Найти тему
Medaboutme.ru

«Одной левой»: 16 интересных фактов о левшах и леворукости

13 августа - Всемирный день левшей

Сегодня без вступления, сразу к делу.

1. Если вы начнете искать информацию о том, каков процент левшей среди населения Земли, точный цифр найти не удастся. Источники называют самые разные цифры, от 3% до 30%. Поэтому принято считать, что в среднем около 15% землян являются левшами.

2. Отчасти эти разночтения связаны с тем, что многие путают понятия «леворукости» и левшизма. Давайте разберемся, и перестанем путаться.

Левшизм — это когда ведущим является правое полушарие мозга. У правшей доминирует левое полушарие.

Леворукость — функциональное превосходство левой руки над правой. Причем специалисты различают бытовое функциональное превосходство и графическое. В первом случае человеку удобнее выполнять многие действия в обычной жизни левой рукой, при этом писать он может предпочитать правой. При графическом превосходстве левой руки именно при письме предпочтение отдается левой руке. При этом есть человек может правой рукой, как и резать, заколачивать гвозди и т.д.

На самом деле, леворукость — ограниченное понятие. Стоит принимать также во внимание, какая нога, глаз, ухо являются ведущими, то есть не забывать о левоногости, левоухости и левоглазости. Если все эти органы являются ведущими, человек может оказаться самым настоящим левшой. И может не быть им в полной мере, если он только отдельные действия лучше и привычнее делает левой рукой.

-2

3. С функциональным превосходством связаны также случаи, когда обе руки развиты одинаково хорошо, обе «правые». Такие люди называются амбидекстрами.

Бывает и наоборот: обе руки одинаково неуверенны и неловки, обе «левые», неумелые. В этом случае человека называют амбисинистром.

4. По прошлому пункту понятно, что определение «левый» несет в себе негативный смысл, является синонимом плохого, неудачного, неумелого, дурного, негодного. В прежние времена левая сторона считалась дьявольской, нечистой. Понятие «левый» до сих пор несет в себе негативный смысл, означая нечто фальшивое, ложное, некачественное, сомнительное, негодное. Тогда как правая — правильная, хорошая, честная, достойная. «Наше дело правое!» Представьте, какой смысл приобрела бы эта фраза, если бы заменить «правое» на «левое»...

5. Именно поэтому к левшам во все времена, кроме новейшего времени, к левшам относились подозрительно и негативно. Да и сегодня кое-где относятся, чего греха таить. В Африке, например, левшу априори считают пособником злых духов, прирожденным отравителем. И, чтобы несчастный левша не нанес одноплеменникам вреда, левую руку ему могут даже покалечить, ведь именно ею бедняга «может творить зло».

6. Даже просвещенный монарх Петр I, «прорубивший окно в Европу», рубивший боярам немодные в Европе бороды и пинками отправлявший молодых дворян учиться за границу, проявил настоящую посконную дремучесть в отношении левшей и, что интересно, рыжих. Царь издал указ, которым запрещал принимать в суде свидетельские показания левшей и рыжих, потому что верить им все равно нельзя. Фигурально выражаясь, «судьи не рыжие какие, чтобы верить всяким левым свидетельствам».

7. Откуда же берутся левши?
Во-первых, играет определенную, но не решающую роль наследственность. У родителей-правшей может родиться ребенок-левша. Так происходит примерно в 2-3% случаев. Если один из родителей левша, то вероятность рождения такого же ребенка возрастает до 15%, а если ребенка ждут два родителя-левши, то шанс того, что семью пополнит еще один левша, вырастает до 45%.

Однако дело не только в генах. Может сыграть роль период внутриутробного развития плода, и в некоторых случаях из-за нарушений генетический правша может родиться «вынужденным левшой». В дальнейшем такой ребенок может испытывать те же трудности, что и несчастные левши, которых начинают принудительно переучивать «направо».

-3

8. Потому что переучивать ребенка левшу — примерно то же самое, что учить кота плавать на спине. К счастью, от переучивания отказываются уже почти повсеместно. И это правильно и хорошо, ведь те, кого принудительно заставляли писать не той рукой, которая является графически преимущественной, обязательно сталкиваются с горой проблем, минимальной из которых является корявый почерк и неумение писать быстро.

Переученный левша и правой рукой, вероятнее всего, будет писать, «как курица левой лапой». К тому же будет делать это медленно, совершая массу характерных ошибок. Психоневролог может узнать переученного левшу, всего лишь пролистав его школьную тетрадку. Для «переучек» свойственно не дописывать слова, пропускать буквы, заменять их другими, писать их «зеркально». Их строчка напоминает езду по горам и пригоркам: рукописные слова то причудливо горбатятся выше строчки, то вдруг проваливаются ниже нее, то задираются вверх, то сползают вниз. По размеру буквы тоже неоднородны. А если попросить ребенка, которого переучивали с левой руки на правую, нарисовать на бумаге кружочек, то у него, скорее всего, получится в лучшем случае корявый овал, а то и вообще шестеренка...

9. Одними только проблемами с письмом попытки переучивания левши не заканчиваются. От постоянного напряженного самоконтроля ребенок находится в состоянии перманентного стресса. Он все время напряжен, от чего быстрее устает. Ощущение, что он «неправильный» может приводить к депрессии и к появлению физических недомоганий и недугов. Может ухудшиться сон, ребенок становится раздражительным и агрессивным, или, наоборот — уходит в себя, замыкается и страдает молча. Переучивание может привести не только к проблемам с письмом, но и с чтением, и с речью, а в некоторых случаях с зрительно-двигательной координацией и даже с задержкой развития и роста.

