Найти в Дзене

Развиваемся, играя: комплекс развивающих игр и упражнений

Трудности участия в общении, игре считаются ключевыми признаками аутизма. Для ребёнка с расстройством аутистического спектра важно создать оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Комплекс игр и упражнений должен позволить ребёнку развить свои бытовые навыки, что поможет ему понять, как взаимодействовать с семьёй, как обслужить себя без помощи взрослого.

Психолог особого семейного центра «Роза ветров» Елена Ермолаева рекомендует комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на развитие ребёнка.

Игры на понимание, восприятие:

  • указательный жест на желаемый предмет, подойти по речевому зову;
  • «садись», «стой», «иди по команде»;
  • соотношение предметов, «дай такой же предмет»;
  • выполнять простые инструкции, просьбы;
  • различать имена близких, узнавать по фото членов семьи и себя.

Игры-имитации:

  • бытовая имитация: «возьми веник, тряпку, щётку»; «делай как я»;
  • подражание стуку, ритмическое постукивание по столу или кастрюле ложкой;
  • поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться;
  • «нажми», «открой», «складывай», «доставай» и т.д.
  • звукоподражание взрослому: любой звук, звук индейцев (ладошка ко рту) и др.
  • имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы.

Игры на мелкую и крупную моторику:

  • ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к взрослому;
  • разбивать мячом кегли из предметов быта (бутылки с цветной водой);
  • спуск и подъём по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки;
  • игры с водой – наливаете в таз воду, добавляете жидкое мыло, ребёнок взбивает пену, подбрасывает её, ловит, перекладывает в ладошках, достаёт из тазика мелкие игрушки (сачком, ложкой, половником), можно предложить постирать мелкое бельё (платочек, носочки) в тазике, переливать воду из одной посуды в другую и т. д.;
  • складывать бусы, мелкие предметы, камушки, пуговки, бобы в маленькие коробочки, бутылочки;
  • кидание предметов в коробку или банку, складывание в корзинку или мешочек.
  • ребёнок с удовольствием будет рисовать мелом на асфальте, палочкой по земле. Рисуйте незамысловатые предметы – солнышко, заборчик, домик, дерево. Можно рисовать геометрические фигуры или создать совместный с рисунок.
  • подвижные игры положительно влияют на развитие ребёнка: игры с мячом, катание на велосипеде, бег, прыжки и т. д. Можно проводить соревновательные игры с ребёнком: кто дальше бросит, выше подбросит мяч, кто быстрее добежит до чего-нибудь, кто больше соберёт камешков, шишек и т. д. Фантазируйте и придумывайте игры.

Познание мира:

  • простая сортировка из 2-3 предметов (пуговицы, бусинки, столовые приборы, цвета и т.д.);
  • соотношение предметов и картинки;
  • раскладывание предметов по группам (игрушки, одежда, животные и т.д.);
  • класть кубики, конструктор, предметы на отмеченное место, контур (обрисовывать любые предметы);
  • слушаем звуки – закрываем глаза и слушаем звуки вокруг себя;
  • танцуйте под музыку с ребёнком.

Главное – помните, что вы ближайшие и самые лучшие друзья ребёнку, поэтому не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите его.