В Библии как напоминание об особой ответственности тех, кто облечен талантом или властью, сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщется». С этой точки зрения главная вина за случившееся год тому назад, когда страна оказалась на краю пропасти, лежит на белорусской власти. Чтобы такого больше не случилось, важно допущенные ошибки осознать и принять меры к их исправлению.
Аппетиты разгораются во время еды
Увы, протестные настроения в один миг не исчезли, они всего лишь ушли вглубь, затаились в ожидании своего звездного часа. Более того, они продолжают системно воспроизводиться в рамках, увы, безраздельно господствующей в нашей стране западной научно-образовательной и идеологической парадигмы, провозглашающей смыслом бытия удовлетворение потребностей и деньги как средство для достижения порога пресыщения. Думается, если в рамках анонсированной образовательной реформы мы не заменим эту меркантильно-потребительскую идеологию на нечто более достойное, прославляющее не максимальную прибыль любой ценой, а созидательный труд, то через некоторое время о нашем социальном государстве останутся одни воспоминания. Не случайно в прошлогодней протестной толпе, пожалуй, больше всего было тех, чьи претензии к белорусскому государству имели корыстный, меркантильный, эгоистичный характер. Их условно можно разделить на вечно недовольных потребленцев, псевдопредпринимателей, псевдоинтеллигенцию и продажную оппозицию.
Так, категорию потребленцев составили в основном наши молодые сограждане, которые не успели толком поработать и потому ничего еще не заслужили, однако жаждут иметь все и сразу. Они привыкли к тому, что наше социальное государство им изначально должно и обязано. Должно всех бесплатно выучить. А если что, то и вылечить, оплатить больничный лист, дать льготы на лекарства. Обязано подбросить деньжат на рождение и воспитание детей, помочь обзавестись жильем, снабдить семейным капиталом. Обо всем этом наши дедушки-бабушки, которые в далекие годы, при социализме, сначала много трудились и потом лишь что-то имели, даже и не мечтали. Кстати говоря, во многих других странах о таких социальных гарантиях сегодня могут только грезить. Белорусам же, эгоцентрично воспринимающим заботу со стороны государства как нечто должное и само собой разумеющееся, всего этого становится уже мало. Потому что человеческие потребности-хотения безграничны, а аппетит, как известно, приходит во время еды.
К вечно недовольным потребленцам следует причислить и ту часть наших сограждан, которые из окон туристических автобусов повидали инобытие в горстке наиболее благополучных стран мира. А потому желают жить, как в Швеции (Германии, Франции и т. п.). Им, никогда не бывавшим в Зимбабве, Конго, Бурунди и двух сотнях других, отстающих от Беларуси по уровню жизни государств, отчего-то кажется, что везде и всюду, но не у нас, живут на широкую ногу. С точки зрения упомянутой категории граждан, белорусское государство «должно-обязано» удовлетворять все эти несоразмерные их заслугам и талантам аппетиты. А если оно это не делает, то является «плохим» и подлежит сносу. При этом им и в голову не приходит, что для «жизни как в Германии» необходимо учиться и трудиться «как в Германии», а не так, как кому-то у нас нынче работается. И вот пример. Самой главной проблемой, с которой столкнулась компания Geely в Беларуси, была, по мнению китайских менеджеров, неготовность белорусов работать «по-китайски». То есть так, когда продолжительность рабочего дня может быть продлена из-за невыполнения планового задания, а работникам предоставляется лишь 10 дней отпуска и оплачивается не более 5 дней нетрудоспособности в год.
Немало общего с потребленцами имеют и наши «невероятно эффективные», но отчего-то все время требующие господдержки предприниматели. Многие из них, увы, принципиально неспособны сами произвести что-либо по-настоящему ценное, конкурентоспособное, особенно на мировых рынках. Поэтому они по большей части умеют лишь банально спекулировать результатами чужого труда и интеллекта, в основном импортом, бездарно тратя на него драгоценную валюту.
