Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Детские страхи

  • «мама, я не пойду туда одна, дай руку, там темно»
  • «мама, там паук на стене огромный»
  • «на улице собака, я не пойду гулять»

– каждая мама узнает своего ребенка, и сама с легкостью добавит с десяток фраз, посвященных страхам ребенка. Откуда мы берем страхи и почему причиной страхов и фобий взрослого могут быть родители? Давайте разбираться вместе.

Страх по возрасту

Мы все чего-то боимся: взрослые бояться потерять работу, смерти близких, нереализации, дети бояться потерять маму в толпе, быть одни, идти в новое место.

Страх – это нормально, нам необходим он для составления целостного представления об окружающем мире. Одновременно с физическим развитием ребенка происходят изменения в психике, восприятии окружающего мира. Что считать возрастной нормой страха для ребенка:

  • 6-12 месяцев: ребенок боится смены обстановки, не любит громкие звуки, новые люди пугают;
  • от 1 года до 3 лет: незнакомые дети/взрослые, расставание с мамой, громкие звуки, пугают гроза, гром, ливень, боятся абстрактных больших предметов, мультгероев;
  • от 4 до 7 лет: темнота, боль, пугающие герои сказок и фильмов, боль, одиночество, смерть;
  • от 8 до 10 лет: страхи ребенка связаны со школой, наказанием от родителей, критикой со стороны авторитетных взрослых, страх смерти;
  • с 11 до 16-17 лет: страх меняющегося тела, страх травли в школе, страх быть обсмеянным за незнания, страх смерти с полным осознанием и пониманием процесса и последствий.

Сложности для ребенка возникают тогда, когда родители не знают, как правильно адаптировать ребенка ко внешнему миру и просчеты воспитания становятся причинами страхов и фобий.

Какие факторы способствуют развитию страхов у детей:

  • повышенная опека учит ребенка, что мир невероятно опасен и быть самостоятельным опасно;
  • скандалы между родителями, особенно сцены семейного насилия делают ребенка пугливым, тревожным;
  • холодность, завышенные требования, нетерпимость со стороны родителей отбирает чувство защищенности;
  • пугающий опыт, травмирующая психику ситуация.

Как распознать страх и что с ним делать

Дети до 3-4 лет непроизвольно выдают страх съеживаясь, повышая двигательную активность, плачем, истерикой, постоянным поиском контакта и защиты со стороны мамы. Страхи у дошкольника и школьника сложнее выявить просто разговором. Ребенок может не уметь рассказать, что его беспокоит, но быстрая утомляемость, тревожный сон, жалобы на частую головную боль, тревожность, плаксивость выдают психоэмоциональное напряжение.

Начинать работу с детским страхом можно самостоятельно. Родителям будет полезно узнать о трех базовых приемах проработки страха:

  • нарисуйте страхи и разорвите его, сожгите, дорисуйте злого персонажа и расскажите ребенку, что теперь злодею стало веселей, он стал спокойный, больше никого не пугает;
  • проиграйте страх в сюжетно-ролевой игре, предложите ребенку рассказать о плохом герое, наделите его положительными чертами, дайте ребенку возможность раскрыться и выйти победителем;
  • займитесь скозкотерапией и придумайте историю о победе доброго мальчика/девочки над страхом, злым героем.

Природа создала нас с различной степенью чувствительности, мы видим мир по-разному. Детские страхи выглядят несущественными, надуманными, но не стоит отмахиваться от них. Помогайте ребенку проработать проблему, представляя себя на его месте. Работая с детским страхом, вы прорабатываете и свои внутренние проблемы, помогая вашему «внутреннему ребенку».

© Екатерина Тур, 2021-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц