Я не зря выбрал подобный глагол. К сожалению, не все участники разговора с Президентом 9 августа воспользовались данной возможностью с максимальной пользой.
Если логически разделить прошедшее мероприятие, то оно состояло из четырех частей: речь Президента, трата времени на поддержание должного уровня истерии западных СМИ, «а расскажите нам сказку», и лишь треть была о конструктивных беседах.
Вступительная речь Президента получилась эмоционально сдержанной, ее отлично дополнил министр экономики Александр Червяков. Из его доклада понятен главный тезис: несмотря на попытки Запада препятствовать нашему внешнеторговому росту и экономическому развитию, по многим направлениям зафиксирован рост. И не то, что нивелируется курсом рубля к иностранным валютам и инфляции, а превышающий. Кому мы нужны на Западе? Более корректно и проще будет ответить на вопрос «А кому мы там не нужны?». Развивающаяся экономика, которая производит конкурентоспособную продукцию по умеренной цене. Почему не по выгодной? Пока еще низкая эффективность большей части производств фиксируется аналитиками Национальной академии наук Беларуси. Но вот если мы увеличим эффективность, выйдя на темпы развития, которые позволят направить профицит бюджета на сокращение издержек… Мечтать страшно, но само по себе это тоже не случится. Обратно к встрече.
2:0 в пользу Президента
В первой трети встречи от представителей иностранных СМИ можно было услышать классику лжи и провокационных вопросов наравне с умными и грамотными представителями дружественных нам народов. К любителям поглодать косточку я бы отнес такие издания, как CNN, BBC, SkyNews – у них не было задачи поговорить с Александром Лукашенко о текущей ситуации в Беларуси, их интересовали вопросы годичной давности: репрессии, жестокость, диктатура, Окрестино, крики людей. Зачем им это? Чтобы из речи Президента надергать для своих изданий фраз, которые в условиях ангажированности самих представителей вышеупомянутых СМИ и с учетом возможности искажения мысли при переводе можно подать как подтверждение своих позиций, но не как непредвзятый ответ на их вопрос.
Причем повторение старых историй вызвало настолько сильный резонанс в аудитории, что государственные журналисты, которые были свидетелями протестных событий прошлого года и кому пытались постоянно причинить физический вред, праведно возмутились происходящим. Ложь, ложь и ложью погоняет. С одной стороны, я удивлен, что представителей этих иностранных СМИ вообще пригласили. С другой же, «голодный волк сильнее сытой собаки».
Далее следовали вопросы уже провластной направленности. В частности, были раскрыты такие темы, как контрсанкционные действия. Хотя Президент Лукашенко еще в разговоре с одной из журналисток западного издания дал четко понять, что санкциями они там все могут подавиться. Будем ли мы реагировать? Конечно. Критичны ли они для нас? Определенно нет. Не будем забывать, что 90% эффекта санкций – это формирование негативного образа Лукашенко в глазах западного истеблишмента. А все неудачи государства или же эти сами санкции записывают на его счет, хотя в такой же ситуации с протестной деятельностью по очереди оказывается каждый из руководителей стран ЕС. И ничего: ни тебе обвинений в репрессиях, ни санкций, ни запретов на перелеты авиакомпаний, которые вообще не имели ни к чему отношения, как наша Belavia в случае с самолетом RyanAir. Но и тут белорусский лидер дал четкую и понятную раскладку: «Руки на стол, приезжайте и проверяйте». Если резюмировать первые две трети мероприятия, то Лукашенко – два, иностранные журналисты – ноль. Всухую.
О формате
Сам по себе формат мероприятия был довольно свободным, не протокольным, разрешалось использовать мобильные устройства. К сожалению, имели место разговоры на отдаленные, узкие темы, которые к Беларуси вообще не имеют никакого отношения, как, например, об убийстве белоруса Шишова в Киеве. Думаю, не каждый из вас даже знает, кто это и что произошло. Но почему-то украинскому представителю захотелось обсудить чисто внутренний украинский вопрос со всеми остальными, явно отнимая полезное время.