В общем, не нужно никого переучивать.

-4

10. Хотя следует признать, что мир все-таки приспособлен для правшей настолько, что левшей даже стараются не брать в некоторые профессии. Что, кстати, вполне объяснимо: леворукость может стать причиной повышенного травматизма из-за того, что оборудование создано для правшей.

Известен, например, как минимум один случай гибели летчика-левши из-за того, что в критической ситуации он не смог быстро открыть парашют, так как кольцо было расположено «под правую руку». Правша бы спасся, левша — не сумел.

Официальных запретов на какие-либо профессии для левшей не существует, но есть определенные объективные трудности, которые могут мешать. Например, левше, решившему податься в армию, потребуется специальное стрелковое оружие: обычным он пользоваться не сможет. Хирургу-левше придется переучивать своих ассистентов, которые привыкают подавать инструменты под правую руку оперирующему врачу, а любая заминка во время операции чревата фатальными последствиями. Учителю-левше может быть сложно обучать детей-правшей технике письма, и т. д. Но все эти проблемы, конечно, можно решить при желании. Правда, не все работодатели готовы идти навстречу.

11. Высоким травматизмом левшей в мире праворуких некоторые ученые объясняют тот факт, что количество левшей в мире постепенно уменьшается. Есть данные, что во времена неандертальцев левшей было столько же, сколько и правшей — около 50%. Но потом правши взяли верх, и, чем сильнее становилось это преобладание, тем меньше шансов было у левшей передать свои гены потомству: они просто чаще гибли.

-5

12. Однако, ведущее правое полушарие — это очень даже не плохо, потому что именно оно отвечает за чувственное восприятие, за творчество, воображение, фантазию и нешаблонное восприятие мира. Среди левшей много изобретателей и творческих натур, они упрямы и обладают сильным характером.

Правда, левши менее склонны при этом следовать инструкциям к чему бы то ни было. Замечено, например, что уже в детстве левши при игре в Лего предпочитают не собирать конструкции по прилагаемой схеме, а свободно конструировать «из головы».

Среди великих, гениальных или просто знаменитых левшей — Леонардо да Винчи, Александр Македонский и его учитель Аристотель, Гай Юлий Цезарь и Наполеон, Микельанджело и Рафаэль, Пабло Пикассо и Огюст Роден, сказочник Андерсен и «наше все» Александр Сергеевич Пушкин, Льюис Кэррол и Марк Твен, Николай Лесков, автор известного «Левши», великолепная Анджелина Джоли и Мэрилин Монро, Брюс Уиллис и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Жанна д'Арк, королева Виктория и Фидель Кастро, Альберт Эйнштейн и Генри Форд, Исаак Ньютон и Билл Гейтс, непревзойденный скрипач Николо Паганини и блистательный Вольфганг Амадей Моцарт, Бетховен и Шопен, Энрике Карузо и Мирей Матье и многие, многие другие.

13. В мире животных тоже есть левшизм, и не только у приматов и высших млекопитающих. Известно, например, что у некоторых улиток раковина оказывается закрученной не по часовой стрелке, а против, то есть такие улитки является левшами. Казалось бы — ну и что, какая разница, как раковина закручена? А на самом деле такая улитка из-за особенностей строения не сможет спариться с обычной улиткой-правшой. И не оставит потомства, если ей не повезет встретить на своем жизненном улиточном пути такую же, неправильно закрученную улитку.

14. Родителям ребенка-левши перед поступлением в школу стоит позаботиться о том, чтобы найти для будущего школьника все необходимое для учебного процесса, приспособленное именно для левшей. Это линейка с разметкой справа налево, точилка для карандашей и ножницы, специальные ручки, писать которыми будет удобнее, и край ладони не будет так пачкаться, как при письме обычной «праворукой» ручкой. Полезной будет подкладка для письма, которая поможет подбирать правильное расположение листа, позволяющее писать, на закрывая написанное. При таком расположении рука ребенка будет меньше напряжена, а пальцы сохранят большую подвижность.

15. Дети-левши труднее обучаются узнавать время по обычным часам: им сложнее запоминать направление движения стрелок. Да и пользование наручными механическими часами дается им хуже: например, чтобы подвести стрелки им придется перевернуть часики «вверх ногами», и при этом не ошибиться в том, в какую сторону крутить...

-6

16. Родителям стоит знать, что левшизм и леворукость проявляются не с самого раннего детства: определить эти качества можно только в 4-6 лет. Маленькие дети пользуются обеими руками одинаково. Они могут лепить, рисовать, есть одинаково хорошо (или плохо) как правой рукой, так и левой. Именно поэтому не стоит стараться научить ребенка навыкам письма в более раннем возрасте: если по ошибке начать развивать графически не ту руку, которая является на самом деле ведущей, в дальнейшем это может стать проблемой, с которой сталкиваются левши, которых берутся переучивать намеренно. А это никому пользы не принесет.

Цель учреждения Всемирного дня левшей — привлечь всеобщее внимание к описанным проблемам и способствовать их разрешению, ко всеобщей пользе. И дело это — правое))