнем возрасте перешедшего к конструированию пистолетов, Дикманн, покинувший родину еще десятилетним ребенком, был именно что любителем "короткоствола", познакомившись с таким оружием уже в Канаде (первый собственноручно отремонтированный пистолет, по его рассказам, он вовсе нашел на улице, хе-хе). Это увлечение, уже после переезда в США, в итоге привело к регистрации нескольких патентов, где и была описана конструкция будущего пистолета - того самого, о котором сегодня пойдет речь. Увы, нельзя даже сказать сейчас, сколько этих пистолетов было выпущено, что вдвойне удивительно: ведь P66 в свое время умудрился стать "пистолетом с обложки" журнала Guns от октября 1976 года!
Чисто внешне, особенно, если смотреть слева, пистолет Дикманна выглядел вполне обычной вариацией на тему хоть того же Colt Woodsman, созданного Джоном Браунингом еще в начале ХХ века, или Hi-Standard.
Однако уже здесь кнопка сброса магазина, размещенная посередине рукояти, заставляет задуматься. С правой стороны еще больше приходится "почесать шарики в голове" при виде окна выброса, расположенного чуть ли не за рукоятью:
Ладно, не буду ходить вокруг да около: все прекрасно объясняет основной патент, полученный Дикманном.
При проектировании прямого пистолетного магазина под патрон .22LR, не просто имеющий закраину, а еще и с приличным соотношением ее выступания над гильзой к длине патрона, заставить конструкцию безотказно работать не так просто (хотя и возможно: удачных малокалиберных пистолетов сделано за последнее столетие немало). Дикманн же пошел другим путем - он умудрился вписать в стандартные очертания пистолета более логичный для .22LR секторный магазин, который все так же вставлялся в рукоять пистолета - просто не снизу, а спереди.
То, что магазин таким образом уходил в самую заднюю часть рукояти сверху, позволило сделать ствол длиннее, чем этого можно было ожидать при таких внешних габаритах пистолета - размещенный внутри рамки затвор, выступавший для хвата только сзади, "обхватывал" заднюю часть ствола и размещенную вокруг нее возвратную пружину. У сохранившегося полнофункционального прототипа пистолета Дикманна длина ствола не много ни мало - 235 мм при вполне вменяемой габаритной длине.
Раннюю конструкцию ударно-спускового механизма раскрывает второй патент Дикманна:
Здесь в патенте тоже не обошлось без "нестандарта". Зацеп выбрасывателя у пистолета служил одновременно и ударником (благо с патроном кольцевого воспламенения это вполне возможно). Соответственно, он имел две степени свободы и две пружины - одна , как и у обычного выбрасывателя, заставляла его провернуться вокруг оси, а вот вторая уже обеспечивала возврат выбрасывателя при его продольном смещении после удара курком. Боевая пружина разместилась непосредственно в теле курка, который вместе с ней легко извлекался, будучи установленным в поворотной обойме (деталь 19 на взрыв-схеме) - по задумке изобретателя, это позволяло полностью "обезопасить" пистолет при хранении, быстро сняв с него курок с боевой пружиной. Причем можно встретить утверждения, что "комбинированный" зацеп выбрасывателя-ударник был воплощен и в металле, однако на взрыв-схеме, опубликованной в American Handgunner в октябре 1978 года, как видите, зацеп выбрасывателя и ударник уже классической конструкции: очевидно, интересная "на бумаге" идея на практике оказалась скорее источником проблем.
Кстати, а почему вообще в журналах о пистолете писали в 1976-1978 годах, хотя и патенты, и сами цифры в названии неиллюзорно намекают на 1966 год? Дело в том, что и в 1978 году существовало всего несколько пистолетов, так и не вышедших из "предсерийного" состояния ("короткий" вариант с обложки, кстати. так до сих пор и остается в личном владении конструктора) - в крупную же серию сложный и непривычный по конструкции пистолет так и не вышел.
Что, впрочем, не помешало Дикманну работать и дальше - его патенты, например, в свое время покупал и Ruger для своих ружей, так и не ставших "профильными" для этой компании, и McMillan (обратите внимание на дату патента - в своем возрасте Дикманн все еще продолжает конструировать оружие).
А еще любит виниловые пластинки: один из "свежайших" патентов Дикманна получен как раз на механизм тонарма (предыдущий тонарм он сконструировал в 1980-е).