Найти тему

Актриса, гениальная игра которой осталась только на бумаге: Полина Стрепетова

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Ее портреты, один - кисти Ильи Репина, другой - Николая Ярошенко, обычно знакомы всем со школьной скамьи. Их любят публиковать в учебниках. На портрете Ярошенко она предстает в скромном темном платье с белым кружевным воротником и манжетами. Она стоит, сцепив пальцы и смотрит куда-то вдаль. У нее худое, не блещущее особой красотой, но выразительное, лицо. Так могла бы выглядеть гувернантка или учительница в небольшой школе. Но это - выдающаяся актриса XIX века Полина (Пелагея) Стрепетова.

Настоящее имя Стрепетовой было Пелагея, но близкие называли ее Полиной, отсюда двойное имя.

Николай Ярошенко. "Портрет актрисы П.А. Стрепетовой"
Николай Ярошенко. "Портрет актрисы П.А. Стрепетовой"

Современники открыто называли ее великой и гениальной и не иначе, как чудом. Не обладая эффектной внешностью, Стрепетова силой своего таланта доводила зрителей до исступления, до слез. Образы, которые она создавала, потрясали. Читая статьи и воспоминания о ней, видишь исключительно восторженные отзывы. К ее ногам склонялись знаменитые деятели культуры, не говоря о простых зрителях. П.И. Чайковский писал о ней в письме к брату:

«По-моему, это безусловно гениальная актриса, я был подавлен громадной силой ее таланта».

Надо было действительно обладать каким-то невообразимым талантом, чтобы так влиять на людей. К сожалению, мы можем об этом сейчас только читать. Увидеть Полину на сцене нам не дано.

Илья Репин. "Портрет П.А. Стрепетовой"
Илья Репин. "Портрет П.А. Стрепетовой"

Репин написал актрису в анфас. У Полины напряженное лицо, волосы просто зачесаны на пробор. В глазах, как и на портрете Ярошенко, есть что-то страдальческое. Стрепетова блистала в трагических ролях и, похоже, подобные образы полностью соответствовали ее внутреннему настрою и характеру. Она умела попасть своей игрой в нерв эпохи, а это было время, когда русское общество переживало приход новых отношений. На авансцену истории выходили так называемые разночинцы. В России зрело недовольство капитализмом, бедностью и т.д.

Полина выглядела как простая, честная девушка-разночинка и воспринималась как "своя" в кругу таких же людей.

Илья Репин. "Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы"
Илья Репин. "Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы"

Такое впечатление, что она вообще никогда не улыбалась. На всех портретах, включая репинский в роли Елизаветы, а также на фотографиях, Стрепетова очень серьезна. На мой взгляд, ни одна #картина не передает силу ее сценического обаяния. Девушка везде выглядит не очень привлекательной (я имею в виду не только внешность). Эх, жаль, что театральная актерская игра живет только в момент ее осуществления! О ней могут судить только зрители, непосредственно наблюдающие представление. Остальным можно только верить или не верить их впечатлению.

Полина Стрепетова
Полина Стрепетова

Полина была подкидышем. Младенцем ее подбросили к дому театрального парикмахера, это было в Нижнем Новгороде. Благодаря профессии приемного отца, она с детства была вхожа за кулисы и мечтала стать актрисой. Ни ее невзрачная внешность, ни физический изъян (искривление позвоночника) не мешали ее стремлению на сцену. Насколько я понимаю, она шла к своей цели, как танк. Талант властно звал ее к тому, для чего она была предназначена. В конце концов, родители согласились отдать ее на сцену.

Неистовая и экзальтированная натура, Полина жила, что называется, "на разрыв аорты". Это неистовство превращалось на сцене в поражавшую всех, великолепно сыгранную роль. Но вне сцены истеричный характер Полины делал ее невыносимой в общении. Мужчины, которых она любила, не выдерживали ее характера. Коллеги ненавидели и интриговали против нее.

На сцене она была царица. В жизни - невыносимая истеричка, вечно на грани нервного срыва. Вот такова бывает порой плата за огромный талант...

#искусство #культура #театр #история

Почитайте еще на моем канале:

Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?

Доверила ли бы я свою жизнь библейскому царю Давиду?

В блоге мужа:

Как я "брал" рейхстаг