В этой статье дадим ответы на самые частые вопросы об охлаждающей жидкости для автомобиля: состав, периодичность замены, возможность смешивания жидкостей разных цветов и марок. Также расскажем о том, как правильно выбирать антифриз и как этого делать не следует.
Что входит в состав антифриза
Чистый антифриз на 90% состоит из этиленгликоля и на 10% из присадок, препятствующих кавитации, коррозии, образованию осадка и накипи. Охлаждающая жидкость продается в виде концентрата или уже разбавленной дистиллированной водой и готовой к применению. От концентрации антифриза напрямую зависят температура его замерзания и кипения. Идеальный баланс получается при соотношении этиленгликоля и воды 3 к 2, но обычно для экономии и удобства разбавляют 1 к 1. Чистый концентрат антифриза замерзает всего при -13 и плохо отводит тепло от ДВС. При большом количестве воды снижается температура кипения и замерзания, хуже работают ингибиторы коррозии.
В антифризах типа G12++, G13 используется полипропиленгликоль. Это вещество менее токсично и более экологично. Однако в РФ такие жидкости для конвейерной заливки при прохождении ТО применяют реже из-за более высокой стоимости.
Как часто надо менять охлаждающую жидкость
Срок службы большинства охлаждающих жидкостей – 2–3 года или 100 тысяч км пробега. Однако производители новых антифризов long life G12++ и G13, заявляют срок службы до 10 лет и 500 000 км. Однако в сложных условиях эксплуатации даже их лучше менять пораньше. Характерным признаком того, что охлаждающая жидкость нуждается в замене, является её помутнение, потеря цвета, образование осадка. Но лучше до такого состояния её не доводить. По мере износа антифриза содержащиеся в нем ингибиторы коррозии перестают работать, что может привести к повреждению радиатора и блока цилиндров. Скопление накипи и ржавчины также может стать причиной выхода из строя помпы и заклинивания клапана термостата.
Что лучше – тосол или антифриз
ТОСол – не какой-то особый вид охлаждающей жидкости, а бренд. Антифриз с таким названием был разработан московским НИИ органической химии и технологии в 60-х, а название его является аббревиатурой. «ТОС» – «Технология органического синтеза» (так назывался создавший вещество отдел), «-ол» – окончание по аналогии со спиртами (этанол, метанол), так как в состав входил двухатомный спирт этиленгликоль. Сейчас ОЖ под таким наименованием практически не выпускаются, а если и встречается, то представляют собой антифризы достаточно низкого качества. Даже оригинальный состав, разработанный более полувека назад для автомобилей ВАЗ, устарел и не подошел бы для современных моделей.
Какой антифриз выбрать – красный, зеленый или фиолетовый
Вопреки распространенному мнению цвет антифриза не указывают напрямую на срок его службы и спецификацию. Добавляемые в охлаждающую жидкость красители являются в первую очередь маркером, улучшающим видимость в бачке, и выбираются производителем индивидуально. Некоторые даже добавляют светящиеся в темноте или в ультрафиолете компоненты для выявления утечек. Чаще всего наиболее экологичные и стойкие лобридные антифризы имеют фиолетовый и розовый оттенок, карбоксилатные – красный, оранжевый или желтый, а гибридные – зеленый или синий. Однако из этого правила возможны исключения, поэтому выбирать антифриз лучше не по цвету, а по составу. Рекомендованная спецификация для конкретного автомобиля обычно указана в руководстве по эксплуатации и сервисной книжке. Так, для корейских марок KIA и Hyundai это MS 591-08, а для моделей концерна VAG (Volkswagen, Audi, Porsche, Seat и Skoda) - G12++, G13.
Можно ли доливать антифриз той же спецификации другой марки
Вообще делать это не рекомендуется, так как у разных производителей, как правило, отличается набор присадок. Иногда их несовместимость может привести к образованию осадка. Но когда ситуация безвыходная, например, из-за срыва патрубка уровень упал ниже минимума, то временно долить жидкости того же типа, но иного бренда можно. Однако потом антифриз лучше заменить целиком, предварительно промыв систему. В случае незначительного падения уровня охлаждающей жидкости летом в результате её испарения лучше долить в бак обычную дистиллированную воду, так как выкипает именно она, то концентрация смеси не нарушится. При низкой температуре этого делать не следует, так как вода может кристаллизоваться до смешивания с антифризом, поэтому доливать надо уже готовый состав.