Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Ее портреты, один - кисти Ильи Репина, другой - Николая Ярошенко, обычно знакомы всем со школьной скамьи. Их любят публиковать в учебниках. На портрете Ярошенко она предстает в скромном темном платье с белым кружевным воротником и манжетами. Она стоит, сцепив пальцы и смотрит куда-то вдаль. У нее худое, не блещущее особой красотой, но выразительное, лицо. Так могла бы выглядеть гувернантка или учительница в небольшой школе. Но это - выдающаяся актриса XIX века Полина (Пелагея) Стрепетова.
Настоящее имя Стрепетовой было Пелагея, но близкие называли ее Полиной, отсюда двойное имя.
Современники открыто называли ее великой и гениальной и не иначе, как чудом. Не обладая эффектной внешностью, Стрепетова силой своего таланта доводила зрителей до исступления, до слез. Образы, которые она создавала, потрясали. Читая статьи и воспоминания о ней, видишь исключительно восторженные отзывы. К ее ногам склонялись знаменитые деятели культуры, не говоря о простых зрителях. П.И. Чайковский писал о ней в письме к брату:
«По-моему, это безусловно гениальная актриса, я был подавлен громадной силой ее таланта».
Надо было действительно обладать каким-то невообразимым талантом, чтобы так влиять на людей. К сожалению, мы можем об этом сейчас только читать. Увидеть Полину на сцене нам не дано.
Репин написал актрису в анфас. У Полины напряженное лицо, волосы просто зачесаны на пробор. В глазах, как и на портрете Ярошенко, есть что-то страдальческое. Стрепетова блистала в трагических ролях и, похоже, подобные образы полностью соответствовали ее внутреннему настрою и характеру. Она умела попасть своей игрой в нерв эпохи, а это было время, когда русское общество переживало приход новых отношений. На авансцену истории выходили так называемые разночинцы. В России зрело недовольство капитализмом, бедностью и т.д.
Полина выглядела как простая, честная девушка-разночинка и воспринималась как "своя" в кругу таких же людей.
Такое впечатление, что она вообще никогда не улыбалась. На всех портретах, включая репинский в роли Елизаветы, а также на фотографиях, Стрепетова очень серьезна. На мой взгляд, ни одна #картина не передает силу ее сценического обаяния. Девушка везде выглядит не очень привлекательной (я имею в виду не только внешность). Эх, жаль, что театральная актерская игра живет только в момент ее осуществления! О ней могут судить только зрители, непосредственно наблюдающие представление. Остальным можно только верить или не верить их впечатлению.
Полина была подкидышем. Младенцем ее подбросили к дому театрального парикмахера, это было в Нижнем Новгороде. Благодаря профессии приемного отца, она с детства была вхожа за кулисы и мечтала стать актрисой. Ни ее невзрачная внешность, ни физический изъян (искривление позвоночника) не мешали ее стремлению на сцену. Насколько я понимаю, она шла к своей цели, как танк. Талант властно звал ее к тому, для чего она была предназначена. В конце концов, родители согласились отдать ее на сцену.
Неистовая и экзальтированная натура, Полина жила, что называется, "на разрыв аорты". Это неистовство превращалось на сцене в поражавшую всех, великолепно сыгранную роль. Но вне сцены истеричный характер Полины делал ее невыносимой в общении. Мужчины, которых она любила, не выдерживали ее характера. Коллеги ненавидели и интриговали против нее.
На сцене она была царица. В жизни - невыносимая истеричка, вечно на грани нервного срыва. Вот такова бывает порой плата за огромный талант...
#искусство #культура #театр #история
Почитайте еще на моем канале:
Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?
Доверила ли бы я свою жизнь библейскому царю Давиду?
В блоге мужа: