Все родители знают, как важна подготовка ребёнка к школе, это залог успешного обучения.
Она осуществляется и в детском саду, и в школе, и в развивающих студиях, и дома.
Руководство некоторых школ требует, чтобы дети при поступлении в 1 класс умели читать, писать, считать. Конечно, эти базовое знания необходимы первоклассникам. Но, если вас отказываются принять в школу по причине того, что вы этого не умеете - это нарушение закона!
Подготовка к школе в детском саду
Помните - воспитатели чтению, счёту, письму не учат! Они могут изучать буквы, цифры и т.д., но это не значит, что ребенок это будет уметь.
Детский сад должен всесторонне воспитать дошкольника и подготовить ребенка к усвоению школьных предметов.
Дети приобретают знание о том, что такое занятия, о том, как они важны для приобретения знаний. Ребенок учится активно вести себя на занятии (выполнять задание, внимать словам воспитателя).
Развиваются такие качества как: ответственность, самостоятельность, прилежность.
Дети учатся рисовать, срисовывать, развивается внимание, моторика рук.
В детском саду закладывается основа счета, письма, чтения.
Что должен уметь ребенок при поступлении в школу
Как вы уже поняли - именно родители должны обучить своих детей чтению, счёту, письму.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он был успешен в школе: нужно укрепить его память, развить речь, моторику рук, учить стихи, пусть ребенок пересказывает вам любимые сказки, можно вместе рисовать, разукрашивать, собирать мелкий конструктор.
Итак, что должен уметь ребёнок при поступлении в школу:
- представиться (ФИО) и рассказать о себе;
- знать родителей и других родственников по имени;
- знать свой домашний адрес;
- знать алфавит, какие буквы гласные, а какие - согласные;
- читать текст, запоминать его и пересказывать своими словами;
- писать печатными буквами;
- знать времена года (различия между ними, какое сейчас время года), как называются дни недели и месяцы;
- различать какое сейчас время суток (утро, обед, вечер);
- вычитать и складывать числа (до 10), знать основные геометрические фигуры и уметь их нарисовать;
- среди предметов найти лишний и объяснить почему;
- искать сходства и и различия по картинке;
- уметь описать события по картинке;
- запоминать семь предметов из десяти.
Какие умения желательны:
- самому одеваться и раздеваться, завязывать шнурки;
- себя вести в общественных местах;
- уважать окружающих;
- знать и отличать основные цвета – 12 (а лучше и их оттенки);
- описать изображение на картинке;
- знать счёт до 20 и обратно;
- знать как называются части тела человека;
- правильно ответить на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
- различать одушевлённый предмет или неодушевлённый;
- общаться с другими детьми;
- спокойно сидеть на уроке;
- не капризничать и ругаться с другими детьми.
Как подготовить ребенка к школе
Начните готовить малыша к школе с четырех лет, постепенно. Заниматься в форме игры.
Не заставлять, не кричать, не бить ребенка, если он не хочет заниматься. Это вы должны заинтересовать малыша, объяснить ему почему нужны эти занятия.
Заниматься нужно не больше пятнадцати минут подряд. И делать перерыв между занятиями в двадцать минут.
Занятия чередуйте, чтобы малышу не надоело заниматься одним и тем же, чтобы он не утомился.
Стоит постепенно наращивать сложность материала, чтобы ребенок смог усвоить пройденный материал.
Сейчас в книжных магазинах продаётся множество пособий для подготовки к школе. Выбирайте только интересные, с яркими иллюстрациями.
Математика
Учимся:
- считать предметы: игрушки, конфеты, овощи, фрукты, затем счётные палочки;
- писать цифры. Вместе с малышом решать задачки со сложением и вычитанием, их можно показывать на игрушках.
- геометрии в форме игры, находим основные фигуры дома, рисуем их с помощью линейки и карандаша;
Письмо
Сначала нужно приобрести тетрадь для письма (узкая полоска с косой линией и клетка) и удобную ручку. Можно даже приобрести специальный тренажер, одеваемый на ручку. Он учит правильно её держать.
Затем объясняем малышу, что пишем мы аккуратно, не выходя за полоски и клетки.
Помните, что ручку ребенка нужно тренировать, она быстро устаёт от письма.
- Помогаем малышу развить мелкую моторику, играем с макаронами, фасолью, учимся завязывать шнурки;
- Учимся работать с ножницами (приобретаем с закруглёнными краями) - вырезаем фигуры по контуру;
- Пишем печатные буквы;
- Учим пальчиковую гимнастику: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
Чтение
- Учим алфавит - рисуем большую букву, лепим её из пластилина, рассказываем на что она похожа. Если получается, показываем букву с помощью пальцев;
- Читаем короткий рассказ, кладём книгу перед ребенком и находим с ним выученную букву; разбираем - о чём произведение, задаём вопросы по тексту; учимся пересказывать текст.
Рисование и другое творчество
- Учим малыша пользоваться красками, кистью, фломастерами;
- Уметь заштриховать пространство внутри, допустим, круга;
- Уметь раскрашивать раскраску (крупный и мелкий рисунок);
- Совмещаем рисование и лепку с изучением геометрических фигур (печенье - квадрат, апельсин – круг и т.п.); можно лепить буквы и цифры, чтобы лучше их запомнить.
Благодаря рисованию, аппликации, лепке улучшается мелкая моторика рук, ребенок быстро овладевает навыками письма, лучше учится в школе.
Как подготовить ребёнка к школе дома - идеи
Как говорилось выше, готовить ребенка к школе можно начать с 4 лет.