Белорусская же власть в рамках все той же западной либерально-рыночной парадигмы без конца носится с этим псевдобизнесом, как с писаной торбой, реализуя госпрограммы его поддержки, делая ему нескончаемые налоговые и кредитные послабления, финансируя через специальные фонды. Однако помощи, сколько ее ни давай, все равно мало. Поэтому привыкшие, приученные к ней псевдопредприниматели во всех своих грехах и недостатках также винят «скупое», а значит –– «плохое» белорусское государство. Кстати говоря, аналогичные воззрения и у значительной части местной интеллигенции, которая вместо возложенной на нее самоотверженной просветительской миссии озабочена в основном корыстными соображениями. А поскольку для их реализации у псевдоинтеллигенции не хватает ни таланта, ни предприимчивости, остается постоянно требовать вспомоществование все у того же «скупого» и «плохого» государства.
Думается, приучать всех подряд к государственному вспомоществованию было непростительной ошибкой. Даже в советские времена, дабы не плодить на свою голову эгоистов-иждивенцев, социальной поддержкой не злоупотребляли, помогая лишь объективно слабым и потому по-настоящему нуждающимся.
Наше доброе государство собственноручно взрастило, выкормило, выпестовало тех, кто устроил ему прошлогоднюю взбучку из-за его объективной неспособности удовлетворять непрерывно растущие аппетиты.
Не последнюю роль в протестах сыграл и крупный бизнес, в том числе выросший при прямом патронаже государства, которому, однако, затем захотелось свободы от определяемых им социальных обязательств. Что касается категории продажной оппозиции, кому протесты были всего лишь поводом срубить бабла, то с ней все ясно. Безыдейные и беспринципные наемники, готовые ради денег воевать то за одних, то против них, были во все времена.
Рубившиеся не за деньги
Разумеется, были в протестной толпе и те, кто «рубились не за деньги». Точнее, не только за деньги! Прежде всего, это «сбитые с толку» белорусы, которых даже сами западные политтехнологи, толкая на разрушение государства, цинично именуют «полезными идиотами». Как правило, это обычные граждане-романтики, которые все еще верят, что где-то на Земле все еще соблюдаются западные идеалы свободы, демократии, прав человека, либерального рынка и т. д.
Но вот вопрос: можно ли всерьез вести речь о демократии на Западе и, в частности, в ее вселенском оплоте – США, где президентская власть уже не единожды банально передавалась от отца к сыну (например, в 2000 году, когда после Джорджа Буша –– старшего президентом стал его сынуля, Джордж Буш – младший)? Где голосуют по почте и вообще эсэмэсками? Где по нескольку раз, вплоть до получения требуемого результата, пересчитываются голоса избирателей в штате, где губернаторствует (внимание!) родной брат одного из кандидатов, как это было в том же 2000 году в штате Флорида? Где полицейские прямо на камеру могут безнаказанно душить своих безоружных сограждан, как это случилось с Джорджем Флойдом? Или в упор застрелить беззащитную женщину, как это произошло с Эшли Бэббит после последних президентских выборов в США? Не говоря уже о прочих «мелочах» типа жестоких разгонов демонстрантов водометами, слезоточивым газом и резиновыми пулями, что уже давно стало нормой в западных странах.
Белорусская власть в надежде наладить с Западом отношения до самого последнего времени пыталась ему всячески понравиться.
Белорусская же власть в угоду Западу подчеркнуто демонстрировала свою многовекторность, принимала двусмысленные решения по чувствительным для России вопросам, продолжала делать вид, будто верит в порядочность и демократичность западных стран. В итоге получилось так, что демократия на планете уже давным-давно скончалась, а наивные, верящие в ее священные идеалы белорусы ради нее едва не снесли свое собственное государство. К тому же указанные двусмысленность и многовекторность стали вызывать тревогу и у пророссийски настроенных граждан, имеющих перед собой пример постепенного перерождения Украины в откровенно русофобское государство. Формальным же поводом для выхода на улицы всех «сбитых с толку» белорусов стало их неверие в обнародованный результат прошлогоднего голосования, слишком уж нескромный, по их мнению.
