Найти в Дзене
Про звук и озвучку

Мировая история подкастов

Оглавление

Начало ХХ века можно назвать эпохой радио, несколько десятилетий после Второй Мировой — эрой телевидения. Что же касается нас, современников третьего тысячелетия, то мы – явные баловни и узники времени Интернета.

Вначале была идея

В начале ХХІ века понятия «подкастинг» не существовало, но уже созрел потребительский запрос, которому способствовали новые технические возможности: Интернет, аудиоформат МР3 и революционное устройство IPod от компании Apple. Ведущие разработчики стандартов Интернета давно продумывали механизмы объединения интернета и телевидения, интернета и радио. Идея автоматизированного распространения СМИ буквально витала в воздухе.

В октябре 2000 года американский писатель и предприниматель Тристан Луис, активный участник ряда инициатив Консорциума Всемирной Паутины, предложил идею присоединения медиафайлов к так называемому RSS-каналу. Задумка была реализована Дэйвом Вайнером, разработчиком программного обеспечения из Нью-Йорка. Вайнер создал для своего знакомого Кристофера Лайдона фид с аудио, что позволило легко транслировать контент в интернет, набирая при этом подписчиков. Лайдон был журналистом и ведущим на радио, также работал в своей студии. Он выкладывал MP3-файлы разговоров с блогерами, учёными, политиками и т.д.

Но истинным пионером подкастинга официально считается другой приятель ВайнераАдам Карри. Бывший виджей MTV воодушевил Дейва на продолжение работы. Дэйв Вайнер решил включить новые функции в RSS путем определения так называемого «вложения», которое будет передавать адрес файла аудио и видео агрегатору RSS. Вайнер продемонcтрировал функцию вложения RSS 11 января 2001 года, загрузив песню легендарной группы Grateful Dead в свой блог Scripting News. Используя эту разработку, Адам Карри завёл шоу Daily Source Code, и вот тут-то его подкаст и стал по-настоящему популярным.

В сентябре 2003 года Дэйв Вайнер и радиоведущий Кристофер Лайдон подготовили серию подкастов из 25 интервью, а в октябре того же года на конференции BloggerCon партнеры презентовали технологию подкастинга.

В 2004 году Адам Карри изобрел RSS-iPod-скрипт iPodder, с помощью которого новые выпуски программ при подключении к компьютеру передавались напрямую в плеер.

«Я просто написал глупую фразу», а получилось слово года — ПОДКАСТ»

Термин ПОДКАСТ появился в 2004 году с легкой руки журналиста The Guardian Бена Хаммерсли в его статье «Звуковая революция». «MP3-плееры — как iPod от Apple во многих карманах, ПО для производства звука, стоящее дёшево или бесплатное, и ведение блогов в Интернете; все эти ингредиенты для нового бума любительского радио уже в наличии. Но как это назвать? Аудиоблоггинг? Подкастинг? Партизанские медиа?»

Написанное в порыве журналистского вдохновения (сам журналист так и сказал об этом так: «я просто написал глупую фразу») было подхвачено другими СМИ, и слово «подкастинг» (от IPod и «Broadcast» — «широковещание») вошло в обиход. Шумиха вокруг нового термина набирала обороты. В 2005 году редакция словаря New Oxford American Dictionary назвала «подкаст» словом года, отметив, что это перспективная медийная тенденция, которая скоро будет закреплена во всех языках мира.

«Возьмите яблоко»: софт для подкастов

Придуманное Беном Хаммерсли слово совершенно справедливо связано с компанией Apple. Именно на IPod загружались первые подкасты, и именно с Apple тогда ассоциировался подкастинг как явление. Летом 2005 года компания Apple представила новую версию iTunes 4.9 с поддержкой подкастов, и открыла соответствующий раздел в iTunes Music Store.

В 2006 году Стив Джобс презентовал бесплатный аудиоредактор GarageBand и даже проинструктировал пользователей, как с помощью нее создать свой подкаст.