Нужно постепенно учить малыша читать, считать в форме игры. Например: считать количество машин во время прогулки, называть их цвета, считать цветочки, птичек, дома, деревья и т. д.
Дома можно считать фрукты, сладости, игрушки и т.д. Например: разложите перед малышом игрушки из киндер-сюрприза и попросите их запомнить, а потом уберите одну и спросите ребенка какой не хватает.
Домой приобрести ребенку письменный столик, а лучше сразу парту. И делать вместе поделки - рисовать, делать аппликации, лепить, собирать пазлы.
Больше разговаривайте с малышом, отвечайте на его вопросы, читайте книги.
Очень легко развивать ребенка во время прогулки.
Ребёнок пусть вам назовёт номера домов, читает названия улиц.
Расскажите ему - откуда берётся дождь и почему образуются лужи, почему на ели много шишек, для чего в парке нужны скамейки и т.п. Удовлетворяйте любопытство ребенка.
Можно рисовать вместе с малышом на асфальте, не только рисунки, но и цифры, буквы.
Можно с ребенком решать простые задачки. Например: на дереве висит 3 яблока, а упало 2 — сколько всего яблок было на дереве?
Также, можно с малышом поиграть в игру: называйте любые предметы, которые начинаются на определённую букву.
Или поиграйте в игру — какое слово длиннее, а какое короче.
Если смотрите мультфильм, после него можно обсудить с малышом что он узнал, задать ему вопросы. Попросить его объяснить своё мнение. Помочь ему довести мысль до конца.
Обсудите с ребенком - что относится к музыкальным инструментам, мебели, одежде, обуви и т.п. Можно с использованием специальных карточек, на которых это изображено.
Развивайте моторику рук: с помощью лепки, рисования, раскрасок; делайте поделки из бумаги и природного материала. Учите малыша обращаться с пуговицами, кнопками, лентами, шнурками. Плести косы. Перебирайте с ним крупы. Играйте в мяч, с кубиками, мозаикой, собирайте пазлы.
Ближе к школе – учите ребёнка самостоятельности, соблюдать режим.
Учите ребенка обходиться без вас в простых ситуациях. Если что-то не получается — помогите малышу, но не делайте за него!
Я стараюсь за всё хвалить ребёнка авансом, чтобы он пытался соответствовать образу. Говорю дочкам: «Ты – хорошая», «Ты - умная», «Ты всё сможешь» - таким образом дети начинают верить в свои силы, благодаря чему формируется правильная самооценка.
Чтобы научить малыша буквам, нам нужна книга с картинками: выбираем любую букву и проговариваем её несколько раз, а затем предлагаем малышу найти её на любой странице (более страшим детям, как моя Саша, можно предложить рассказать о чём говорится в книге по картинкам).
Также важно развитие логики. Например, предложите детям описать два предмета – понять какие у них сходства и различия.
Готов ли ребенок к школе – как узнать?
Есть 4 вида готовности к школе, по которым мы можем понять, что ребенку пора в школу.
1) Интеллектуальная:
Ребенок должен:
- Иметь развитую речь и мышление;
- Пересказывать текст, выбирать главных персонажей, рассказывать о сюжете произведения;
- уметь рассуждать и понимать причину и следствие (если на небе синие тучи, значит скоро будет дождь).
2) Эмоциональная: малыш должен ждать поступления в школу с радостью.
3) Волевая: ребенок должен понимать что такое распорядок дня первоклассника, уметь ориентироваться во времени данном на подготовку урока, сидеть спокойно в течении урока.
4) Физическая: её может узнать только медкомиссия, по её итогам дошкольник направляется в школу.
Только если ребенок готов всесторонне, он может идти в школу.
Как психологически подготовить ребенка к школе
Что такое психологическая готовность к школе - уровень психического развития малыша для освоения школьной программы.
Как увидеть что ребенок психологически готов к школе:
- он умеет творчески мыслить,
- может рассуждать и делает выводы,
- хочет учиться, понимает для чего дети идут в школу,
- умеет сравнивать предметы,
- умеет делать выводы,
- может задерживать внимание на изучаемом предмете,
- сам преодолевает трудности,
- может довести дело до конца.
Готовим детей к школе психологически:
- после чтения книги, обсуждаем текст, задаём ребенку вопросы;
- учим малыша преодолеванию трудностей;
- перестаём излишне опекать ребенка, т. е. приучаем его к самостоятельности, ежедневно поручаем ему какие-то дела и проверяем как он их выполнил. Делать это нужно учиться без напоминания. Если что-то не получилось сделать - учите не бросать дело на полпути. Пусть малыш пробует сделать его снова. При этом нужно быть терпеливыми, хвалить ребенка;
- учим ребенка общению со сверстниками, подсказываем как играть, чтобы избежать ссор;
- играем в "Школу" и попутно объясняем ребенку - чем отличается садик от школы, зачем нужно ходить в школу, каков школьный распорядок, что такое «перемена», что такое «домашнее задание», что такое «дисциплина», почему в классе должно быть тихо когда говорит учитель.
Объясняем, что в школе он получит знания, будет общаться со сверстниками, получать новые впечатления и т. д.
Важно рассказывать о школе только хорошее и внимательно слушать вопросы ребенка.
- учим отстаивать свои интересы без крика, драки, объясняем почему не нужно проявлять агрессию.
- Вырабатываем у ребенка усидчивость, чтобы он смог
- спокойно сидеть 40 минут на уроке.
Как это сделать? Занимаясь с ребенком ежедневно. Можете даже составить расписание. Но, не делайте больше 2 уроков в день. Это необходимо для того, чтобы малыш привык к определённому рабочему графику и легче воспринял школьный режим.