Когорта идейных противников белорусского государства вобрала в себя и всех тех, кого не устраивает его нынешний политико-экономический, ориентированный на сближение с Россией курс. Прежде всего, это те наши сограждане, которые по этнической и религиозной принадлежности соотносят свое происхождение непосредственно с Польшей или же с польско-литовской Речью Посполитой Обоих Народов. В данную когорту входят и этнические белорусы, которые отчего-то смели возомнить, что Великое Княжество Литовское как часть Речи Посполитой являло собой исторически первое белорусское государственное образование. И это даже несмотря на его недвусмысленное название! С тем же успехом, положим, мордва или чудь, которые испокон века проживают на территории Российского государства, могут считать его первым мордовским или чудским государством. Поскольку в известных разделах Речи Посполитой активно участвовала и Россия, общим идейным знаменателем для представителей названной когорты является враждебное к ней отношение –– русофобия. Для них объявленная у нас праздничной дата 17 сентября была, есть и всегда будет напоминанием о четвертом разделе Речи Посполитой с участием все той же ненавистной России.
На аналогичных позициях стоят и те, кто первым актом белорусской государственности считает создание Белорусской Народной Республики под сапогом Германии, в то время воевавшей опять-таки с Россией. В связи с этим, думается, начатая в Беларуси борьба с переписыванием в угоду Западу истории не должна ограничиваться лишь периодом Великой Отечественной войны. А главным вектором грядущей образовательной реформы должно стать активное противодействие русофобии во всех ее проявлениях и ориентация населения на тесную интеграцию с Россией –– единственным гарантом нашего дальнейшего существования.
Категорию потребленцев, которые вышли на протесты, составили наши молодые сограждане, не успевшие толком поработать, однако жаждущие иметь все и сразу. А некоторые были не прочь устроить личную жизнь с сильными парнями из ОМОНа.
«Третий сектор»
К сожалению, стремление «выглядеть на западный манер» привело к тому, что в последние пять лет в Беларуси, словно грибы после дождя, стали появляться всевозможные неправительственные (НПО) и некоммерческие (НКО) организации, составляющие так называемый «третий сектор». А ведь примеры близких нам Армении, Грузии, Киргизии, Украины и Молдовы с их цветными революциями наглядно показали, что западные режиссеры протестов легально осуществляют их идейную и финансовую подпитку именно через «третий сектор». И все это происходит под прикрытием словесной дымовой завесы о гражданском обществе, ненасилии в семье, экологии, защите животных, противодействии торговле людьми и т. п. В Киргизии, например, где только в течение пяти лет в ходе «тюльпановой» (2005) и «дынной» (2010) революций были свергнуты два президента, число НПО и НКО кратно выросло до 15 тысяч (в Беларуси их количество к 2020 году увеличилось до 3 тысяч). В настоящее время США не на шутку озаботились тем, что киргизская власть во избежание новых цветных революций решила заставить НПО и НКО детально отчитываться о своих финансах. Думается, нашей Беларуси также следует более пристальное внимание обратить на свой «третий сектор».
Разумеется, были среди «рубившихся не за деньги» и так называемые «охотники за адреналином». Прежде всего, это совсем юные и несмышленые, не знающие особой нужды белорусы, которым протесты были попросту «в кайф», сродни захватывающей компьютерной игре, что сошла с экранов их гаджетов в нашу размеренную, а потому такую скучную жизнь. Примкнули к ищущим приключений юнцам и те, кто, несмотря на более зрелый возраст, так и остался инфантильными искателем приключений. А также часть наших студентов, в среде которых во все века «в царя бомбу бросить» считалось особой удалью и признаком свободолюбия. Для этой категории протестующих стимулом стало мягкое законодательство, отождествлявшее участие в протестах с обычным хулиганством.
Валерий Байнев
Автор фото: из открытых источников