Приветствую!
Сегодня хочу рассказать про способ, который помог разобраться мне с бюджетом и получить перед глазами ясную картину: на что же я трачу деньги. В конце поделюсь табличкой, которая работает именно у меня. Я пробовала различные приложения, банковскую статистику (не всегда работает, если вы пользуетесь наличными), чужие таблички. У меня заработала только моя - я не претендую на ее оригинальность, но с ней получила все то, что мне нужно было получить от ведения бюджета.
Шаг 1. Определяем основные категории ваших постоянных расходов
Это та самая основа, которая будет ориентиром в дальнейшем. Постоянные расходы - это те расходы, которые были, есть и будут у вас каждый месяц. Часть вы вспомните сразу, часть дополните по ходу работы с таблицей.
Примеры категорий:
- Семья, дети
- Квартира
- Продукты
- Кафе и рестораны
- Машины (бензин, штрафы, парковки, ТО и др)
- Одежда
- Косметика
- Бытовое (что-то для дома, бытовая химия и др)
- Онлайн платежи (очень важная категория, чтобы отследить все автоматические списывания с вашей карты, расходы на телефон, интернет и другое)
- Сбережения
- Путешествия
Ваши категории могут быть совершенно другими. Но я всегда рекомендую разделять еду дома и еду вне дома, также, если вы любитель кофе или шоколадок из автомата или других мелких частых расходов - делайте отдельную категорию).
Если вести бюджет в электронной таблице, я советую выбрать цвет для каждой категории - для наглядности.
Шаг 2. Фиксируем ВСЕ свои траты
Без этого шага никуда. Общая картина сложится именно благодаря этому пункту.
Если у вас есть возможность записать все-все свои траты за прошедшие два месяца, например, и внести их в табличку (в две разных, соответственно) - это прекрасно. СМС от вашего банка вам в этом с удовольствием помогут, если вы не используете наличные.
Если вам лень вспоминать все расходы с прошлого месяца, начните вести таблицу после получения зарплаты, записывая все-все расходы, даже если это 10-15 рублей.
Расходы сначала мы записываем просто в столбик. Дата - Сумма - Куда пошли деньги.
На этом этапе вы можете сразу выделять цветом те траты, которые попадают под ваши категории, и сразу копировать только сумму в табличку с рис.1.
Те, которые пока никуда не попадают - оставляем без цвета, к ним вернёмся в конце.
Шаг 3. Считаем общую сумму в каждой категории
После того, как вы внесёте все свои расходы в общую табличку и перенесете каждый из них в нужную категорию, вам останется лишь применить формулу Автосумма в программе, или посчитать ее вручную, если вы из любителей расписывать все на бумаге.
Если проделать подобное упражнение с расходами на несколько месяцев, вы заметите собственные закономерности, например, что какая-либо из категорий появляется раз в несколько месяцев, в другой сумма оказалась сильно выше, чем вы думали, третья напрашивается на то, чтобы ее убрать вообще (читай, перестать перекусывать шоколадками на работе).
Вы также скорее всего обнаружите, что частенько будут появляться незапланированные расходы. Одно время я называла их «деньги, которые у меня будут свободными в следующем месяце»), но оказалось, что это все те же незапланированные расходы, и лучше о них так и думать.
Список желаний/крупных покупок
В табличке, которая будет ждать вас в конце статьи, также есть лист «Список желаний». Я также рекомендую его заполнить максимально подробно, включая как крупные покупки-желания, так и не самые значительные, но которые вы откладываете.
Я сделала два столбца цены, потому что всегда рекомендую округлять закладываемую сумму. Отложив/накопив на что-то, чего вы долгое время хотели, всегда приятное видеть «лишние деньги», которые не жалко положить, например, на сберегательный счёт, даже если сумма совсем небольшая.
Не могу объяснить, как это работает, но округления сумм работают всегда, при любом планировании, и даже при округлении уже совершенных покупок. Просто попробуйте!
Из этого списка я рекомендую «вытаскивать» что-то каждый месяц (поэтому пишите даже маленькие желания), и вдохновляться, чтобы откладывать на что-то большое и желанное.
Собственно, табличка расходов лежит вот тут.
Этой табличкой можно пользоваться как постоянно, контролируя все до копейки, так и периодически, проводя аудит нескольких месяцев. Ее также можно еще больше упростить, вписывая только суммы сразу в категории, или вписывать отдельные траты.
Вариантов множество. Я поделилась с вами тем, что работает лично у меня.
Возможно, вы это уже знали, возможно, пользуетесь своим способом, может быть, вам хватает анализа расходов в вашем банковском приложении.
Надеюсь, что статья была вам полезной! Если вы решите попробовать мою табличку, обязательно пишите в комментарии, удобно ли вам.
Поделитесь также, как вы ведёте бюджет, если ведёте, а если не ведёте - расскажите, почему.
Всегда рада вам, вашим лайкам и подпискам. Оставайтесь!