Естественно, был поднят вопрос признания Крыма, на который Александр Лукашенко прямо ответил, что Крым будет признан тогда, когда последний российский олигарх начнет работать с полуостровом. Однако глава МИД РФ Сергей Лавров дал к этому ремарку, что формируемое Союзное государство подразумевает союз с Российской Федерацией, в чьем составе Крым официально присутствует. Да и на мой взгляд, позиция по непризнанию Крыма в текущей обстановке выглядит неубедительно, так как признание и экономическое сотрудничество – это разные вещи, если мы говорим про санкции. А показать свою четкую и сильную позицию по поддержке действий в итоге референдума будет хорошей подоплекой к предстоящему в начале 2021 года голосованию по внесению правок в Конституцию Республики Беларусь, работу над которыми как раз завершает созданная комиссия. Ведь Александр Лукашенко именно с громких конституционных правок в 1995 году и начал свою карьеру молодого Президента, победив на выборах в 1994-м.
По этой теме хочу отметить прямолинейность Александра Шпаковского. Поддерживаю его в том, что пора бы уже убрать из Конституции такое понятие, как «нейтралитет», ведь фактически это недостижимо. Мы не находимся в нем, и в перспективе на ближайшие десятилетия это даже не представляется возможным. Сейчас это просто фантазия романтиков.
Вопрос российского журналиста Константина Придыбайло позволил нам увидеть удивленного Главу государства, который легко и без смущения ответил на злободневный вопрос о том, кто будет следующим Президентом. «Кого белорусский народ изберет, тот и будет Президентом, это действительно так», – прямая цитата Лукашенко. Кроме того, он дополнил, что будет проведена тщательнейшая проверка каждого кандидата, чтобы это были достойные и честные люди, которые не устроят темную его бывшим соратникам, для кого все граждане будут равны, независимо от политических убеждений.
Кроме того, вашему автору удалось задать вопрос по темам, что муссируются давно, но действий не было: возможно ли создать единую базу экстремистских материалов с Россией в рамках Союзного государства и что делать с картой поляка, которой выманивают из нашей страны молодых специалистов? На мой нескромный и субъективный взгляд, эти вопросы были одними из самых сложных, так как они не шаблонные (в лоб и с места в карьер). Тема по карте поляка оказалась неоднозначной, потому что среди ее получателей есть много тех, кто не имеет никакой политической ангажированности и использует ее для упрощения визового вопроса в деловых и семейных ситуациях. Но Президент пообещал, что будет проводиться работа с населением. Хотя лично я бы всех желающих жить с картой поляка обязал перейти на паспорта серии PP и быть в Беларуси на равных с иностранцами.
По вопросу единой базы экстремистских ресурсов Александр Лукашенко в пример привел единую базу по невыездным. Соответственно, было дано поручение проработки подобного вопроса о взаимном признании запрещенных и экстремистских материалов, сайтов и символики в рамках Союзного государства.
Вместо вывода
В диалоге с властью – залог развития государства. Сотрудники госаппарата – те же люди, что окружают нас каждый день. Они имеют как склонность к педантичности и скрупулезному подходу, так и к невнимательности. Если не проводить постоянные сессии подобного общения на всех уровнях, то будет происходить разрыв между формируемыми предложениями и запросами граждан, бизнеса и всех социальных подгрупп. Чем больше людей придет к осознанию, что в государстве можно критиковать, тем лучше. Но не стоит забывать: критикуешь – предлагай. А если и хочется кого-то обвинить, то лучше задать вопрос «Почему так?», нежели воспринимать чиновников как априори виноватых в ваших бедах.
P.S. А вот представителям иностранных СМИ я бы предлагал заранее подавать списки вопросов, чтобы отсекать бессмысленное и придерживаться регламента обсуждения лишь по озвученным ими же вопросам.
Илья Бегун
Автор фото: president.gov.by