Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале.
Пауло Коэльо
В основе любого страха лежит инстинкт самосохранения, который является необходимым условием для нашего выживания и развития. А вот фобии, появляющиеся на фоне страха, опасны и очень часто реально мешают нам жить.
У страхов могут быть генетические, культурологические, семейные и личные корни.
На генетическом уровне закрепляется поведение, которое способствует выживанию. Ну, если саблезубая киса вызывает у тебя неподдельный восторг и желание ее потискать, то, скорей всего, ты не оставишь после себя такое же любопытное потомство, потому что тебя раньше съедят.
Такие страхи закрепляют определенные гены, которые "нашептывают" нам, как надо себя вести, чтобы выжить. Весьма вероятно, что среднестатистический человек, не испугается, например, скунса? Если ещё и плохо представляет себе, как выглядит это животное. А вот больших собак почему-то большинство опасается. Не потому ли, что образ волка, как опасного животного, четко зафиксирован в подсознании.
Также своими индивидуальными страхами богата культура любого народа. Если русскому или европейцу начнут угрожать, тряся перед ним самодельной куклой и втыкая в нее иглы, то в большинстве случаев ответная реакция будет от смеха, недоумения до агрессии в зависимости от пола, возраста, уровня образования и воспитания. А вот в определенных районах Африки это вызовет страх и, возможно, подчинение угрозе, так там знают про Вуду и искренне в нее верят.
Народы тысячелетиями создавали и закрепляли обычаи и традиции, которые, с одной стороны, формировали страхи, а с другой, позволяли с ними справляться. Например, для человека естественен страх смерти и в патриархальной христианской Руси были целые ритуалы, связанные со смертью, когда тело помещают в землю, а душа продолжает свое существование в другом месте, в Царствии небесном, и ритуалы, связанные с проживанием горя оставшимися родственниками.Так традиции, передаваемые из поколения в поколение, позволяли подготовиться к уходу. И страх не превращался в фобию, не мешал человеку жить обычной жизнью и принимать неизбежное. А что сегодня? Что же отвечают детям на вопрос о смерти их родители? Про небеса, в которые сами не верят! А ребенок чувствует фальшь и пугается. И тогда этот страх может трансформироваться, превратиться в фобию, в безотчетную тревожность, что начинает управлять человеком, не даёт осознать себя.
. Формируют страхи и глобальные исторические события, затронувшие большой временной промежуток и нарушившие традиционный уклад жизни. Таких примеров в истории нашей страны немало: например, раскулачивание привело к появлению страха денег и достатка у нескольких поколений
Что касается семейных и личных причин страхов, то они зависят от особенностей воспитания (страх наказания, одиночества, неизвестности), при этом очень четко прослеживается связь с родовыми (культурологическими) причинами,и собственного печального жизненного опыта или неконтролируемого потока информации.
Страхи есть у всех, и мы живём с ними. Кто-то привыкает к ним, а кто-то движется вперёд, преодолевая их. Но, даже привыкнув, вы будете в норме, пока мобилизуетесь и действуете. А вот если перестаёте контролировать себя, то страх перерастает в фобию. И, как правило, истоки фобий – в нашем детстве.
Поэтому никогда не отмахивайтесь от ребенка. Прислушивайтесь к нему. Говорите с ним. Не отмахивайтесь от детских страхов. Позвольте Вашему ребенку быть здоровым.
Что помогает мне справиться со страхом смерти? Эзотерика и современная наука. Мне очень нравится предположение о том, что мы – энергия. А она по законам термодинамики не исчезает, а трансформируется, переходит в другое состояние. И это меня успокаивает. А существование других параллельных Вселенных, в которых мы будем жить потом, безумно радует!!! Конечно, мне страшновато, но эту боязнь неизвестности я преодолеваю с мыслью о том, что однажды мы уже перешли из одного мира в другой, появившись из собственной Вселенной внутри мамы на планету Земля.
Ольга Тарасова