Трудности участия в общении, игре считаются ключевыми признаками аутизма. Для ребёнка с расстройством аутистического спектра важно создать оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Комплекс игр и упражнений должен позволить ребёнку развить свои бытовые навыки, что поможет ему понять, как взаимодействовать с семьёй, как обслужить себя без помощи взрослого.
Психолог особого семейного центра «Роза ветров» Елена Ермолаева рекомендует комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на развитие ребёнка.
Игры на понимание, восприятие:
- указательный жест на желаемый предмет, подойти по речевому зову;
- «садись», «стой», «иди по команде»;
- соотношение предметов, «дай такой же предмет»;
- выполнять простые инструкции, просьбы;
- различать имена близких, узнавать по фото членов семьи и себя.
Игры-имитации:
- бытовая имитация: «возьми веник, тряпку, щётку»; «делай как я»;
- подражание стуку, ритмическое постукивание по столу или кастрюле ложкой;
- поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться;
- «нажми», «открой», «складывай», «доставай» и т.д.
- звукоподражание взрослому: любой звук, звук индейцев (ладошка ко рту) и др.
- имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы.
Игры на мелкую и крупную моторику:
- ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к взрослому;
- разбивать мячом кегли из предметов быта (бутылки с цветной водой);
- спуск и подъём по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки;
- игры с водой – наливаете в таз воду, добавляете жидкое мыло, ребёнок взбивает пену, подбрасывает её, ловит, перекладывает в ладошках, достаёт из тазика мелкие игрушки (сачком, ложкой, половником), можно предложить постирать мелкое бельё (платочек, носочки) в тазике, переливать воду из одной посуды в другую и т. д.;
- складывать бусы, мелкие предметы, камушки, пуговки, бобы в маленькие коробочки, бутылочки;
- кидание предметов в коробку или банку, складывание в корзинку или мешочек.
- ребёнок с удовольствием будет рисовать мелом на асфальте, палочкой по земле. Рисуйте незамысловатые предметы – солнышко, заборчик, домик, дерево. Можно рисовать геометрические фигуры или создать совместный с рисунок.
- подвижные игры положительно влияют на развитие ребёнка: игры с мячом, катание на велосипеде, бег, прыжки и т. д. Можно проводить соревновательные игры с ребёнком: кто дальше бросит, выше подбросит мяч, кто быстрее добежит до чего-нибудь, кто больше соберёт камешков, шишек и т. д. Фантазируйте и придумывайте игры.
Познание мира:
- простая сортировка из 2-3 предметов (пуговицы, бусинки, столовые приборы, цвета и т.д.);
- соотношение предметов и картинки;
- раскладывание предметов по группам (игрушки, одежда, животные и т.д.);
- класть кубики, конструктор, предметы на отмеченное место, контур (обрисовывать любые предметы);
- слушаем звуки – закрываем глаза и слушаем звуки вокруг себя;
- танцуйте под музыку с ребёнком.
Главное – помните, что вы ближайшие и самые лучшие друзья ребёнку, поэтому не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите его.