Первые лидеры и рекордсмены

После этих событий в США началось бурное развитие подкастинга. Предприимчивые американцы поняли, что теперь они могут зарабатывать на жизнь, создавая собственные СМИ и с помощью подкастов распространяя их в сети.

Одними из первых шоу, работающих в новом формате, стали:

  • Mommycast — подкаст, основанный двумя мамами из Вирджинии, обсуждающими темы здоровья и питания. Они отличились подписанием шестизначного контракта с брендом посуды Dixie
  • подкаст Адама Карри Quit your day job («Оставь свою дневную работу»)
  • Подкасты Овального кабинета. Джордж Буш был первым президентом, выступившим в 2005 году с обращением к народу через подкаст
  • This American Life. В октябре 2006 года популярное радиошоу выпустило бесплатный подкаст, который и сейчас занимает лидирующие места в чартах
  • Рики Жерве. Этот британский комик в 2007 году был включен в книгу рекордов Гиннеса как создатель самого скачиваемого подкаста (более 25 млн за выпуск)
  • Шоу Марка Марона. Серией интервью со знаменитостями из своей гаражной студии он продолжил тренд процветания комиков в подкаст-среде
  • Шоу Адама Кароллы. Еще один комик-стэндапер установил рекорд Гиннеса. Его подкаст набрал более 59 млн уникальных скачиваний в 2011 году.

Подкаст-бум после 2014 года

-2

В 2014 году произошло событие, полностью утвердившее место подкастов в массовой культуре.

Настоящий, взрывной медиа-бум произвело одно единственное шоу — подкаст Serial  от This American Life. В центре его была ведущая Сара Кениг. Она создала серию программ, в которых возобновила расследование дела о громком убийстве 1999 года Хэ Мин Ли, 18-летней студентки средней школы Вудлон в Балтиморе. Благодаря потрясающей динамике и вовлеченности аудитории в беседы Сары Кениг с ее интервьюерами, в том числе, с заключенным по этому делу, Serial захватил нацию как ураган.

После этого количество слушателей подкастов росло как снежный ком.

В шоу Марка Марона выступил еще один президент — Барак Обама, а Нью Йорк Таймс запустила революционный новостной подкаст-формат The Daily. Этому примеру последовали все крупнейшие СМИ.

Новая эра: огромные бюджеты и Spotify

К 2019 году количество слушателей подкастов достигло отметки 165 млн. и на арену в погоне за аудиторией и большими деньгами начали выходить новые игроки. Именно для это время один из аналитиков обозначил как «Эру большого подкастинга».

Шведская платформа Spotify всегда конкурировала с Apple Music за лидерство на рынке обмена музыкальным контентом. Теперь сервис хотел закрепиться и в качестве ведущей площадки для подкастов – были приобретены несколько крупнейших студий для их создания, а также ряд цифровых СМИ. Но настоящей сенсацией стало их соглашение об эксклюзивном партнерстве с Джо Роганом — независимым подкастером, чей канал на YouTube собрал 8,5 миллионов подписчиков, а каждый выпуск загружался более 190 млн раз в месяц. Spotify выложил 100 млн.долл. за эту сделку совершенно не напрасно. Шоу «Опыт Джо Рогана» стало самым популярным на платформе в 2020 году в категории подкастов. Сам же Джо Роган зарабатывает на своем шоу более 30 млн долларов в год! При этом его шоу бесплатное, а основную прибыль компании приносит реклама.

О будущем

Прогнозируется, что в 2021 году выручка от подкастов превысит 1 млрд.долл. Это неизбежно приведет к росту корпоративного интереса и появлению новых миллионных соглашений. При этом сам подкастинг — еще совсем молодое явление, проживающее, так сказать, подростковые годы.

Запись профессиональных подкастов в студии «Рексквер»вы занимаетесь исключительно творчеством, мы – технической частью!