Этому авиамотору, созданному коллективом, руководимым в свое время легендарным Николаем Кузнецовым, выпала непростая судьба. На его основе сконструировано целое семейство авиамоторов, взлетная тяга которых в диапазоне 8 – 23 тонны.
Предполагалось устанавливать НК-93 на грузовые самолеты. Также он подходит гражданской магистральной авиации, где в салонах авиалайнеров предусмотрено повышенное количество мест для пассажиров.
Коллектив Кузнецова стремился к созданию не просто авиадвигателей, а настоящих шедевров. В качестве примера можно привести НК-12, разработанный специально для эксплуатации на «Ту-95».
Совмин СССР принял решение относительно НК-92 в 1989 году. Проведение государственных испытаний было запланировано на 1995 год. Несомненно, у двигателя не возникло бы проблем с их прохождением.
По состоянию на 1992 год удалось успешно завершить прохождение стендовых испытаний 8-ми единиц НК-92. Увы, в том году было принято решение о временной остановке проекта. НК-92 и его последующая версия НК-93 могли стать настоящим прорывов отечественной авиации.
Специалистам СНТК имени Кузнецова доводилось предпринимать многократные попытки завершения работ. Они были готовы вкладывать в это даже свои деньги. Лишь под конец 90-х годов удалось найти мизерные средства.
Из-за недальновидной государственной политики выделялись миллиардные ресурсы на финансирование сомнительного SSJ-100. При этом бюрократы не хотели выделить средства для Ил-76.
Именно эта летающая лаборатория требовалась, чтобы провести очередной этап испытаний НК-93.
Позже СНТК стал банкротом, вошел в другую структуру. Начались увольнения сотрудников. Новым руководством было принято решение заморозить все работы по НК-93. Причина якобы в том, что попросту отсутствуют самолеты под этот авиадвигатель.
Двигателю в тот момент оставалось прохождение финального этапа. После этого вполне удалось бы наладить серийное производство. Самарское и Казанское предприятия в настоящий момент могут ежегодно производить не менее 100 единиц НК-93.
И напоследок! Во второй половине «нулевых» состоялась встреча представителей известных французских компаний с Валерием Николаевым, в ту пору первым заместителем гендиректора СНТК.
Иностранцы, представлявшие Snecma и Airbus, не скрывали своего повышенного интереса к уникальному российскому авиадвигателю. Они изъявили готовность приобрести НК-93, в крайнем случае, купить проектную документацию. Делаем выводы!
Какая окажется судьба у НК-93? Делитесь своим мнением в комментариях.