Задумчивые и лукаво перемигивающиеся, водим казацкие очи за своим славным гетманом Петром. Повелел ладить легкокрылые челны — чайки к новому походу. Лихо подкручивая усы и губы — оселедцы, вспоминали запорожцы, как водил их Петро Сагайдачный, вояка лихой, лыцар славный, на святое дело в клятую Кафу. Вихрем налетели тогда на этот рынок работорговли, спасая христианские души от басурманской неволи, много тогда турецких галер спасли и город взяли.
А сейчас решили на раде поучить обнаглевших крымских татар. Катил свои воды седой Днепро, звенели под небом Хортицы колокола святой Покровы. Животворящим Крестом Господним осенял седой священник запорожское казачество, идущее из сердца Украины на дело правое. Говорил в своих проповедях батюшка Иван, что так свято почитаемую Матерь Божию Покрову в далекие времена видел наш человек, земляк. И на свой храмовый праздник 1\14 октября всегда поминали запорожцы святого Андрея. Икону Покровы, считая Ее своей Заступницей и Хранительницей, брали они в свое славное войско. Читавший жития святых отец Иоанн близок был к истине — святой блаженный Андрей по происхождению был восточным славянином, так почему же этот святой не мог быть нашим предком?
Стоял 910 год. Неспокойно билось сердце императора. Собирал Лев VI, прозванный Мудрым, государственные, военные советы: время было тревожное — поднимались восстания греческого народа, возмущенного притеснениями правителей. А уже на границах Византийской империи стояли полчища сарацинов, арабов, — готовых вторгнуться в ее пределы. Они подошли уже к стенам столицы. Во Влахернах (окраина Константинополя) в главном храме во имя святой Девы Марии шло богослужение. Храм был переполнен испуганным, просящим у Господа помощи и защиты народом. Стояли здесь на молитве святой блаженный Андрей и юный Епифаний. Андрей был рабом одного благочестивого жителя Константинополя по имени Феогност.
Молодой этот раб отличался красотой и добрым нравом. Христианин Феогност отдал его для обучения священным книгам. И Андрей, по откровению бывшему ему, принял самый высший вид христианского подвига. Первые святые юродивые появились в Египте в конце IV века. 3 августа (по новому стилю) Православный календарь отмечает память преподобных Симеона, Христа ради юродивого и Иоанна спостника его. Андрей читал жития этих иерусалимских монахов VI века, подвизавшихся в пустыне на берегах мертвого моря, молитвами совершавших великие чудеса.
Какой пламенной любовью к Господу горели такие святые. Ведь они добровольно принимали вид безумного человека при ясном рассудке, чтобы говорить правду, были прозорливыми, исцеляли. Перенося безвинно мучения, даже оскорбления были они совершенно лишены гордости, считали себя великими грешниками и, живя в обществе, были они не менее одинокими, чем в безлюдных пустынях.
На святой Руси это были: Василий Блаженный, Московский Иоанн, Максим Московский, Николай Качанов Новгородский, Андрей Тотемский, Прокопий Вяткский, Николай Псковский, Феодоров Новгородский, Ксения Петербургская, Матрона Московская. Это великий христианский подвиг. Их молитва была очень сильной. Своими молитвами святые юродивые нередко отводили беду, возвращали на путь истины и добра самых порочных и отверженных. Когда однажды Василий блаженный зазвал к себе в гости в шалаш под мостом Иоанна Грозного угостил его сырым мясом и кровью, то царь приказал отменить пытки и казни.
Но вернемся к блаженному Андрею. Продержав немного своего раба в оковах Феогност отпустил его на свободу. Блаженный Андрей жил в великих добровольных лишениях, терпя голод, холод, нигде не имея пристанища. В его житии упоминается друг Никифор и ученик Епифаний, ставшие затем священнослужителями. Никифор уже будучи иереем Святой Софии Константинопольской написал житие блаженного Андрея юродивого во Христе. Многое рассказал Никифору и Епифаний с именем Полиевкт. Епифаний стал затем патриархом Константинополя. За святую жизнь, высокую образованность и пламенное красноречие он назван был вторым Златоустом.
910 год. Во Влахернском храме, где хранились великие святыни — риза Богоматери, Ее омофор и часть пояса, шла всенощная. В четвертом часу, уже перед скорым рассветом Андрей поднял глаза вверх и затрепетал, потолка не было, было небо, облака. И святой увидел идущую по облакам Богородицу. Думая, что это искушение для него, Андрей спросил Епифания:
— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?
— Вижу и ужасаюсь! — ответил юноша.
Богородица явилась в славе — в сопровождении святых, окруженная ликами ангелов, пророками, апостолами, святыми. Взошла на амвон и со всем народом молилась со слезами о защите рода христианского. И жемчужины Ее слез дано было увидеть божьему человеку, юродивый во Христе тихо плакал.
И, как голубка крыльями закрывает своих птенцов от опасности, Пречистая Дева сняла свое покрывало-омофор и осеняла своим Покровом молящихся в храме, спасая их, давая Прибежище от невзгод и беды. И ему, Андрею, дана была благодать видеть это…
Первая икона Божией Матери Покрова поставлена была затем во Влахернах.
О своем видении Матери Божией святой Андрей рассказал народу. Вскоре завоеватели отошли от городских стен.
И еще четверть века Андрей блаженный просил милостыню и отдавал ее другим нищим, еще долго спасал от душевной погибели и обличал нечестивцев. Скончался блаженный Андрей в 936 году 66 лет от роду, а Епифаний — Поливкт в 970 году.
Не греческая церковь, а Святая Русь утвердила этот праздник. В честь покрова Божией Матери писались иконы, строились храмы. Установил праздник Покрова Благоверный князь Андрей Боголюбский в 1164 году и построил храм Поркова на Нерли. В Новгороде в ХІІ веке уже был монастырь Покрова Богородицы, а в Москве Иоанн Грозный построил храм Покрова, известный под именем Василия Блаженного.
К тихой кроткой Святыне ее стремится сердце человеческое, к теплой Заступнице мира холодного. Мы преклоняемся перед величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего, давшего Новый Завет, сущность которого — Любовь.
Любите друг друга.
Придите ко мне все труждающие и обремененные и Я успокою вас. Кроток Я сердцем.
Пресвятая, Пречистая, дай нам приют под честным омофором — Покровом Твоим. Холодеют души наши в жестоком море житейском. Пресвятая Богородице, спаси нас! Да святится имя Твое!
Дина Дегтярева.
Архив газеты "Русь Триединая"